Урок исследование «Видоизменения побегов». 6-й класс

Разделы: Биология


Цель: познакомиться с видоизмененными побегами, их биологическим и хозяйственным значением.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление о видоизменениях побега и их значении;
  • продолжить формирование у учащихся умения проводить лабораторные исследования и делать выводы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся узнают о разных вариантах видоизмененных побегов, их биологическом и хозяйственном значении.

Метапредметные:

Познавательные: развивается умение выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать вывод о взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями.

Коммуникативные: развивается умение участия в групповой работе (малая группа, класс); строить понятные монологические высказывания, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников.

Регулятивные: формируется умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов методами естественных наук.

Основные понятия урока: видоизмененный побег, корневище, клубень, луковица.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Оборудование: фрагмент из мультфильма “Чиполлино” Союзмультфильм, 1961 год (по итальянской сказке писателя Джанни Родари), презентация, интерактивная доска, видоизмененные побеги (луковица, клубень), гербарий Пырей ползучий, оборудование для проведения лабораторного исследования, инструктивная карточка.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

по источнику передачи и восприятия учебной информации:

  • словесные (беседа);
  • наглядные (иллюстрация, демонстрация);
  • лабораторное исследование.

по степени управления учебной работы:

  • учебная работа под руководством учителя;
  • самостоятельная работа учеников с различными источниками информации.

Ход работы

I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Учитель: Наш урок мы начнем с просмотра фрагмента мультфильма, снятого по мотивам сказки итальянского писателя Джани Родари. Внимание на экран.

Демонстрация фрагмента из мультфильма “Чиполлино” Союзмультфильм, 1961 год.

Учитель: Как называется книга Джани Родари?

Ученики (предполагаемый ответ): Книга Джани Родари называется Приключение Чиполлино.

Учитель: Кто такой Чиполлино?

Ученики (предполагаемый ответ): Чиполлино – мальчик-луковица.

Учитель: К какому вегетативному органу растения, изученному ранее, мы можем отнести луковицу? И почему?

Ученики (предполагаемый ответ): Луковицу мы отнесем к корну, т. к. она растет в почве.

II. Формулирование проблемы.

Учитель: Давайте сравним правильность наших предположений с темой § 10 учебника [1]. Как называется параграф?

Ученики (зачитывают): Видоизменения побегов.

Учитель: Что нам сегодня предстоит выяснить?

Ученики: Луковица – это корень или видоизмененный побег? Какие бывают еще видоизмененные побеги?

Учитель записывает тему (основной вопрос) на классную доску.

III. Версии.

Учитель: Так кто же прав, вы или авторы учебника. Что нужно сделать, чтобы найти решение проблемы?

Ученики: Прав автор учебника. Для решения проблемы надо изучить новую тему.

IV. Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Учитель: Что мы уже знаем по этой проблеме? Что нужно узнать, чтобы решить ее?

Ученики (предполагаемый ответ):

1. Вспомнить, что такое видоизменение.

2. Вспомнить, что такое побег.

3. Выяснить, какое строение имеют видоизмененные побеги.

4. Выяснить, какие функции выполняют видоизмененные побеги.

Учитель записывает сказанное учениками на классной доске в виде плана.

Учитель: Что значит видоизмененный? Какие видоизменения вы знаете? Какие функции они выполняют.

Ученики (предполагаемый ответ):

1. Разновидность, вариация, вариант чего-нибудь [2].

2. Мы изучили видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, корни-прицепки воздушные корни, дыхательные корни, корни подпорки. А так же видоизменения листьев: колючки, волоски, усики, листья, переваривающие насекомых.

3. Все видоизменения появились как приспособления к условиям существования и стали выполнять дополнительные функции: запас питательных веществ (корнеплоды), защита от поедания животными (колючки) и др.

Учитель: Где растет луковица?

Ученики (предполагаемый ответ): В почве.

Учитель: Что такое побег?

Ученики (предполагаемый ответ): Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками.

Учитель: Какие корни отрастают от побега (стеблей, листьев) и какую корневую систему они образуют?

Ученики (предполагаемый ответ): От стебля и листьев отрастают придаточные корни, которые образуют мочковатую корневую систему.

Учитель: Кроме луковицы к подземным видоизмененным побегам относят корневище (рис. № 40, стр. 54 учебника) и клубень (рис. № 41–40 стр. 55 учебника). У них так же можно обнаружить составные части побега и придаточные корни. Начинаем наше исследование.

IV. Открытие нового знания.

Учитель: Чтобы проделать исследовательскую работу надо поставить цель, определить предмет и объект исследования, выдвинуть гипотезу. Какова же цель нашего исследования?

Ученики (предполагаемый ответ): Выяснить, почему луковицу, клубень и корневище относят к видоизмененным побегам.

Учитель: Что будет объектом исследования?

Ученики (предполагаемый ответ): Объект исследования будут луковица, клубень и корневище.

Учитель: Что будет предметом исследовательской работы?

Ученики (предполагаемый ответ): Предметом исследования будет строение луковицы, клубня и корневища.

Учитель: Давайте выдвинем гипотезу нашего исследования. Продолжите мое предложение: “Если луковица – это не корень, а видоизмененный побег, то мы должны…

Ученики (предполагаемый ответ): Если луковица – это не корень, а видоизмененный побег, то мы должны обнаружить составные части побега: стебель, листья, почки и придаточные корни.

Учитель: Преступаем к нашему исследованию. У каждой группы будет свой объект исследования:

I группа – луковица (задание № 39 стр. 21 в рабочей тетради [3]).

II группа – клубень (задание № 38 стр. 21 в рабочей тетради).

III группа – корневище (Инструктивная карточка (Приложение № 1)).

Выполнение лабораторной исследовательской работы в группах.

Отчет групп о проделанной работе.

I группа (предполагаемый ответ с демонстрацией на таблице): Исследовав строение луковицы, мы пришли к выводу, что перед нами видоизмененный побег, так как мы обнаружили: донце (стебель), отрастающие от него придаточные корни (мочковатая корневая система), листья (мясистые и чешуйчатые), почки.

Учащиеся II и III групп выполняют задание № 39 стр. 21 в рабочей тетради.

II группа (предполагаемый ответ с демонстрацией на таблице): Исследовав внешнее и внутреннее строение клубня, мы пришли к выводу: Клубень – видоизмененный побег. Он развиваются на верхушке подземного побега – столона, который отрастает от оснований надземных стеблей. На клубне есть почки (глазки): верхушечная и пазушные. Листьев нет. На поперечном срезе клубня можно обнаружить, как и у стебля: пробку, луб, древесину и сердцевину.

Учащиеся I и III групп выполняют задание № 38 стр. 21 в рабочей тетради.

Учитель: На молодом клубне можно увидеть недоразвитые листочки в виде чешуек. После их отмирания на поверхности клубня остаются дугообразные рубцы – бровки, в пазухах которых размещаются три почки.

III группа (предполагаемый ответ с демонстрацией на таблице): Исследовав строение корневища, мы сделали вывод: Корневище является видоизмененным побегом. Наша группа обнаружила у него верхушечную и пазушные почки, листья в виде пленчатых чешуек, и отрастающие придаточные корни.

Учитель: Давайте сделаем вывод.

Ученики (предполагаемый ответ): Клубень, луковица и корневище – это видоизмененные побеги, растущие под землей.

Учитель: Кроме подземных видоизмененных побегов есть и надземные видоизмененные побеги. Давайте с ними познакомимся. Для этого рассмотрите рис. № 44, прочитайте текст на стр. 57 учебника и выполните задание № 40 в рабочей тетради.

Ученики рассматривают рисунок, читают текст в учебники и заполняют таблицу “Функции видоизмененных побегов”. Взаимная проверка в паре.

Результаты работы.

Таблица № 1

Функции видоизмененных побегов

Видоизмененный побег Функции
Корневище Запас питательных веществ, размножение.
Клубень Запас питательных веществ, размножение.
Луковица Запас питательных веществ, размножение.
Колючки Защита от поедания животными.
Усы Поддержание стебля в вертикальном положении, размножение.
Утолщение междоузлий стебля Запас питательных веществ.

V. Применение нового знания.

Вариант I. Беседа по вопросам:

Учитель: 1. Почему луковичные растения часто встречаются там, где очень сухое и жаркое лето – в степях, пустынях?

Ученики (предполагаемый ответ): Накопленные в луковицах питательные вещества дают растениям возможность за короткое время вырасти, отцвести и сформировать дочернюю луковицу, а также луковички-детки. К моменту наступления засухи надземные побеги, и корни отмирают, а растения переносят неблагоприятное время в виде луковиц.

Учитель: 2. Почему, выращивая картофель, необходимо бороться с насекомыми вредителями, повреждающими листья данного растения?

Ученики (предполагаемый ответ): Одна из функций листа – фотосинтез (образование органических веществ). Из листьев картофеля через стебли в столоны постоянно оттекают органические вещества и в виде крахмала откладываются в верхушках, образуют клубни. Если не бороться с насекомыми вредителями, повреждающими листья картофеля, этот процесс нарушается, и урожайность картофеля снижается.

Учитель: 3. Используя знания о строении корневища, предложите способ борьбы с корневищными сорняками (пырей, осот) на огороде и дачных участках.

Ученики (предполагаемый ответ): Мы предлагаем вскапывать почву и тщательно выбирать корневища вручную. Копать лучше не лопатой, а вилами – так значительно меньше шансов повредить корневище, разрезать его на кусочки, из которых потом вырастут новые сорняки.

Вариант II. Тестирование:

А1. Какого образования нет у корневища?

1) верхушечной почки; 2) корневого чехлика; 3) придаточных корней; 4) пазушных почек.

А2. Клубни картофеля развивается на:

1) столонах; 2) корневищах; 3) придаточных корнях; 4) стержневом корне.

А3. Зеленые побеги репчатого лука образуются из:

1) внутренних чешуй луковицы; 2) пазушных почек;

3) наружных чешуй луковицы; 4) придаточных корней.

А4. Что собой представляет донце:

1) стебель; 2) почки; 3) корень; 4) листья.

А5. Основной запас органических веществ у луковицы находится:

1) в листьях; 2) в донце; 3) в почках; 4) в придаточных корнях.

А6. “Смысловые пропорции”: Донце : Стебель = Чешуи : …;

А7. “Смысловые пропорции”: Бровки : Рубцы от листьев = … : Почки;

А8. “Смысловые пропорции”: Ирис : корневище = … : Клубень.

IV. Итог урока.

Вывод по проблеме.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог нашей работы и ответим на несколько вопросов.

Беседа по вопросам:

Учитель: 1. Какова была цель нашего урока?

Ученики (предполагаемый ответ): Цель нашего урока: Выяснить, почему луковицу, клубень и корневище относят к видоизмененным побегам.

Учитель: 2. К какому выводу вы пришли, изучив строение луковицы, клубня и корневища?

Ученики (предполагаемый ответ): Клубень, луковица и корневище – это видоизмененные побеги, растущие под землей.

Учитель: 3. Чья версия подтвердилась?

Ученики (предполагаемый ответ): Версия автора учебника.

Рефлексия.

Учитель: Давайте оценим свою работу на уроке, для этого заполним анкету (Приложение № 2).

Домашнее задание: § 10, вопросы.

Список литературы и источников информации

  1. Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014.
  2. Толковый словарь Ушакова – URL: http://enc-dic.com/ushakov/Vidoizmenenie-5204.html.
  3. Пасечник, В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника “Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014.

5.02.2015