Урок - виртуальная экскурсия по окружающему миру в 1-м классе по теме "Что растёт у школы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

Предметные результаты:

  • знать названия наиболее распространенных растений своей местности;
  • увидеть сезонные изменения в природе;
  • сформировать представления о признаках осени, о жизни растений; проследить влияние изменений в неживой природе на живую;
  • познакомить с многообразием растений на примере уголка гимназического парка.

Метапредметные результаты:

  • анализировать и сравнивать фотографию и схему;
  • выделять в живой и неживой природе то, что особенно нравится и объяснять почему;
  • отображать свои предпочтения в фотографиях, стихах;
  • различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения;
  • выделять в природном окружении школы наиболее красивое растение;

Личностные результаты:

  • объяснить необходимость выполнения правил поведения в природе, бережного отношения к природе;
  • делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от восприятия природы, раскрыть свои творческие возможности;
  • осознавать важность бережного отношения к природе.

Оборудование: иллюстративный материал (слайд-шоу), стихи об осени.

Подготовительная работа.

Заранее обдумываю и выбираю место экскурсии в гимназическом парке.

Заранее объявляю детям о предстоящей экскурсии и о заданиях, которые будет необходимо выполнить. Учим стихи и пословицы об осени.

Актуализация опорных знаний. (Приложение 1)

- Ребята, давайте подумаем и ответим, знакомо ли вам слово ОКРЕСТНОСТЬ? Что это такое – ОКРЕСТНОСТЬ? (Ответы детей)

- А вот как трактует это слово русский лингвист С.И.Ожегов в толковом словаре:

“ Окрестность - и, ж. Местность, прилегающая к чему-н., окружающее пространство. Окрестности столицы.

В окрестности чего, в знач. предлога с род. п. недалеко от, близ чего-н. Прогулки в окрестности озера”

Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

Дело в том, что в окрестностях нашего гимназического парка приземлился иноземный летательный аппарат. (Слайд1)

- Вы узнали это место?

- Да это площадка у главного входа в гимназию

Из этого НЛО вышли два инопланетянина (Слайд 1) и были удивлены окрестностями. У них возникло много вопросов.

  1. В какой разноцветный мир мы попали? (Слайд 2)
  2. Почему у них такие колючки? (Слайд 3)
  3. Почему они такие маленькие? (Слайд 4)
  4. А это что за антенны? (Слайд 5)
  5. Это упавшие звёздочки? (Слайд 6)

Учебная задача.

- Мы- то с вами знаем, почему наш мир сейчас такой разноцветный?

- Сможем мы рассказать инопланетянам о планете Земля в осеннее время года?

(положительные ответы детей).

Для этого разделимся на группы.

1 группа готовит ответы на вопросы:

- Что происходит с лиственными растениями осенью?

- В какие разноцветные платья одеваются они?

- Как называется осеннее опадание листьев с деревьев?

Подобрать (красивые слова) эпитеты и олицетворения.

2 группа готовит ответы на вопросы:

- Есть ли на территории гимназии кустарники?

- Что происходит с ними осенью?

Подобрать эпитеты и олицетворения.

3 группа готовит ответы на вопросы:

- Как называются эти колючие растения на территории гимназии?

- Какие еще виды растений, не меняющих окраску, мы можем представить нашим гостям?

Подобрать эпитеты и олицетворения.

4 группа готовит ответы на вопросы:

- Какие осенние работы в парке выполняют люди на планете Земля?

Подобрать эпитеты и олицетворения.

Помогут вам слайды с видами, которые зафиксировали камеры НЛО.

(Работа групп на компьютерах со слайдами по заданиям) Слайды 7-12.

Представление работ по группам, запись учителем красивых слов и выражений (эпитеты и олицетворения):

золотые сарафаны, пёстрые рубашки, красные бусы, золотистые лучики, рубины и т.д.

- Ребята, а кто вам подсказал такие красивые слова и выражения?

- Нам их подсказали русские поэты. В своих стихах они их используют, чтобы “нарисовать” природу словами.

(Дети читают наизусть стихи об осени, которые подготовили дома) Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.

Рефлексия.

- Спасибо, ребята. Как вы думаете, всё ли понятно теперь нашим гостям?

- Можем мы сказать, что мы – молодцы?

- Почему?

Ответы детей:

- Потому что мы наблюдали за изменениями в природе по фотографиям.

- Мы старались как можно подробней рассказать инопланетянам о разноцветной планете Земля.

- Мы читали стихи русских поэтов.

И т.д.

- Закончите фразу: Сегодня на уроке...

Ответы детей:

  • Я научился...
  • Мне было интересно...
  • Мне было трудно...
  • Я понял, что ...
  • Я не знал .... –
  • Теперь я знаю ...

Итог урока.

- Мы прощаемся с нашими друзьями с далёкой неизвестной планеты. На память о разноцветной планете Земля давайте подарим им презентацию.

Представление общей презентации. (Приложение 2)

Слайд 1

Слайд 2

На планету Земля
Осень золотая вновь пришла.
Кистью волшебной по деревьям прошла,
Пёстрые рубашки для каждого нашла.

Слайд 3

Берёзки золотыми сарафанами одарила,

Слайд 4

На рябинку бусы красные прицепила,

Слайд 5.

Пробежала Осень по кустам пушистым
И оставила им лучики свои золотистые.

Слайд 6

Лозы виноградные украсила рубинами.
Катальпы благородные в терракот нарядила.
Тополь величавый погладила ладошкой.
И на макушке засияла позолоченная дорожка.

Слайд 7

Ивушка плакучая ветки опустила,
По новому наряду тоже загрустила.
Но Осень почему-то сторонкой обошла,
Краски подходящей пока что не нашла.

Слайд 8

Ёлочки-стройняшки выстроились в ряд
И свои хвоинки не хотят менять.
Колючие иголки зелёные всегда
И украшают ёлки даже в холода.

Слайд 9

Ну, а эти звёздочки вовсе не с небес,
Их роняет бережно наш осенний лес.
Оторвётся с веточки и летит, кружась,
Листик - парашютик нам танцует вальс.

Слайд 10

Это, инопланетяне, не антенны нет- нет- нет.
Это розочек душистых с лета пламенный привет.
Просто мы их прикопали,
чтоб зимой не замерзали.
Чтобы летом нас опять
Красотой своей пленять.

Слайд 11

Вот такая осень на Земле у нас.
И теперь ждём в гости мы зимою вас!

- Спасибо всем и до встречи.

24.01.2015