Сказкотерапевтическое занятие «Сказка о том, как Вася путешествовал в будущее»

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели занятия.

  • Развитие познавательного интереса учащихся;
  • Развитие эмоционально-волевой сферы;
  • Развитие воображения, творческого мышления, внимания;
  • Развитие самосознания и рефлексивных способностей детей;
  • Способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы;
  • Снятие психоэмоционального напряжения;
  • Создание благоприятного микроклимата в классе.

Участники – учащиеся младшей школы (от 5 до 20 человек);

Структура занятия

1. “Ритуал входа” в сказку. Под руководством взрослого, дети выполняют сплачивающее упражнение, которое позволяет им оказаться в сказке.

2. Сказка. Ведущий рассказывает детям сказку;

3. Анализ сказки. Ведущий обсуждает с детьми прочитанную сказку, ее содержание, героев, чувства, которое вызывает произведение;

4. Игры, упражнения. Решают коррекционно-развивающие задачи;

5. Подведение итогов. Идет обсуждение того, что происходило на занятии, что нового узнали учащиеся, как содержание занятия можно связать с реальной жизнью;

6. Ритуал “выхода” из сказки. Это повторение ритуала “входа” в сказку.

Оборудование и материалы: магнитофон с записью спокойной музыкой, колокольчик, большая старинная (стилизованная) книга, свиток с правилами, на доске ватман с нарисованным сказочным деревом, слайдовая презентация, карандаши, фломастеры, для каждого учащегося заготавливаются разноцветные бумажные листочки.

Время: 40 мин.

Ход занятия

Организационный момент. Дети рассаживаются по местам.

Ведущий. Здравствуйте. Я рада Вас видеть!

Для того чтобы мы с вами отправились в Страну сказок, мы должны снять усталость и напряжение. А для этого вместе выполним упражнения.

Комплекс релаксационных упражнений (под спокойную музыку).

* Упражнение “Цветок”. Представьте, что вы на поляне, каждый при этом занимает место в классе, где ему нравится, вы маленькие росточки. Дети присаживаются на корточки. Пригрело солнышко, и расточки начинают подниматься, медленно поднимаются и встают во весь рост. Потянитесь вверх, повернитесь к солнышку одним боком, другим, посмотрите вверх, глубоко вдохните, и, медленно опуская руки, выдохните.

* Упражнение “Ласковое солнышко”. Представьте, что вы лежите на полянке и вас пригревает солнышко. Я буду называть часть вашего тела, на которое падают лучи солнышка, а вы будете поглаживать его рукой. Солнечные лучи скользят по вашей правой руке, затем - по левой. А теперь, они коснулись вашей правой щеки, затем - левой. А теперь они обнимают вас за плечи.

* Упражнение “Лебедь”. Представьте, что вы прекрасные лебеди. Вытяните шею, она напряжена, отведите назад плечи, руки выпрямили. Медленно поднимаемся на носочки, прямые руки - вверх, плавно приседаем, руки - вниз. Поднимаемся вверх, замерли - парим, плавно опускаем руки, расслабляем ноги. Тело легкое, гибкое, ноги и руки стали послушными. Дышим спокойно и ровно, вдох - выдох.

* Упражнение “Муха”. Представьте, что вам на нос села муха и вам без помощи рук нужно прогнать ее. Покрутите носом вправо и влево, наморщите его, напрягите все мышцы лица… А теперь расслабьте лицо. 3 раза.

* Упражнение “Приветствуем по-разному”. Ведущий. Каждое утро вы собираетесь в классе и здороваетесь друг с другом и с учителями. Придумайте необычные способы приветствия (ограничений нет, можно пользоваться любыми частями тела: руками, ушами, плечами и др).

Звучит спокойная музыка. Ведущий звонит в маленький колокольчик.

Ведущий. - Ребята, у меня в руках Волшебная книга, в которой есть много разных сказок. Чтобы книга открыла нам вход в сказку, нужно выполнить одно магическое действие. Давайте встанем все в круг и каждый, правой рукой дотронется до Волшебной книги, при этом необходимо закрыть глаза. Когда я досчитаю до 3-х, глаза откроете и улыбнетесь друг другу. (Дети выполняют данное действие и садятся на свои места).

Ведущий. - В этой книге множество различных сказок. Они необычные, потому, что их герои такие же ребята, как вы. И с ними происходили разные волшебные приключения. Но, для того, чтобы приступить к знакомству со сказкой, нужно знать правила поведения в сказке. Давайте все вместе их разберем. (Правила записаны на свитке, который показывает ведущий). На слайдовой доске записаны правила. (Слайд 2).

Правила поведения в сказке, которые пригодятся в жизни.

- Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

- Добровольно помогай товарищу в случае необходимости.

- Умей остановить друга, если он делает что-то нехорошее.

- Не смейся над ошибками других, ты можешь ошибиться сам.

- Помни о благодарности – говори волшебные слова.

- С людьми живи в мире, с пороками сражайся.

Ведущий читает правила. Правила обговариваются и принимаются детьми.

Ведущий. А теперь, ребята, послушайте Волшебную сказку. (Слайд 3).

Сказка о том, как Вася путешествовал в Будущее.

Жил-был на свете мальчик по имени Вася. Как все ребята его возраста, он ходил в школу. Но не любил Вася учиться, а особенно выполнять домашние задания. Придет после школы и бегом на улицу играть с ребятами, так да самого вечера и проиграет. Ну, а если и садился делать уроки, то ненадолго, чаще всего до конца так их и не доделывал. Жил у Васи кот по имени Барсик. Очень был умный кот. Бывало, сядет рядом на диван, когда Вася делает уроки и не сводит с него глаз, как будто хочет что-то сказать. (Слайд 4).

И вот однажды, придя со школы, Вася решил остаться дома, на улице шел дождь, и во дворе никого не было. Нехотя достал он из портфеля свои учебники, тетради. Решил Вася выполнить задания по математике. А задали выучить таблицу умножения. Прочитал два столбика и скучно стало ему. Посмотрел на кота Барсика, а тот сидит щурится, как будто смеется над ним. (Слайд 5).

– Хорошо тебе, Барсик, сидишь спишь и таблицу умножения тебе не нужно учить, двойку никто не поставит, – с завистью проговорил Вася. А кот в ответ мурлыкнув, сладко зевнул. Васе тоже захотелось спать. Глаза стали сами собой слипаться, а потом и вовсе закрылись. Вася склонился, так и заснул за столом. И снится ему удивительный сон.

Сидит Вася за своим письменным столом, делает уроки, а рядом сидит его кот. И вдруг Барсик говорит ему человеческим языком:

- Давно я наблюдаю за тобой, Вася. Не любишь ты делать уроки, ленивый, нет у тебя силы воли, даже таблицу умножения выучить не можешь. Вася от удивления даже ручку выронил. Его кот говорит человеческим языком? Но еще большее было удивление, что его обвиняют в лени, да и кто? Собственный кот! Обидно стало Васе и говорит он коту:

- Думаешь, если ты научился говорить человеческим языком, то тебе можно меня обвинять? Ты просто не знаешь, как сложно выучить таблицу умножения! – с дрожью в голосе проговорил Вася. – Почему не знаю? Я и таблицу умножения знаю и еще многое чего умею. У нас там все это умеют, – довольно мурлыкнул Барсик и застенчиво отвернулся. Вася широко открыл глаза и удивленно спросил:

- Где это “там” и кто это “все”? Стал Барсик рассказывать свою историю. Что, мол, умеет он перемещаться в пространстве и во времени. И там, в Будущем, куда он перемещается, все по-другому. Можно гулять сколько хочешь, кушать, что тебе нравится, а развлечений столько, что просто дух захватывает. Захотелось Васе посмотреть на это все своими глазами. И попросил он кота взять его с собой, чтобы хоть одним глазком взглянуть на это Будущее. Барсик махнул хвостом, обежал вокруг мальчика три раза и перед ними возник яркий свет, да такой, что Вася даже закрыл глаза. Вдруг послышались какие-то голоса. Открыл Вася глаза и ахнул. Перед ним открылась потрясающая картина, как в фантастическом фильме. Вокруг множество аттракционов. В большом парке звучит музыка, и взрослые вместе с детьми гуляют вдоль аллей. Все улыбаются, приветливо обращаются друг к другу. Вася обратил внимание на летающие машины, они кружили по воздуху и были похожи на маленьких жучков. Он даже рот открыл от восторга. А кот Барсик, наблюдая за Васей, с чувством собственного достоинства проговорил:

- Это воздухоходы. На них можно кататься даже детям. – Ну что, Вася? – лукаво спросил Барсик, - тебе здесь нравится?

Вася только кивнул головой, зачарованно оглядывая все вокруг.

– Ты пока здесь погуляй, осмотрись, а я пойду, у меня еще дела есть кое-какие, - мурлыкнув, кот Барсик важно пошел по тропинке.

Оглянулся Вася, смотрит, а невдалеке какая-то кабинка стоит. Туда люди заходят, а оттуда выходят и садятся в воздухоходы и взлетают прямо в небо. Решил и он попробовать. Зашел в кабинку, а его спрашивает какой - то голос:

- Сколько будет, если перемножить 9 на 3? (Слайд 6).

Вася задумался, не ожидал он такого вопроса. Стал мучительно вспоминать таблицу умножения, но никак вспомнить не мог, да и Барсика рядом не было, некому подсказать. Посмотрел назад, а за ним уже очередь скопилась, и все смотрят на Васю с укором, что он, мол, очередь задерживает? Стыдно ему стало, что таблицу умножения не знает. Решил Вася сделать вид, что передумал лететь и расстроенный вышел из кабинки.

Ведущий: - “А вы, ребята, знаете ответ на вопрос? Сколько будет 9 умножить на 3?” (учащиеся отвечают поднятием руки).

Пошел Вася дальше и увидел магазин. А на витрине такое разнообразие сладостей! Печенье, торты, пирожное, а сколько видов мороженого! Он даже слюну проглотил. Решил Вася купить себе приглянувшееся мороженое. Стал доставать из кармана деньги. А продавщица изумленно посмотрела на Васю и говорит ему:

- Мороженое оценивается не деньгами, а правильным ответом на вопрос. - Отгадай его и получишь свое мороженое!

“На столе лежали 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе?” (Слайд 7).

Вася сразу выпалил:

- Три!

- Неправильно, мальчик, – сказала продавщица. - Прежде, чем ответить, всегда нужно хорошо подумать.

Стал Вася напряженно думать, представлять в своем воображении задачку. И, наконец, созрел ответ в его голове.

Ведущий: - “Ребята, кто из вас посчитал и знает ответ?” (учащиеся отвечают поднятием руки).

– Четыре яблока, - ответил Вася.

– Правильно ответил, а за правильный ответ получай свое мороженое! – улыбаясь, сказала продавщица.

Поблагодарив продавщицу и наслаждаясь вкусным мороженым, он побежал по дорожке дальше. Смотрит, а впереди большая площадка и дети катаются на необычных велосипедах. С виду выглядит, как велосипед, но только без педалей. Захотелось Васе на нем прокатиться. Подходит к тетеньке, которая выдает велосипеды, а она говорит:

- Ответишь на мою загадку, получишь велосипед!? (Слайд 8).

– Подумай и ответь: “Кто молча учит?” - Вася задумался. Очень уж хотелось ему покататься с ребятами на таком диковинном велосипеде. У Васи в голове стали крутиться разные мысли, приходило в голову много вариантов ответа, но нужно было выбрать один. Решил рискнуть, ответить.

– Телевизор! – ответил Вася.

– Ответ не верен, - сказала тетенька.

Ведущий: - “А какие варианты ответов у вас, ребята?” (учащиеся отвечают поднятием руки).

А тетенька говорит:

- Ты был невнимательный, когда я задала вопрос. Разве телевизор молчит? - Из какого источника мы еще можем получать информацию? Без этого школьники не могут обойтись? - добавила она. Опять задумался Вася, потирая свой лоб, как будто от него все зависело. И вдруг его осенило,

- Да это же книга! – воскликнул Вася, – как я раньше не смог догадаться! Я же школьник, а школьники должны учиться по книгам, чтобы разные науки осваивать! Тетенька, улыбаясь, протянула Васе новенький велосипед. Мальчик был в восторге от того, что будет сейчас кататься, но, больше всего, его переполняло чувство гордости за то, что он самостоятельно нашел ответ на задачку.

Долго ли он катался или нет, никому не ведомо. Но вдруг, Вася почувствовал, что кто-то трется о его щеку. Открывает глаза и видит перед собой кота Барсика. Тот внимательно смотрит на него, мурлыкая, как будто хочет что-то сказать. Вася поднял голову, смотрит, а пред ним лежит открытая тетрадь и учебник по математике. Вспомнил он, что не выполнил домашнее задание, и хотел было закрыть тетрадь, да стыдно стало. Вспомнил Вася свой сон, не хотелось теперь ему быть неучем.

– Выучу таблицу умножения и в следующий раз обязательно покатаюсь на воздухоходе! - воскликнул Вася. А кот Барсик прищурил свои глаза и ласково мяукнул в знак согласия со своим другом. (Слайд 9), (Слайд 10).

Вопросы для обсуждения

1. Почему Вася плохо учился?

2. Где он оказался во сне?

3. Что Васе помогало в трудных ситуациях?

4. Какие качества необходимо развивать в себе, для успешной учебы?

5. Поднимите руки те, кто когда-нибудь задумывался, зачем нужно учиться?

6. Помогла ли вам сказка ответить на этот вопрос?

Ведущий обсуждает с детьми прочитанную сказку, ее содержание, героев, чувства, которое вызывает произведение.

Подведение итогов.

Ведущий. Иногда от ребят приходится слышать: “Зачем мне эта математика, таблица умножения, или зачем учить правила по русскому языку?”. Но на самом деле все взаимосвязано. Математика развивает абстрактное мышление, без которого невозможно обойтись в повседневной жизни. Таблица умножения нам необходима, чтобы быстро и правильно считать. А правила необходимы нам для того, чтобы грамотно писать. Развивается наше общество, идет и развитие науки. Грамотному и культурному человеку необходимо развивать свои способности. А поскольку вы обучаетесь в школе, самое главное, необходимо не лениться, а заставлять работать свой мозг, чтобы приобретать необходимые в жизни навыки. На уроках стараться самостоятельно думать, решать, выполнять различные упражнения, которые развивают мышление.

Ведущий. А что мешает лучше учиться? (дети отвечают поднятием руки).

Совершенно верно, это: лень, рассеянное внимание, неумение слушать, плохая дисциплина низкие способности, безответственность. Конечно, от природы способности к учебной деятельности у всех разные. Но можно загубить самые замечательные способности и развить до совершенства, самые посредственные. Все зависит от самого человека.

- А что помогает хорошо учиться? (дети отвечают поднятием руки, а ведущий записывает ответы на доске). Запишем это: сила воли, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, прилежность, активность, внимательность, сообразительность, хорошая память, пытливый ум, усидчивость, умение слушать и т д.

Ведущий. Ребята, перед вами сказочное Дерево Знаний. Оно пока у нас без листьев. Его надо “оживить”. То, есть, дерево должно обрести свою листву. Вы сейчас назвали много качеств, которые помогают успешной учебе. А сейчас положите перед собой листочек и напишите, какие качества характера, особенности, вы хотели бы в себе развить, помогающие в учебе. Кто написал, может подойти к Дереву Знаний и прикрепить свой листочек.

(под спокойную музыку дети выполняют задание).

Итак, мы с вами, послушали удивительную сказку, поразмышляли над тем, зачем нужны знания, почему надо учиться, что мешает и что помогает в учебе. Каждый из вас решил для себя, от чего мешающего учебе он хотел бы избавиться, а что приобрести, чтобы учиться лучше. И теперь наше Дерево Знаний будет радовать нас, а мы в свою очередь, должны стараться, чтобы все, что пожелали обязательно сбылось.

Пора прощаться со сказкой. А для этого, необходимо повторить наше магическое действие, которое мы выполняли в начале нашего занятия.

Ритуал “выхода” из сказки.

Звучит спокойная музыка. Ведущий звонит в маленький колокольчик.

Ведущий.

- Давайте встанем все в круг и каждый, правой рукой дотронется до Волшебной книги, при этом необходимо закрыть глаза. Когда я досчитаю до 3-х, глаза откроете и улыбнетесь друг другу.

Рефлексия.

  • Что понравилось на занятии?
  • Что получилось легко, а что было сложно сделать?

Домашнее задание. Нарисовать, что понравилось в сказке больше всего.

Список литературы:

1. Алексеенко, В.В. Играем в сказку: воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. - Москва, 2008. - 220 с.

2. Вачков, И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - 2-е изд. - Москва, 2003. - 143 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству: (теория и практика сказкотерапии): книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева; худож. Р.И. Шустров; ред. Г.А.Седова. - Санкт-Петербург, 1998. – 349 с. - (Ребенок и взрослый 21 века).

4. Школьный психолог: газета май №9 2008г.

10.01.2015