Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках иностранного языка как современная стратегия развития личности

Разделы: Иностранные языки


Духовно-нравственное воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования, где ключевая роль отводится духовно-нравственной консолидации российского общества.

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Современная стратегия развития российской школы становится иной. Она заключается в формировании духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения указано, что важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Все эти аспекты раскрываются на уроках иностранного языка и во внеурочное время, где учащиеся узнают о культуре и традициях своей страны и стран изучаемого языка, а также о жителях стран, их обычаях, истории и так далее.

Задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы превратить необходимые требования общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство, патриотизм в рамках предмета. Такой урок позволяет активно взаимодействовать коллективу учащихся, переживать, накапливать опыт нравственных взаимоотношений. В этом случае формируются навыки самостоятельной работы, где для успешного осуществления которой, необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.

Кроме того, необходимо обогащение нравственного опыта учащихся путем внедрения системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Внеклассная работа по иностранному языку также является важной частью учебно-воспитательного процесса. Внеклассные мероприятия, посвящённые своей стране, её национальным героям, жизни и быту российского гражданина, позволяют повысить познавательный интерес у учащихся и создают условия для активного и творческого развития личности.

В основе духовно нравственного воспитания учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочное время лежит идея интеграции английского языка, произведений российских и зарубежных писателей, истории России и страны изучаемого языка, географического и политического устройства нашей Родины, а также фольклора, изобразительного искусства, музыки и технологии. Кроме того, неотъемлемой частью является применение информационно-коммуникационных технологий, что мотивирует учащихся использовать знания, умения и навыки, полученные при изучении различных дисциплин, для решения поставленных задач.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание учащихся является одной из основных задач современного образования, где педагогу необходимо открыть ученика, повернуть к себе, а также включить в деятельность. Современная школа активно влияет на формирование мировоззрения учащихся, способствуя их духовному и нравственному становлению. В свою очередь современный педагог вносит вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе, проблем воспитания человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

Примечания.

  1. Миронова, И.Ю. Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования. – Тула: “Единый педагогический совет”, 2010 г.
  2. Абдулатипова, Э.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на этно-культурном потенциале произведений // автореферат. – Махачкала, 2008.