Урок-исследование по теме «Наблюдение за горящей свечой»

Разделы: Химия


Цель урока: изучить строение, состав, свойства пламени свечи и явления, сопровождающие горение свечи.

Задачи урока: продолжить формирование важнейшего метода познания - наблюдения и умения описывать его; формировать умения анализировать факты и давать научное обоснование; продолжить формирование простейших приемов работы с химическим оборудованием; развивать умения самостоятельно применять знания, работать с разными видами информации; воспитывать положительное отношение к знаниям , умение работать в парах, группах.

Оборудование: свеча, предметное стекло, пробирка, стеклянный стакан.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

2. Мотивационно-ориентировочный этап

Учитель: Сегодня у нас необычный урок - это урок наблюдения. Объектом наблюдения будет предмет, который всем нам хорошо знаком - это свеча! (Слайд 1. Презентация)

“Они бывают большие и маленькие, разного цвета и формы и даже с запахом.”

“При них гадают. Они создают таинственность, с ними всегда связано волшебство”

“Влюбленные проводят при них романтический вечер.”

“На День рождения их ставят в торт.”

“Ими пользуются, когда нет света.”.

А еще они бывают … (Слайд 2)

Учитель: А какое отношение имеет свеча к последним пройденным темам?

Учащиеся: Изучили физические, химические явления, реакция горения, экзотермический процесс, уравнения химических реакций. (Слайд 3)

Учитель: Что же мы будем делать сегодня на уроке? Повторять пройденную тему?. Изучать новую тему? Выполнять практическую работу?

Учащиеся: Выполнять практическую работу. Наблюдать за горящей свечой.

Учитель: Следовательно тема урока “Наблюдение за горящей свечой” (Слайд 3)

Я хочу привести слова Майкла Фарадея “Я собираюсь изложить вам ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи. Я не первый раз провожу беседу на эту тему и я бы с удовольствием возвращался к ней ежегодно – до того эта тема интересна, и до того изумительно разнообразны те нити, которыми она связана с различными вопросами естествознания. Явления, наблюдающиеся при горении свечи, таковы, что нет ни одного закона природы, который при этом, не был бы так или иначе затронут… Я надеюсь, что не разочарую вас, избрав своей темой свечу, а не что-нибудь поновее. Другая тема, возможно, была бы столь хороша, но лучше свечи она быть не может.” (Слайд 4)

Учитель: А еще совсем недавно шестиклассник Вова - сын моей подруги, обратился ко мне с вопросом. Я предложила ему задать этот вопрос моим ученикам. Он смутился, но потом согласился и написал вам письмо. “Рождество в этом году было для меня самым лучшим праздником. Мне подарили много подарков, но самое главное, я увидел необычное, которое не могу понять. Почему тень от свечи какая-то странная, всё видел наоборот. Яркая часть пламени отбрасывала тень, а нижняя темная часть - тень не давала. Мне очень интересно узнать, почему же так. Дорогие восьмиклассники, вы наверное сможете объяснить это явление. Жду вашего ответа. Вова”. (Рис на столах)

Может кто-то из вас сможет объяснить и дать ответ Вове.. Натуральное пламя и его тень выглядят различно. Почему? (Слайд 5)

Учитель: Какая встает проблема? Что будем делать?

Учащиеся: Будем исследовать!

Учитель: Что?

Учащиеся: Пламя.

Учитель: Какую цель мы ставим перед собой?

Учащиеся: Изучить строение, состав и свойства пламени свечи и явления, сопровождающие горение свечи. (Слайд 6)

Учащиеся работают в тетрадях для практических работ. Записывают число, тему “Наблюдение за горящей свечой”, цель, оборудование.

Учитель: Предложите план нашего урока (учащиеся предлагают). Прежде чем перейти к исследованию, необходимо знать теоретический материал, а потом подтвердить практически.

3. Операционно-исполнительский этап.

Учащиеся по рядам изучают теоретический материал (раздаточный материал на каждый стол) 1-й ряд: Строение свечи, функции фитиля. (Приложение 1) (Слайд 7)

2-й ряд: Зоны и строение пламени (Приложение 2) (Слайд 8, 9)

3-й ряд: Явления, происходящие при горении свечи. (Приложение 3) (Слайд 10)

После изучения теоретического материала учащиеся обмениваются полученными знаниями пересев на другой ряд. Вернувшись на свои места и обменявшись полученной информацией, каждый учащийся имеет представление о каждом теоретическом вопросе. Следует предупредить ребят, чтобы к данному виду работы подошли ответственно.

Схема 1

1 ряд 2 ряд 3 ряд
Строение свечи, функции фитиля Зоны и строение пламени Явления, происходящие при горении свечи
1 вар (1 ряд)

 

1 вар (2 ряд)

–––>

2 вар (1 ряд)

<–––

1 вар (3 ряд)

–––>

2 вар (2 ряд)

<–––

2 вар (3 ряд)

Учащиеся обмениваются полученными знаниями.

Практическая работа. Перед выполнением практической работы необходимо повторить правила техники безопасности.

Практическую работу учащиеся выполняют в группах по 4 человека. Учитель: в классе будет работать несколько исследовательских лабораторий. В каждой лаборатории по 4 человека: 1 - экспериментатор (проводит эксперимент), 2 - наблюдатель (ведет лабораторный журнал), 3 - аналитик (анализирует и фиксирует выводы), 4 - теоретик (делит все увиденное на явления физические и химические).

Оформление практической работы: (на каждую группу учащихся).

Тема: ____________________________

Экспериментатор _____Ф.И.__________

Аналитик _____ Ф.И._______________

Наблюдатель ________ Ф.И__________

Теоретик ______Ф.И._______________

Ход работы Наблюдения Выводы
1.

 

 

 

2.

3.

4.

Зажгите свечу

а) что происходит с парафином?

б) какую форму имеет пламя?

в) сколько зон различают в пламени, в чем отличие?

Возьмите предметное стекло и внесите в среднюю часть пламени.

Подержите сухую пробирку над пламенем, повернув вверх дном.

Накройте свечу стеклянным предметом (стаканом)

   

4. Рефлексивно-оценочный этап.

Выводы: Ответ. Вове.

_______________________________

Заключение (Слайд 11)

Дополнительный материал. (Слайд 12, 13)

Также предлагается выполнить домашнее задание на выбор, чтобы обсудить на следующем уроке.

Д/з. Подготовьте ответ на любой вопрос.

1) Как объяснить, что лучинка, опущенная вниз пламенем разгорается, а поднятая вверх пламенем – гаснет?

2) Почему пламя спиртовки отличается от пламени свечи?

3) Почему нельзя сжечь нефть, разлившуюся на поверхности воды, например, при аварии танкера?

4) Если накрыть одну свечу маленьким стаканом, а вторую – большим, в каком случае свеча горит дольше?

5) Одинакова ли температура пламени при горении различных веществ?

Литература

Подкопаева. И.Н. Организация и проведение урока-исследования.//Химия в школе. – 2010. -№4. -с.21.

9.02.2015