Великая Отечественная война в истории страны её итоги и значение

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


1 слайд

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Форма урока: комбиникованный урок с использованием презентации.

Цель: 2 слайд

  • Повторить, закрепить и систематизировать учебный материал по теме: Великая Отечественная война в истории страны.
  • Раскрыть её итоги и значение.

Задача: 3 слайд

  • Проверить уровень знания, умения и навыки учащихся о Великой Отечественной войне, умение вести диалог и слушать других;
  • Развивать интерес учащихся к теме Великой Отечественной войны; формировать навыки сотрудничества в учебной деятельности; умение мыслить нестандартно;
  • Формировать чувство патриотизма, любви к своей стране; выделять нравственные аспекты поведения участников войны; соотносить поступки и события; чувства сопричастности к судьбам соотечественников.

Методические приёмы: “Блиц-опрос”, тестирование, анализ документов и художественных произведений, работа с настенной и контурной картой, с понятиями, хронологией, эвристическая беседа, ответы на вопросы, индивидуальная работа.

Средства оборудование:

  • Данилов А.А, Косулина Л.Г. Брант История России. XX век. 9 класс, - М.: Просвещение, 2014.
  • Презентация;
  • Компьютер и мультимедийный проектор;
  • Экран;
  • Историческая карта: “Великая Отечественная война” и контурные карты у учащихся.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Сообщение цели и задач урока.

План урока 4 слайд

I. Вступительное слово учителя:

II. Закрепление пройденного.

  • 1 этап. “Блиц” опрос.
  • 2 этап. Тестирование.
  • 3 этап. Факты в цифрах.
  • 4 этап. Великие полководцы в портретах.
  • 5этап. События в датах.
  • 6 этап. Война в лицах.
  • 7 этап. Стратегия и тактика.
  • 8 этап. Война в искусстве.
    • 1) памятники.
    • 2) художественная культура и кино.
    • 3) война в плакатах.
    • 4) факты в картинах и фотографиях.
  • 9 этап. История в документах.
  • 10 этап. Понятия.

III. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.

I. Вступительное слово учителя:

В 2015 году отмечается героическая дата в истории нашей страны, ровно 70 лет как закончилась Великая Отечественная война. Это одно из самых главных событий истории XX века, величайший подвиг советского народа.

Из года в год, из поколения в поколение, вновь и вновь оживают в памяти народной, творцы Победы. Они постоянно будут рядом со своими потомками, и слава их подвигов будет жить вечно.

Победа, одержанная Советским народом, в Великой Отечественной войне имела всемирно-историческое значение, так как Советский народ внёс решающий вклад в разгром гитлеровской Германии. Сражалась вся страна – фронт, тыл, и полностью выполнили поставленную задачу. Священное пламя вечного огня славы полыхает незаживающей болью в народной памяти. Память о чудо-богатырях, шагнувших в бессмертие, будет жить из рода в род, из века в век. Она вечна, как сама жизнь.

Такой народ, такую страну враг победить не мог.

Сегодня мы с вами повторим все главные события Великой Отечественной войны, и подвиг её участников.

II. Закрепление пройденного. 5 слайд

1 этап. “Блиц” опрос. (вопросы ко всему классу)

1. Какие территории были присоединили к СССР в 1939 г? (Западная Украина и Белоруссия).

2. Начало Второй мировой войны? (1сентября 1939).

3. Что такое “Барбаросса”. (план Германии - нападения на СССР).

4. Когда был утверждён этот план? (18 декабря 1940)

5. Численность войск СССР на июнь 1941 года? (5 млн. чел).

6. Укрепление обороны Ленинграда ? (К.Г.Жуков.)

7. Председатель Совета по эвакуации, созданный 24 июня 1941 г. (Н.Шверник). 6 слайд

8. Верховный Главнокомандующий с 8 августа 1941 г. (И.В. Сталин).

9. Автор фразы “Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!” (В. Клочков)

10. Людские потери СССР в Великой Отечественной войне? (27 мил. чел.)

11. Последний защитник Брестской крепости (майор Гаврилов)

12. Кто совершил один из первых воздушных таранов в годы ВО войны? (И.Иванов)

13. Начало блокады Ленинграда? (сентябрь 1941 г.)

14.Битва под Москвой? (30 сентября-5 декабря 2941 г.) 7 слайд

15.Первый салют в великой Отечественной войны? (5 августа 1942 г.).

16. Два самые крупные сражения в В.О.в.? (Сталинградская, битва за Берлин)

17. Открытие Второго фронта в Европе. (6 июня 1944 г)

18. Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и Кантария? (возвели над куполом рейхстага Знамя Победы)

2 этап. Тестирование.

1. Назовите событие второй мировой войны которое названо “зимней войной”. 8 слайд

А) ввод советских войск в Прибалтику;

Б) вторжение немецких войск в Польшу;

В) ввод советских войск в Бессарабию; СССР

Г) советско-финская война.

2. Договора о ненападении между Германией и СССР был заключён:

А) 1922.; Б) 1937 г. В) 1938; г) 1939 г.

3. Как называется процесс перемещения в восточные районы страны населения, промышленных предприятий, художественных ценностей, научных учреждений: 9 слайд

A) репатриация;

В) депортация;

Б) эвакуация;

Г) мобилизация.

4. Причины неудач Красной армии в начале войны:

А) нападение на СССР было внезапным;

Б) советские солдаты и офицеры не желали сражаться за режим Сталина;

В) отсутствовали опытные командирские кадры;

Г) был дан повод для нападения Германии на СССР.

5. Советская гвардия появилась в результате: 10 слайд

А) Смоленского сражения;

Б) защиты Ленинграда;

В) Обороны Севастополя;

Г) Ельцинской операции;

6. В чем заключалось значение битвы за Москву?

А) стратегическая инициатива перешла в руки советского командования;

Б) был сорван план молниеносной войны;

В) был открыт второй фронт в Европе.

Г) слабость германской армии.

7. Коренной перелом в ходе ВО войны наступил после: 11 слайд

А) Курской битвы;

В) контрнаступление советских войск под Москвой;

Б) Сталинградской битвы;

Г) снятия блокады Ленинграда.

8. Название “Дорога жизни” связана с сопротивлением врагу защитников:

А) Харькова;

Б) Ленинграда;

В) Смоленска;

Г) Москвы.

9. Когда проходила Потсдамская конференция? 12 слайд

А) 4-11 февраля 1945 г.;

Б) 17 июля – 2 августа 1945 г;

В) 14 августа – 2 сентября 1945 г.;

Г) 4 -11 января 1945 г.

10. Когда завершилась вторая мировая война?

А) 9 мая 1945 г; Б) 9 августа 1945 г; В) 2 августа 1945 г; Г) 3 августа 1945 г.

3 этап. Факты в цифрах. 13 слайд

1. Сколько дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война? 1418
2. По плану Германии СССР должен быть уничтожен за... 4-5 месяцев. 
3. Сколько времени героически сражались защитники Брестской крепости? до августа 1941г.
4. Сколько дней и ночей продолжалась героическая оборона Ленинграда? 900 дней
5. Сколько дней отражали атаки защитники Севастополя? 250 дней
6. Сколько партизан действовало на оккупированной территории к концу 1943 года? 1 мил. чел
7.Сколько дней и ночей продолжалась Сталинградская битва? 200
8. Сколько действовало партизанских отрядов на территории СССР в конце 1943 года? 6200
9. Сколько городов носит почетное звание “Город – герой”? 13

4 этап. Великие полководцы в портретах. 14 слайд

1. Командующий советскими войсками в Финляндии.

2. С 1940-1941г. -народный Комиссар  Обороны СССР.

3. 23 июня 1941 года - председателем Ставки Главного командования.

4. В разное время был назначен командующим Западным, Юго-Западным, Южным Сталинградским фронтами.

С.К.Тимошенко

рис. 1

1. Начальник Генштаба, заместителя Верховного Главнокомандующего, член Ставки Верховного Главнокомандования, в разное время командовал разными фронтами.

2. 21 июня 1941 года, на совещании в Кремле с 20:50 до 22:20 предложил Сталину проект Директивы № 1- о вторжении Германии.

3. Принял безоговорочную капитуляцию войск фашистской Германии.

4. Принял Парад Победы СССР над  Германией в ВО войне в Москве.

слайд 15

Г.К.Жуков

рис. 2

1. В качестве инструктора участвовал в Гражданской войне в Испании, участник боев с японцами на КВЖД и советско-финской войны 1939-1940 годов.

2. Командующий Западным фронтом в июне 1941 г., генерал армии, Герой Советского Союза .

3. Обвинен в трусости, преднамеренном развале управления фронтом и сдаче противнику без боя.

4. Вместе с другими был приговорен к лишению воинского звания и к смертной казни, расстрелу

Слайд 16

Д.Г.Павлов

Рис. 3

1.В 1939 году был арестован по обвинению “за потерю бдительности 22 марта 1940 года  был освобождён, в связи с прекращением дела, реабилитирован.

2. 30 сентября 1942 года был назначен командующим Донским фронтом, руководил действиями войск на Курско –Орловской дуге, летом 1944г. https://ru.wikipedia.org/wiki/1944_%D0%B3%D0%BE%D0%B4 провёл операцию по освобождению Белоруссии.

4. Командовал Парадом Победы в Москве.

Слайд 17

К.К.Рокоссовский

Рис. 4.

Приложение. Рисунки к статье.

5 этап. События в датах. Слайд 18.

  1. Начало Второй мировой войны
  2. Контрнаступление советских войск под Сталинградом
  3. Танковое сражение под Прохоровкой
  4. Тегеранская конференция
  5. Прорыв блокады Ленинграда
  6. Выход советских войск к государственной границе
  7. Потсдамская конференция
  8. Берлинская операция
  9. Подписание безоговорочной капитуляция Германии
  10. Парад Победы в Москве
  11. Капитуляция Японии, окончание Второй мировой войны
  1. 1 сентября 1939 г.
  2. 19 ноября 1942 г.
  3. 12 июля 1943 г.
  4. 28ноября-1 декабря 1943 г
  5. 18 января 1943 г.
  6. 26 марта 1944 г.
  7. 17 июня-2 августа 1945 г.
  8. 16 апреля- 8 мая 1945 г.
  9. 8 мая 1945 г.
  10. 24 июня 1945 г.
  11. 2сентября 1945 г.

Слайд 19

6 этап. Война в лицах. Кто изображён на портрете, какому событию посвящена картина и кто её автор, что вы можете рассказать о данной героине?

Примерный ответ: Таня (подвиг Зои Космодемьянской), художники Кукрыниксы. Казнь Зои Космодемьянской.(рис.5, рис. 6)

Зоя Космодемьянская, красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта. Была заброшена в немецкий тыл, схвачена при попытке поджечь сарай, в д. Петрищево. На допросе назвалась Таней. 29 ноября 1941 была казнена. Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно), Во время Великой Отечественной войны, стала символом героизма советских граждан

Примерный ответ: Александр Матросов. Картина художника В.Е.Памфилова. “Подвиг Александра Матросова”, А. Матросов в сентябре 1942 года был призван в армию. Служил рядовым стрелкового полка. Известен благодаря героическому, самопожертвенному подвигу. Он закрыл своей грудью амбразуру немецкого дзота, что и обеспечил продвижение нашей стрелковой части вперёд.  Бой состоялся у Великих Лук. Псковской области 27 февраля 1943 года. Александру было 18 лет. Герой Советского Союза. (рис.7, рис. 8)

Слайд 21.

7 этап. Стратегия и тактика. Назовите, какому кодовому названию плана той или иной операции, соответствует тактическое место их проведения. Покажите на карте планы СССР (красным флажком) и Германии (синим).

А) “Кутузов”

Б) “Румянцев”

В) “Цитадель”

Г) “Тайфун”

Д) “Барбаросса”

Е) “Ост”

И) “Багратион”

Н) “Кольцо”

К) “Уран”

П) “Эдельвейс”

Р) “Концерт”

1. Советский план по освобождению Орла.

2. Советский план освобождение Белгорода и Харькова.

3. Гитлеровский план окружения советских войск под Курском.

4. Гитлеровский план захвата Москвы

5. Гитлеровский план захвата СССР.

6.Установление режима террора.

7.Советский план освобождения Белоруссии.

8.Ликвидация немецкой группировки под Сталинградом

9. План советского контрнаступления под Сталинградом.

10. Гитлеровский план захвата Кавказа..

11.Рельсовая война в тылу немецо-фашистских войск.

8этап. Война в искусстве. Слайд 22.

1) История в памятниках: Укажите название памятника, где он находится, его автор.

Мамаевом курган. Волгоград. Монумент “Родина-мать зовёт!”, скульптор Е.В. Вучетич. (рис. 9) Памятник “Защитникам Советского Заполярья”. Мурманск, скульптор И. Бродский в народе “Алёша”. (рис.10)
“Разорванное Кольцо”, скульптор 

К. М. Симун, на  берегу Ладожского озера, деревня Коккорево, Ленинградская область

(Рис 11).

“Мужество” Брестская крепость, авторский коллектив под руководством А.Кибальников

(рис.12)

Памятник воинам и партизанам. Брянск, скульптор А. П. Файдыш-Крандиевский.

(рис 14)

Памятник “Неизвестному солдату” у Кремлёвской стены, скульптор Томский Н.В.(Рис. 13)

Слайд 23.

2) Художественная культура и кино: Приведите в соответствие.

А) “В лесу прифронтовом” 1. Блантер М.

Б) “Секретарь райкома” 2. Пырьев И

В)“Они сражались за Родину” 3.Симонов К.
Г)“До свиданья мальчики” 4.Окуджава Б.
Д) “Горячий снег” 5. Бондарев Ю.
Е) “Молодая гвардия” 6. Фадеев А.
И) “Василий Тёркин” 7.Твардовский А.

К) “Землянка” 8. Листов К.

Слайд 24.

3) Война в плакатах: Из предложенных ниже изображениях укажите: автора, название произведения.

Л.Ф.Голованов “Красной Армии – Слава!”

(рис.15)

В.Б. Корецкий “Будьте прокляты!”

(рис.16)

В.Иванов “Пьём воду родного Днепра...”

(Рис.17)

И.М Таидзе “Родина – Мать зовёт!” (Рис.18)

Слайд 25.

4) Факты в картинах. О каких событиях войны идёт речь, указать хронологию событий, автора и название картины.

Блокада Ленинграда с 15 сентября 1941-18 января 1943 г. А.Пахомов “На Неву за водой”. (Рис.19) Парад 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. К.Антонов. “Победители”. (Рис. 20)
Марш пленных немцев состоялся а Москве 17 июля 1944 г. А. Михайлов. “Пленные в Москве”. (Рис.21) Форсирование Днепра с 26 августа- 23 декабря 1943г. Ю.Непринцев. “Форсирование Днепра”. (Рис.22)
Взятие Берлина. Победа - 9 мая 1945 года П.А. Кривоногов “ Победа”. (Рис.23) Гарнизон крепости защищался с 22 июня –по август 1941 г. П.Кривоногов. “Защитники Брестской крепости” (Рис.24)

Слайд 26.

9 этап. История в документах. Прочтите отрывок документа. Укажите, о каком событии или о какой битве идет речь.

...Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения...” Примерный ответ: Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется в глубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, 

Иванова Нина Михайловна. 235-759-978

грабит и убивает советское население. Приказ № 227 “Ни шагу назад”? от 28 июля 1942 г.- неудачи в летний период сказались на боеспособности армии - пресечь дезертирство и трусость, укрепить дисциплину и порядок в Красной Армии и запретить самовольного отход с боевых позиций.

Слайд 27.

...Первым главным результатом, потребовавшим наиболее длительных дебатов, явилось принятие общей военной стратегии. Обнаружив, что западные партнёры всё ещё колеблются, Сталин не остановился перед жестокими выражениями; он даже дал понять, что если вопрос о втором фронте не будет решён, то он не намерен попусту терять время и готов уехать домой. Примерный ответ: Тегеранская конференция состоялась28 ноября по 1 декабря1943 г. При решении вопроса о открытии второго фронта наступили разногласия. Присутствовали главы США (Рузвельт), Англии (Черчилль, и СССР (Сталин). Черчиль настаивал о открытии фронта на Балканах, Сталин во Франции. Рузвельт потдержал Сталина. Было решено открыть второй фронт в мае 1944 года в северной Франции и высадкой десанта на юге.

Слайд 28.

“Кольцо окружения с каждым днём сжималось. Фашистское командование посылало в котёл продовольствие и боеприпасы...”. Примерный ответ: Сталинградская битва, 23 ноября -2 февраля 1943 г.Коренной перелом в ходе ВО войны.

Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танки, а затем, введя свежие резервы, переходом в общее наступление окончательно добьём основную группировку противника”. Примерный ответ: Курская битва, июль –август 1943 г. Завершение коренного перелома ходе войны. Начало изгнания фашистских войск с советской территории.

10 этап. Понятия. Дайте определения понятиям. Слайд 29.

Великая Отечественная война - освободительная война советского народа против фашистской Германии и ее союзников (Венгрия, Италия, Румыния, Финляндия); важнейшая часть 2-й мировой войны.

Блицкриг - стратегия ведения “молниеносной” войны, когда противник разбивается еще до того, как он сумеет мобилизовать свои военные силы.

Ленд-лиз — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику...

Холокост — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны.

Слайд 30.

Оккупация— занятие вооружёнными силами государства не принадлежащей ему территории, не сопровождающееся обретением суверенитета над ней.

Эвакуация – комплекс мероприятий по организованному вывозу из городов персонала объектов экономики, прекративших свою работу в условиях чрезвычайной ситуации, а также остального населения.

Партизанская зона — частично освобождённая территория, на которой партизаны вели активные боевые действия.

Капитуляция - прекращение вооруженного сопротивления одной из воюющих сторон и сдача победителю на предъявленных им условиях.

III. Подведение итогов урока. Слайд 31.

Сегодня мы повторили и закрепили знания по Великой Отечественной войне.

Что Советскому Союзу принесла победа над фашизмом?

Победа над фашизмом принесла: (ученики делают вывод)

1) Крах фашистских режимов.

2) Решающий вклад в разгром фашизма внес Советский Союз.

2) Укрепились позиции СССР на международной арене.

3) Произошли существенные политические и территориальные изменения.

4) Советская армия - самой мощной армией мира, а Советский Союз - сверхдержава с которым должны будут считаться другие государства.

5) Главным источником победы СССР в войне - беспримерное мужество и героизм советского многонационального народа на фронте и в тылу.

5) Война показала, что общий враг и общая угроза объединяет людей самых различных стран и национальностей.

Конечно, мы не все события Великой Отечественной войны смогли охватить на нашем занятии.

Давайте с вами вспомним добрым словом своих прадедов, всех тех, кто принёс нам победу, поклонимся героям Великой Отечественной войны и героям тыла. Для этого давайте зажжём свечу и почтим их минутой молчания (зажечь свечу, минута молчания).

IV. Домашнее задание: Слайд 32.

Индивидуально: Написать эссе: “Мой прадед- герой ВО войны” или “В тылу –как на фронте”

Всем: Синквейн со словом “Победа”.

Литература.

1.Данилов А.А, Косулина, Л.Г. Брант. История России. XX век. 9 класс, - М.: Просвещение, 2014.

2. Данилов А.А,Косулина, Поурочные разработки к учебнику “История России.XX век”.9 кл.

3. Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России. XX-начало XXI века.

Ресурсы.

1. http://www.opoccuu.com/120711.htm

2. https://ru.wikipedia.org/wiki

3. http://www.russlav.ru/aktualno/blokada-leningrada.html

4. http://lemur59.ru/node/5296

5. http://savok.name/230-kartiny_voina.html

10.01.2015