Урок русского языка в 4-м классе по теме «2-е склонение имён существительных»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (482,3 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический материал (карточки со словами из пословиц для составления предложений).

Базовый учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий “Русский язык”, 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 - М.: Просвещение, 2013. - 160 с. - (Школа России). Электронное приложение к учебнику (диск).

Цель урока: дать понятие о 2-м склонении имён существительных.

Задачи урока:

- обучающие:

  • формировать представление о склонении имён существительных;
  • учить распознавать падежи имён существительных по вопросам;
  • учить склонять имена существительные;
  • развивать умение правильно писать с непроверяемыми гласными в корне слова;

- развивающие:

  • развивать речь учащихся путём образования однокоренных слов;
  • развивать умственную деятельность (выполнять операции анализа и синтеза, способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);

- воспитательные:

  • воспитать интерес к предмету;
  • воспитать чувство взаимопомощи;
  • аккуратность при выполнении работ.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

- личностные: развивать познавательный интерес к языку;

  • развивать коммуникативную активность;
  • оценивать усваиваемое содержание знаний;

- коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы;

  • обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач;
  • работать с правилом в учебнике;
  • сравнивать результаты поиска с учебником;

- регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока;

  • осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь, коррекцию ошибок.

Структура и ход урока

1. Организационный этап. Создание эмоционального настроя, рабочей обстановки. <СЛАЙД 2. Презентация 1>

Учитель нацеливает учащихся на урок:

На уроке не зевай,
Сразу всё запоминай,
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!

2. Актуализация знаний.

Орфографическая пятиминутка.

На доске: АГРОНОМ. Учитель обращает внимание на орфограммы в слове. Дети читают лексическое значение слова с доски и записывают слово в индивидуальные словарики. <СЛАЙД 3. Презентация 1>

Словарная работа. Орфографическая разминка. <СЛАЙД 4. Презентация 1>

На доске слова:
Х?роший ?гр?ном,
пш?ничный к?л?сок,
ур?жай ?вса,
сел?ское х?зяйств?

Учитель даёт задание:

- Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в рабочую тетрадь. Затем слабый по успеваемости ученик называет орфограммы и буквы, которые вставил, а все учащиеся класса проверяют свои записи.

3. Постановка учебной задачи.

<СЛАЙД 5. Презентация 1>

Учитель просит учащихся прочитать следующие слова на доске. Слабый по успеваемости ученик называет орфограммы и вставляет буквы в слова.

Фронтальный опрос:

- К какой части речи относятся эти слова? Докажи. (Обозначают предмет, отвечают на вопрос “что?”)

- На какие 2 группы можно разделить эти слова?

- Если среди слов имена существительные 1 склонения? По каким признакам вы это определили?

Со второй группой слов мы сегодня на уроке будем работать. Выделите у этих слов окончание и определите род.

<СЛАЙД 6. Презентация 1>

Прочитайте на доске правило и назовите тему этого урока. (Имена существительные второго склонения).

4. “Открытие” нового знания.

Работа над новым понятием.

Учитель:

- Найдите правило на с. 93 учебника и прочитайте его. Затем учащиеся рассматривают таблицу на с. 95 учебника и слушают звуковую запись с диска (электронное приложение к учебнику): что такое второе склонение у имён существительных, как его определить в словах.

Дети устно выполняют задания № 1, № 2 с диска, анимационного характера, связанные с определением 2 склонения у имён существительных.

5. Структурирование полученных знаний.

<СЛАЙД 7. Презентация 1>

Учитель:

- Прочитайте слова. В чём сходство и различие каждой пары имён существительных?

(Это однокоренные слова, все 2 склонения, отличаются концом слова - суффиксом). Назовите значение суффиксов. (Уменьшительно-ласкательные, принадлежность к профессии).

Спишите эти слова в рабочую тетрадь, выделите суффикс и окончание простым карандашом. (Упр.162 с.93)

Творческое задание по учебнику с.93, упр.163.

Учитель:

- Докажите, что данные слова из учебника имена существительные 2 - го склонения. Образуйте от каждого из них однокоренное имя существительное тоже 2 - го склонения. Запишите, вставляя пропущенные буквы, пары однокоренных имён существительных по вариантам (групповая работа). Первый вариант - первые 7 слов, второй вариант запишет следующие 7 слов.

Двое учеников из разных вариантов выполняют это задание на доске.

Затем учитель их работу проверяет, а учащиеся на местах занимаются самопроверкой.

6. Физкультминутка.

<СЛАЙД 8. Презентация 1>

Учитель называет геометрические фигуры, дети смотрят на них глазами. (Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг или в другом порядке. Можно называть цвет фигуры: зелёный, красный, синий, жёлтый или в другом порядке).

Глазки дружно закрываем,

В это время отдыхаем,
Переносимся дружок,
На открытый наш урок

7. Первичное закрепление нового материала.

Самостоятельная работа. Списывание с грамматическим заданием. (Упр.168 с.96)

<СЛАЙД 9. Презентация 1>

Учитель:

- Прочитайте на доске алгоритм - памятку: “Как определить склонение у имён существительных?”

- Запишите текст из учебника, поставьте простым карандашом над существительными склонение.

После выполненного задания учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку. (Работа в паре). Один ученик может зачитать проставленные склонения у имён существительных.

8. Рефлексия.

Учитель раздаёт на каждую парту по одному конверту с разрезанными карточками - словами пословиц. (Сокол сокола по полёту узнаёт. Журавль летает высоко, да видит далеко. Орёл немигаючи на солнце смотрит. Дятлу без носа как волку - без ног. Сколько утка не бодрись, а лебедем не быть и т. д.).

Учитель:

- Какую новую группу слов мы сегодня изучили? (Имена существительные 2 склонения).

- Какие существительные относятся ко 2 - му склонению?

- Повернитесь друг к другу и расскажите по очереди это правило. (Работа в паре).

- Составьте вместе из слов в конверте 2 пословицы и определите склонение у имён существительных.

<СЛАЙД 10. Презентация 1>

Учитель ставит отметки за урок, просит у некоторых детей тетради на проверку самостоятельной работы, объявляет домашнее задание.

8. Домашнее задание.

Упр. 164, 165 с.94, выучить правило на с.93

10.01.2015