Автоматизация звука [Р] в словах

Разделы: Логопедия


Цель: автоматизация звука Р в словах.

Задачи:

Образовательные

  • закреплять правильное произношение звука Р в словах.

Коррекционно-развивающие

  • развивать фонематический слух;
  • развивать внимание, зрительную память;
  • формировать лексико-грамматический строй речи.

Воспитательные

  • воспитывать внимание к собственной речи

Оборудование: предметные картинки, кубик, зеркало.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения “Иголочка”, “Лопатка”, “Часики”, “Качели”, “Лошадка”, “Грибок”, “Конфетка”, “Горка”, “Маляр”.

Сообщение темы занятия.

3. Упражнение “Будь внимательным”.

Ребенок повторяет за логопедом ряды слогов.

ра-ро-ру
ро-ру-ры
ры-ро-ру
ра-ро-ра-ро
ру-ру-ры-ры
ро-ра-ра-ро
ар-ор-ур-ыр
ар-ар-ур-ур
ир-ур-ир-ур

4. Упражнение “Лесенка”.

Логопед выкладывает лесенкой перевернутые картинки. Ребенок кидает кубик, открывает картинку, сколько выпало точек, столько раз нужно назвать открытую картинку.

5. Игра “Квадрат”.

Логопед выкладывает картинки квадратом. Выполняются следующие упражнения:

  • “Пространственные отношения”. Назвать, какая картинка лежит в центре, справа вверху, справа внизу, слева внизу, слева вверху.
  • “Эхо”. Логопед называет 3-4 картинки, ребенок повторяет (рак-радуга-расческа).
  • “Назови ласково” (роза-розочка).
  • “Один-много” (радуга-радуги)
  • “Запомни”. Ребенок закрывает глаза, логопед переворачивает картинку, ребенок вспоминает.
  • “Разложи, как было”. Логопед убирает картинки, ребенок раскладывает картинки квадратом, проговаривает слова.

6. Физкультминутка.

Логопед кидает мяч ребенку, называет слово со звуком Р, ребенок возвращает мяч, повторяет слово.

Используются слова: радость, разница, рывок, родинка, рост, румянец, парад, герань, баранка, мишура, Чебурашка, буксиры, коробка, газировка, вирус, мясорубка, сапер, карман, корзина, подарки [1].

7. Игра “Домик”.

Ребенок называет картинку, определяет место звука Р в слове (начало, середина, конец), кладет картинку в нужное окошко.

8. Упражнение “Посчитай”.

Ребенку предлагается посчитать раков, подарки и рыбок.

Образец: один рак, два рака, три рака, четыре рака, пять раков.

9. Игра “Логическое лото”.

Логопед в произвольном порядке выкладывает картинки, составляющие тематические пары. Ребенок должен подобрать каждой картинке пару (ведро-крышка, рыбак-рыба, кормушка – крошки, муравей-муравейник, Дед Мороз-Снегурочка, корова-рога и т.д.) [2].

10. Итог занятия.

Список литературы.

  1. Туманова Т.В. “Исправление произношения у детей: дидактический материал. Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2000.
  2. Лебедева И.Л. “Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь.”. – М.: Вентана-Граф, 2013.