Урок литературного чтения "К.Паустовский «Теплый хлеб»"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с новым в творчестве К.Паустовского, заинтересовать и создать ситуацию, чтобы ребенок дома мог прочитать книгу.

Задачи:

Образовательные:

  • обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;
  • формировать навыки анализа художественного произведения;
  • формирование УУД, обеспечивающих у учащихся умения учиться, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию;
  • умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения и определить его проблематику.

Развивающие:

а). Формировать УУД, как педагогической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала.

б). Развивать умения:

  • анализировать литературное произведение и делать обобщающие и самостоятельные выводы;
  • развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие кругозора учащихся, внимание и память учащихся;
  • положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления.

в). Побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

Воспитательные:

  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
  • воспитывать любовь к литературе через идейную нагрузку художественного произведения;
  • содействие формированию этических норм поведения на уроке;
  • воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду;
  • формировать нравственные качества.

Оборудование: аудиозапись, проектор, компьютер, выставка книг К.Паустовского, портрет писателя.

План урока.

1.Оргмомент

- Сегодня мы будем говорить о творчестве К.Паустовского.

- Что у нас не хватает для урока чтения?

- Чтобы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

2.Составление плана и работа по плану.

1. Встреча со знакомыми персонажами.

2. Знакомство с новыми произведениями.

3. Новое в творчестве К.Паустовского.

- Вспомним героев из произведений Паустовского (звучит отрывок из рассказа “Кот-ворюга”).

- Что особенного запомнилось?

- Какую новую кличку получил кот?

3. Составление образа К.Паустовского.

- К какому жанру относятся эти произведения?

- Кто чаще всего был персонажем?

- Какой один общий персонаж?

- Какие эмоции возникли при чтении рассказов Паустовского?

Посмотрите на опорные слова и составьте рассказ о Паустовском.

4. Знакомство с новым произведением.

- Закройте глаза и послушайте мое чтение.

- Похоже ли это произведение на те , которые мы читали раньше?

- Можно ли отнести это произведение к жанру рассказа?

Выборочное чтение.

- Как вы думаете, почему люди полюбили коня?

- Какая черта Фильки не нравилась его бабушке?

- Как эта неласковость повлияла на все события?

- Как автору удалось передать запах теплого хлеба?

- Простил ли конь мальчика?

- Скажите почему это произведение называется “Теплый хлеб”?

5. Работа в группах.

Задание для группы № 1.

Что, по-вашему, в сказке реальное, а что сказочное? Действительно ли это произведение можно назвать сказкой?

Задание для группы №2.

В сказке говорится о спасении жителей деревни от гибели. Последите за тем, как возникла стужа, а затем ее сменила оттепель. Что в изображении мороза и оттепели явно от сказки, а что – от изображения живой природы?

Задание для группы №3.

Как бабка объяснила начало мороза? Что понял Филька, слушая этот рассказ?

Итогом групповой работы будут выводы о том, что черты сказки и реалистического произведения переплетаются в этом произведении, которое совмещает черты народной и авторской сказки. Произведение несет очень важную мораль: человек ответственен за свои поступки, злое сердце – холодное сердце, от этого человек может даже умереть.

6. Подведение итога.

- О каком новом произведении узнали?

- Что нового узнали о творчестве К.Паустовского?

- Хочется ли вам прочитать произведения Паустовского?

Домашнее задание:

- Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода. Объясните свой выбор.

- Нарисовать иллюстрации – портрет Фильки (для желающих).