Развитие колористического видения на занятиях пленэрной живописью

Разделы: МХК и ИЗО


Пленэрная живопись притягивает зрителей своей живописностью, непосредственностью, а художника - свободой. Но кроме свободы и глотка воздуха пленэр дает творцам не забывать о живой природе, сливаться с ней, входить в непосредственный контакт, и как следствие больше понимать гармонию цвета, света и воздуха, чего так не хватает в душных и темных мастерских. Именно природа может дать истинно гармоничное видение колорита, в ней все естественно и прекрасно. Работа под открытым небом является прекрасной школой для художника. Опыт общения с природной натурой дают возможность глубже изучить её и выразить это понимание новыми выразительными средствами.

“Пленэр - живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха” [1].

Пленэр обязан своим появлением английским пейзажистам Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону, которые еще в XIX веке пришли к выводу о необходимости писать природу с натуры, под открытым небом. Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов. Однако среди художников барбизонской школы и импрессионистов эта живописная техника получила новую жизнь. Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес [2]. Художники горячо влюбленные в красоту полей, рек и озер, деревьев, неба, писали их, передавая игру света и тени и пытаясь запечатлеть на картоне ощущение неповторимого состояния природы в ту или иную минуту. Глядя на их пейзажи, зритель точно знает, в ясный или пасмурный день работал художник, утром или вечером. Кроме того, волей не волей художник вкладывает свое видение, настроение и впечатление от увиденного.

“Блестящих успехов в пленэрной живописи добились французские импрессионисты. Эта группа молодых художников сделала для себя правилом работать не в мастерской, а под открытым небом. Нагруженных мольбертами и этюдниками, их можно было встретить повсюду: на улицах Парижа, на набережных Сены, на лесных тропинках и лугах. Называть импрессионистами этих художников стали после первой их выставки в Париже в 1874 году, где была показана картина Клода Моне “Impression”, что значит “впечатление”. Импрессионисты по-новому подошли к изображению мира. Одной из главных задач для них стала передача трепетного света и воздуха. И фигуры людей на их полотнах как бы погружены в восхитительно-цветную воздушную среду” [3].

В России же пленэром увлеклись пейзажисты Товарищества передвижных художественных выставок, заявляя пленэр как необходимость в становлении индивидуальности художника-реалиста.

Живопись на пленэре бывает самых разных жанров – портрет, натюрморт, пейзаж. В основном самым востребованным жанром в условиях пленэра является пейзаж и экстерьеры. Людям, постоянно работающим только в мастерской, бывает сложно сделать быстрый пленэрный этюд, для этого требуется некоторый опыт и “тренировка”. Но даже в таком случае не стоит отказываться от занятия пленэром, вместо этого можно просто дать себе время на релаксацию и насладиться открывающимся перед художником видом. Обычно в такой ситуации не может не прийти вдохновение, которое воспалит желание творить. “Вообще незаконченный ландшафт, этюд, или эскиз, или фрагмент иногда могут стать приятным рабочим результатом, который не стоит недооценивать. Он показывает то, что мы хотим видеть. В сущности, как и во всех других темах живописи, наш собственный темперамент, наш опыт и наши возможности должны быть посвящены чему-то особенному” [4].

Таким образом, работа в пленэрных условиях – это индивидуально-личностный подход, который воспитывает восприятие богатства колорита и развивает свободное, раскрепощенное творчество у художника.

Итогом пейзажной живописи в условиях пленэра является этюд. Этюд можно назвать своеобразным творческим дневником художника, его записной книжкой, которая хранит не только образы и мотивы, но и настроение, мысли и состояние художника. “Этюд ценен своим эмоциональным богатством, своим непосредственным впечатлением, своей искренностью” [5]. Именно этюдам присущи черты интимности и лиричности.

Главной задачей при написании этюда остается задача передать совокупность своих впечатлений, увидеть, ухватить и передать все взаимоотношения всех частей изображаемого, цвет, форму, ритм, фактуру и, наконец, эмоции. Именно этюдный набросок воспитывает умение чувствовать и видеть натуру в целом одновременно, правильные ее соотношения.

Детальное копирование, следование всем законам натуры и внимательное отношение к ней раскрывает для художника новые творческие возможности и предоставляет крепкий базис для написания реалистичного, естественно выстроенного серьезного произведения живописи.

В процессе создания учебного этюда в пленэрных условиях создается необходимость композиционно-тематического планирования, вследствие чего сочетаются обучение, формирование вкуса и воспитание по следующим “направлениям художественной подготовки:

  • развитие образной восприимчивости к окружающей действительности;
  • формирование умений выразительно обрабатывать, творчески осмысливать результаты переживаний, наблюдений и опыта;
  • совершенствование способностей к практическому воплощению результатов творческой работы на языке рисунка, живописи и композиции.

Именно ради этих качеств личности художественно-педагогический процесс нацелен на то, чтобы воздействовать комплексом (системой) пленэрных условий среды на комплекс (систему) художественного восприятия личности” [6].

В живописи на пленэре применяют различные материалы: акварель, масло, реже гуашь, темперу и пастель. Их выбор обусловлен определенным временем года или дня, материалом-основой, бумага, холст, картон, техникой исполнения. Таким образом, достигается необходимая свобода творчества для индивидуализации художника не только в вырабатывании собственного инструментария выразительных средств, но и в формировании “почерка” благодаря овладению материалами.

Основные отношения в процессе обучения живописи на пленэре существенно обусловлены средой, которая при определенных местных условиях оказывает положительное или отрицательное воздействие. Поэтому сохраняя и усиливая положительное влияние среды, или сводя до минимума её отрицательное воздействие, в пленэрной практике используются такие приемы, как: изучение памятников природы, истории, культуры.

Литература.

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Пленэр
  2. По материалам http://ru.wikipedia.org/wiki/Пленэр
  3. http://www.artrespect.ru/plenernaya-givopis.html
  4. http://iskusstvom.ru/108.php - статья “Пейзаж”
  5. http://www.kalugin.org/ru/clauses/plener.php