«Знакомим детей с автопортретом. Рисуем свой автопортрет»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели.

  • Дать детям знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения. Познакомит детей с автопортретами.
  • Учить правильно, ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях. Учить составлять портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению.
  • Обратить внимание на симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой.
  • Закрепить знания детей в составлении светлых тонов, технические навыки работы с гуашевыми красками.
  • Ввести в словарь детей понятия: жанр, автопортрет, эскиз, палитра, мольберт.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям живописи.

Материал: бумага - альбомного листа, кисти гуашевые краски, палитр.

Оснащение: зеркала, “волшебная дорожка” - модель лица человека, игра “фоторобот”.

Репродукции картин: автопортреты О.Кипренского, И.Левитана, И.Шишкина, А.Венецианов, В.Васнецов, В.Серов.

Ход занятия

Ребята, сегодня мы рассмотрим выставку картин - портретов. И не просто портретов, а автопортретов. Автопортрет – художник рисует себя сам, глядя в зеркало.

Многие художники-портретисты создавали автопортреты, причём некоторые написали рекордное число своих изображений.

Автопортреты О. Кипренского

 

Орест Кипренский написал около десятка своих портретов. Каждый автопортрет представляет нам иного Кипренского. Каждому портрету художник передает свою особенность. В автопортрете художник может выразить собственное видение своей внешности.

Автопортрет с кистями за ухом. 1808 г.

Автопортрет (с розовым шейным платком) 1809 г.

Автопортрет 1828 г.

Разные образы связаны с возрастными изменениями, с различными жизненными переживаниями.

Автопортреты И. Левитана

Автопортрет написан в 1880 году, когда художнику было 20 лет. На нас смотрит юноша с шапкой кудрявых волос, огромными глазами, хорошей формой носа, полными губами, утончённым овалом лица с пробивающейся бородкой.

Наклон головы выдаёт упрямый характер, и взгляд…умный взгляд много пережившего человека. В свои двадцать он уже пережил смерть семьи, голод, нищету. В свои двадцать он одержим желанием писать природу, деревья, траву и небо.
Этот автопортрет не живопись, а лёгкий рисунок кистью на бумаге, уголь, белила и тушь, в сочетании с мягким тёплым тоном фона создаёт ощущения живописного полотна.

Второй автопортрет написан через 13 лет. Исаак Левитан уже – имя!

Его работы становятся воплощением “русского пейзажа”. Исаак Ильич Левитан выставляет свои работы на выставках. Третьяков покупает его работы.

На картине мы видим человека в модном галстуке, хорошо сшитом костюме.

Шевелюра подстрижена и отступает от линии высокого мощного лба, густая короткая борода, круги под глазами, гордо поставленная голова. Свет падает сверху, затеняя лицо, но, не скрывая горького выражения лица. Впалые щёки дают представление об общем состоянии. Это уже не бедный студент, загнанный нищетой и властями. Это – гражданин мира.

Зачем пейзажист пишет себя? Автопортрет- это послание во времени. На языке своего искусства, оставляет художник послание во времени для современников и потомков.

Автопортреты И. Шишкина

Автопортрет 1854 г. Молодой художник студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества, полный надежд и ожидания славы и успеха, живописал себя и даже подписал на рисунке: “Сам с себя”.

Через 32 года И. Шишкин вновь вернулся к себе, к своему портрету.

Теперь он – прославленный художник- пейзажист, академик. Его творчество занимает немалое места в российской культуре, и он это хорошо осознает. И все это- внешне.

Алексей Гаврилович Венецианов

Венецианов написал портрет в тридцатилетнем возрасте, но человек, глядящий с полотна, кажется гораздо старше. Внимательный взгляд темных глаз, морщины, начинающие седеть волосы. Человек на портрете много пережил, но обрел мудрость, терпение, умение понимать и прощать. Он словно вглядывается в будущее, которое видится ему нелегким и тревожным.

В галерею автопортретов, выставленных в группе можно представить следующие репродукции:

Виктор Михайлович Васнецов

Валентин Александрович Серов

В Италии во Флоренции есть галерея Уффици. Там выставлены картины знаменитых живописцев со всего мира.

Уффици знаменита также своей коллекцией автопортретов художников, которая находится в так называемом “Коридоре Вазари” и насчитывает около 1500 картин. Конечно же, большая часть их находится в запасниках, поскольку невозможно экспонировать всю коллекцию в небольшом по площади коридоре, длина которого 750 метров.

Интересно, что по мнению многих ученых, моду среди художников на автопортреты ввел Леонардо да Винчи, за которым последовали Микеланджело и Рафаэль Санти.

В 1819 г. Академия впервые заказала автопортрет для собрания Уффици русскому живописцу, и первым “коридор Вазари”  украсил автопортрет Ореста Кипренского.

Спустя 12 лет, в 1831 году, заказ получил современник Кипренского - великолепный Карл Брюллов, но художник по каким-то причинам потерял к портрету интерес и не закончил его, картина вернулась в Россию в Русский музей.

Выставка картин Айвазовского во Флоренции (1874) возбудила восторг, и он был третьим, кому Флорентийская академия художеств предложила   написать свой портрет для помещения в галерею.

Следующим, кто удостоился такой чести, был Борис Кустодиев. Получив заказ от Флорентийской Академии, Кустодиев пишет себя на фоне праздничного зимнего города. Он выбрал панораму Троице-Сергиевой лавры – символа русского православия.

Фигура Кустодиева как бы выхвачена из толпы людей,  гуляющих вдоль изображенных на заднем плане церковных стен. Позади себя он показывает зимний пейзаж с церквями, праздничную ярмарочную толпу – всё то, что вызывало у него радость и всю жизнь питало его творчество.

В русской живописи всегда большим уважением пользовались портреты, как один из самых уважаемых и любимых жанров. Ему отдали дань все великие художники, запечатлев на своих полотнах образы современников или себя.

Познакомив детей с автопортретами русских художников, можно предложить им на следующих занятиях нарисовать свой автопортрет.

Ребята, хотите узнать как художники пишут автопортреты?

Проходите, садитесь удобнее, возьмите в руки зеркало. Будьте осторожны с зеркалом.

(Провожу игру “Самый серьезный”: цель вспомнить с детьми разное выражение лица - мимику. После произношения каждой фразы спрашиваю детей, какое у них выражение лица).

Сделайте серьезное лицо и скажите: Какая я серьезная. А сейчас улыбнитесь и скажите: Какая я веселая.

Сегодня у художника, решившего написать ваши портреты получилось бы много интересных работ. Но всех бы мы узнали. Почему? (Потому что у всех у нас разные черты лица)

Игра “Фоторобот” цель: закрепить знания о половых и возрастных особенностях людей, учить составлять портрет по собственному выбору и воображению.

Сейчас мы с вами попробуем составит алгоритм последовательности рисования лица человека.

“Волшебная дорожка” - составляя дорожку, дети рассматривают, на что похожа голова – форма яйца, брови – дуги, глаза – капли, овалы и т.д. Уточняем цвет лица, глаз, бровей, ресниц. Подобрать цвет лица помогает модель: Коричневый, белый, бежевый.

Сейчас предлагаю стать художниками и нарисовать свой автопортрет. Смотрите внимательно в зеркало, определите какого цвета у вас глаза, волосы.

Анализ работ, игра “чей портрет, угадай”.

Молодцы дети ваши автопортреты получились очень красивыми, не похожими друг на друга, как у настоящих художников.