Через культуру родного края к истокам патриотизма

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (37,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: через воссоздание историко-культурного портрета древности путём представления творческих проектов, определить взаимосвязь культуры и патриотизма.

Задачи:

  • обобщить историко-культурные особенности смоленской древности на примере представления ученических проектов;
  • развивать навыки исследовательской деятельности, умения работать в группе, анализировать и представлять результаты своей деятельности;
  • через культурные традиции родного края воспитывать чувство гордости за национальное достояние России.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, экспонаты школьного музея в качестве декорации.

Технология: творческого проекта с элементами ролевой игры.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Определение цели урока.

IV. Обобщение пройденного материала.

V. Обобщающие выводы.

VI. Рефлексия.

VII. Диагностика.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Слайд 1

Вводное слово учителя.

Обратите внимание на тему, определите ключевые слова. Что такое патриотизм? Что такое культура?

Патриотизм – это любовь к Родине.
“Культура – это память”.
(Д.С.Лихачёв)

Определения записываются на доске.

Слайд 2. Обратите внимание, какое противоречие заложено в название темы?

С одной стороны, в настоящее время неоспоримым является факт того, что малая родина играет значимую роль в жизни каждого человека, это - дорогие сердцу места, близкие душе обычаи.

Но, с другой стороны, сейчас многие источники навязывают нам заведомое неуважение ко всему, что было до эпохи автомобилей и компьютерных игр.

Поэтому сегодня, защищая свои проекты, объединённые общей темой

“Через культуру родного края к истокам патриотизма”, мы попытаемся разобраться с этим противоречием.

III. Определение цели урока.

Слайд 3. Таким образом, посмотрите ещё раз на название темы и попытайтесь определить цель нашей работы. Значит, целью защиты нашего общего проекта является определение взаимосвязи культуры родного края и уважения к стране в целом.

IV. Обобщение пройденного материала.

Проект “Что мне нравится в личности предков” представляет первая группа.

Ведущая читает стихотворение Сергея Есенина.

Слайд 4

“Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость
Колесом за сини горы
Солнце красное скатилось.
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось”.

Поздняя осень. Закончив все работы во дворе, семья собирается в избе. Давайте и мы заглянем в крестьянскую избу на окраине Смоленска.

Слайд 5.

Инсценировка сказки О.Высоцкой “Золотое яйцо”. Декорации в стиле крестьянской избы.

Дед и баба в избе. Раздаётся стук в дверь.

Баба.

“Эй старик проснись скорей!

Дед.

Волки что ли у дверей?
Ты что шумишь, старуха.

Баба.

Да смотри, что я нашла.
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла.

Дед.

Ну, снесла, какое дело!
Что ты, бабка, надоела.

Баба.

Да яйцо-то не простое,
А гляди-ка - золотое.

Дед.

Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели!
Погляди, горит, как жар,
Не случился бы пожар.
Ох горит, слепит глаза, чудеса.
Ты в сундук запри его.
(Раздаётся стук)

Слайд 6.

Нету дома никого.
Ишь, соседей как назло ненароком принесло.
Я пойду запру засов, да пустить бы надо псов.

Баба.

В среду в город я поеду, там базар бывает в среду.
Богатеев много там, там яичко и продам.
Как дадут мне денег груду, накидают мне рублей
Вот на праздник враз добуду
Я на шубу соболей.
И обновок накуплю я, разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую, до краёв набью сундук.

Дед.

Что ты мелешь небылицы, ишь сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет, уж если мы богаты, я построю вместо хаты
Трёхэтажные палаты и беседки по углам.

Слайд 7.

Баба.

Наказанье с глупым мужем! Что ты, старый, не блажи.
Мы живём других не хуже, ни к чему нам этажи.
А за эти, за беседки засмеют тебя соседки.

Дед.

Пусть смеются, мне не жалко.

Баба.

Да уймись ты не кричи, вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи. Ой, не мил мне белый свет!

Дед.

Я хозяин или нет!

Баба.

Ой, яичко покатилось, покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось, всё куда-то подевалось.

Дед.

Ну, чего мы затужили, от чудес одна беда.
Будем жить как прежде жили и работать как всегда.
И шубёнку справить можно, и построить можно дом,
Только то видать надёжно, что даётся нам трудом.
Открывай старуха дверь, что нам прятаться теперь.

Баба.

Эй, соседка, эй, сосед, забывать друзей не след,
Заходите на часок, у меня хорош квасок,
И варенье, и соленье, заходите без стесненья”.

Слайд 8. Входят соседки, произнося старинные пожелания добрым хозяевам.

“Счастья вам, хозяин, да хозяюшка!
Большого здоровья, с новым вас урожаем,
С вкусными блинами”.

“На новое вам лето, на красное вам лето.
Куда месяц хвостом, там и жито кустом.
Куда коза рогом, там и сено стогом” [5].

Делаем выводы. Какие качества национального характера наших предков вам кажутся наиболее привлекательными? Почему?

Проект “Исследование древнего обряда” представляет вторая группа.

Из многообразия традиций и обрядов, определены задачи исследования особенностей самого интересного свадебного обряда и роли женщины в повседневной жизни.

Слайд 9. Все виды работы в совершенстве должна была освоить девушка.

Слайды 10,11,12. В отличие от других стран, в России, несмотря на патриархальный характер бытия, женщина была более свободной. Её уважали, к ней прислушивались, её даже побаивались. В доме она имела право сидеть за столом на почётном месте рядом с хозяином, обладала имуществом и могла его наследовать. А в период отсутствия главы семьи, большуха – мать или жена старшего брата имела даже определённую власть над мужским населением дома.

Слайд 13. Суровая жизнь наложила отпечаток и на эталон женской красоты в прошлом. Девушка худая, тщедушная символически считалась больной “не гожей в хозяйстве” [4], такую и сваты обходили стороной. И наоборот, настоящей красавицей, работницей, считалась женщина высокая, полная, розовощёкая. Своим обликом она излучала и гордый нрав и внутреннюю доброту. Чтобы соответствовать данному образу, наши предки даже шли на набольшие хитрости в диете. Они не только усиленно потребляли в большом количестве любимые россиянами пироги, кулебяки и блины с всевозможными начинками, так ещё, по свидетельству Домостроя, пили особый напиток – квас со сметаной, чтобы располнеть. Подобная красавица была невестой уже в 15 -16 лет.

Слайд 14.

Время свадеб определялось церковным, (так как в посты свадеб "не играли") и земледельческим календарем. Оказывается, большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.

Слайд 15.

В ходе исследования выяснено, что по свидетельству летописца Нестора нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданными страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц.У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали игры между полей, во время которых мужчины выбирали себе невест и без всяких обрядов забирали их к себе в дом. До принятия христианства, среди древних славян было широко распространено многоженство. А по мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали.

Слайд 16. Со временем обрядовая жизнь усложнилась. Так, традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, свадьбу и послесвадебный.

Первый период начинался семейным советом — в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Слайд 17. Вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. Важным моментом были общественные “смотрины” невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить положение ее семьи, узнать о характере. Родители старались подобрать “ровню”[5]. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее “вспоили и вскормили”[3]. А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь.

Слайд 18. После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Слайд 19. Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того, насколько оно понравится, зависело продолжение или прекращение дела. Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней “сторону жениха” приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Но, чаще невеста после сговора называлась “сговоренкой”[4] и всё заканчивались пиром.

Слайд 20

Выявлено одно противоречие. Вот, две резко различавшиеся части: церковный обряд “венчания” и собственно свадьба, “веселье” [3] — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое.

Иерархи православной церкви в своих посланиях XVI и XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как волхования, но, с другой стороны они не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Слайд 21. В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алтарем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана.

Слайд 22. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и праздник как бы начинался снова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Слайд 23. Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

Проект “Представление обряда” - третья группа.

Ведущая:

“А слыхали к соседской Марьюшке сваты пришли, пойдём посмотрим”.

В дом входят сваха и друг жениха.

В доме мать невесты, Марьюшка и её брат.

Сваха.

“Мы встретили лисицу, не забежала ли она к вам?

Мать.

Да нет, не забежала.

Сваха.

У вас товар, а у нас купец! Что у месяца рога золотые,
А у солнышка лучи светлые, у Ивана кудри русые,
Из кольца в кольцо завиваются.
Виноград расцветает, а ягодка поспевает.
Виноград – Иван – сударь,
Ягодка-то – Марьюшка.

Мать.

Наше то золото получше, да жемчуг подороже, подороже!
Да и Марьюшка Ивана получше, получше!
Да и личиком покраше, побелее.
Она-то наша кралечка ещё и шелкошвейка.
Тонко пряла, часто ткала, бело вышивала.
Весь наш род придарила: отцу - рубашку, матери - другую.

Уж ты свет, моё дитятко!
Уж ты свет, моё родимое.
Я берегла тебя дитятко,
От ветру, от вихорю,
От частого дождичка
И от красного солнышка.
Я не могла тея уберечи
От чужие дальния стороны.

Ведущая.

После переговоров мать, согласившись перевязывает сватам ручник через плечо. А друг жениха “ дружко” подходит к брату невесты.

Дружко.

Что сестру охраняешь, она уж не твоя, а наша.

Братец.

Если ваша, то заплати мне выкуп, я её одевал, кормил, поил.

(Дружко протягивает мешок – выкуп).

Невеста.

Сестрицы мои, подруженьки,
Придумайте, уж как мне войти в чужой дом.
Уж как мне назвать свёкра и свекровь?
Мне батюшкой называть не хочется,
Мне свёкром назвать - осердится.
Ох, убавлю спеси – гордости!
Прибавлю ума – разума.
Назову я свёкра батюшкой, назову я свекровь – матушкой.

Не прошу я, батюшка,
Ни злата, ни серебра,
Прошу я, батюшка,
Твоего благословения.
Не прошу я, матушка,
Ни злата, ни серебра,
Прошу я, матушка,
Твоего благословения”[5].

Ведущая:

В субботу перед венчанием в доме молодых пекли каравай. У жениха из теста пекли борону, это – подарок отцу невесты. А у невесты пекли калач, который она на полотенце вносила в новый дом. Это было символом благополучия.

V. Обобщающие выводы.

Группы работают над заданием начала урока. Используя полученные в ходе обобщения знания, разрешить противоречие: связаны ли понятия культуры родного края с уважением к своему Отечеству?

Затем каждая группа представляет свои обобщённые доказательства.

Слайд 24

Таким образом, история и культура нашей родной земли настолько богата, что нам всегда было, кем и чем гордиться. На Руси людей, забывших свои корни называли “Иван, непомнящий родства”. Это неслучайно, потому что уважение к своему прошлому начинается с малого и остаётся у культурного человека на уровне генетической памяти. Поэтому мало говорить о любви к истории, надо знать прошлое, богатую духовную культуру, народные традиции, чтобы по достоинству оценить и гордиться нашим культурным наследием.

VI. Рефлексия.

VII. Диагностика.

Использованные источники.

  1. В.Г.Афанасьев, Д.И.Будаев, Л.В.Ковалёва. История Смоленщины. Смоленск: Траст-Имаком, 2002.
  2. Д.И.Будаев, А.А.Ильюхов. История Смоленщины. Смоленск: Универсум, 2009.
  3. Ю.Б.Красильников, В.И.Грушенко, А.Т.Смирнова. Художественный мир Смоленщины. Смоленск: Траст-Имаком, 1997.
  4. Г.А.Ластовский, История и культура Смоленщины. Смоленск, 2008.
  5. А.В.Терещенко. История культуры русского народа. Москва, 2007.
  6. http : // nasledie.smolensk.ru
  7. http: // ru.wikipedia.org/wiki
  8. http: //www.smolensklib.ru
  9. http: // www.coolreferat.com. Древние города России. Смоленск.