Занятие по ознакомлению с окружающим «Путешествие в подводный мир»

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста о флоре и фауне.

Задачи:

  • Обогащать словарный запас детей;
  • Развивать умения наблюдать, анализировать и делать выводы;
  • Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и память;
  • Формировать у детей фразовую речь;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Костюм Нептуна, мультимедийное оборудование, обитатели подводного мира (рыбки, черепашки, медузы, ракушки), водоросли, сочки, жемчужины, шкатулка, посылка, письмо от Нептуна, большая раковина, очки (лорнет).

Ход занятия

Группа оформлена в морской тематике.

Воспитатель. Дети, вы любите путешествовать?

Дети. Да. Очень любим.

Воспитатель. Тогда берите свои рюкзачки, и мы отправляемся прямо сейчас к берегу моря.

Я прошу вас не отставать.

(Дети под задорную, энергичную мелодию идут друг за другом и подходят к морю. По пути воспитатель собирает ракушки и складывает их в сумку).

Ну, вот мы с вами и пришли. Давайте устроим короткий привал. Снимайте свои рюкзаки и садитесь в кружочек. Дети, посмотрите, как красиво кругом. Природа постаралась и создала такие красивые места, куда люди могут приходить отдыхать и любоваться ее необыкновенной красотой.

Дети, вы обратили внимание, на то, как много на песке лежало ракушек? Я подняла несколько штук, давайте сейчас рассмотрим эти ракушки и попробуем немного рассказать о них.

(Дети передают друг другу ракушки и рассказывают о них то, что уже знают).

Дети. Давайте из этих ракушек сделаем коллекцию!

Воспитатель. Коллекцию? Очень интересная идея. Я согласна. А потом организуем выставку ракушек.

Дети. И пригласим детей других групп посмотреть на нее.

Воспитатель. Хорошо. Вот вернемся из нашего путешествия и тогда начнем оформлять коллекцию. Дети, посмотрите, кажется вот в этой ракушке, моллюск еще жив! Давайте опустим ее в море! А то на раскаленном песке он погибнет.

(Воспитатель опускает раковину в море).

Ой, дети, посмотрите как много черепашек. Они недавно появились на свет и теперь спешат в море. Кто из вас знает зачем?

Дети.

На суше у них слишком много врагов.
Они морские и не могут жить на суше.
Они приспособлены к жизни в море.

Воспитатель. Правильно. Давайте мы поможем им добраться до моря. Дети, берите по одной черепашке и аккуратно несите их к морю.

(Дети аккуратно переносят черепашек и отпускают их в море).

Воспитатель. Дети, вы знаете, что есть царь морей? Может быть, кто-нибудь знает, как его называют?

Дети. Его называют Нептун.

Воспитатель. Правильно. Это очень грозный царь, но он бывает добрым и приветливым. Ой! Что это там на берегу? Какая-то коробка! Она очень похожа на посылку! Откуда она могла здесь взяться?

Дети.

Может быть где-то, было кораблекрушение.
А может быть, с лодки рыбаков смыло волной.
Это наверно сам морской царь нам ее прислал.
Давайте посмотрим, что в ней находится?

(Воспитатель открывает посылку и достает оттуда очки).

Воспитатель. Дети, посмотрите, что это?

Дети. Очки!

Зачем они нам?
Да еще такие странные.

Воспитатель. Здесь есть еще письмо. Будем его читать?

Дети. Да.

Очень интересно. Читайте скорее.

Воспитатель. Ну, что ж. Слушайте внимательно.

Дорогие путешественники!

Если вы захотите полюбоваться красотой подводного мира, то лучше надеть вот эти очки, Они помогут вам все хорошо рассмотреть. Надевать очки надо всем одновременно. С уважением, морской царь НЕПТУН.

Воспитатель. Ну вот, теперь все понятно! Это посылка от морского царя Нептуна. Будем надевать очки, и любоваться красотой подводного мира?

Дети. Конечно, будем.

Воспитатель. Тогда разбирайте очки, но не забывайте, что надевать их надо всем одновременно.

(Дети разбирают очки и по команде воспитателя все одновременно их надевают).

Воспитатель. Дети, по-моему, надо смотреть вот в ту сторону.

(Воспитатель указывает на экран, где они видят подводное царство и слышат голос морского царя Нептуна).

Нептун. Дети, я слышал, что вы хотели бы отправиться в подводное путешествие и поэтому посылаю волшебную ракушку, с помощью которой ваша мечта может исполниться. Кто из вас дотронется до нее, тот сможет находиться под водой долгое время. Жду вас, смелых и отважных в моем подводном царстве.

Воспитатель. Дети, посмотрите, здесь еще какие-то картинки. Вы знаете, что это может означать?

Дети. Нет, не знаем.

Воспитатель. Назовите, что изображено на этих картинках.

Дети. Конек, морская звезда, ракушка, водоросли и еще раз ракушка.

Воспитатель. Давайте мы об этих картинках спросим у Нептуна. Но на всякий случай запомните, в каком порядке они стоят. Ну что, дети, принимаем его приглашение?

Дети. Да!

Воспитатель. Тогда давайте вспомним, какие правила надо соблюдать, находясь в подводном царстве.

Дети. Ходить по дну надо осторожно.

Воспитатель. Почему?

Дети. Чтобы не распугать рыб. Чтобы не наступить на морского ежа.

Воспитатель. Вы всё прекрасно знаете, не будем терять время. Кто из вас хочет 1отправиться в путешествие, подходите вот к этой раковине и дотроньтесь до нее. Помните зачем?

Дети. Мы сможем долго находиться под водой.

5.jpg (61026 bytes)

Воспитатель. Правильно. А теперь пора в путь.

(Дети касаются рукой раковины и тут же попадают в подводное царство).

Ну, вот мы с вами и попали в подводное царство. Посмотрите вокруг. Что вы видите?

Дети. Кругом плавают рыбки. Разные водоросли.

Воспитатель. Для чего нужны водоросли?

Дети. В водорослях одни рыбки прячутся, а другие питаются ими.

Воспитатель. Давайте рассмотрим, какие это рыбки.

Дети. Скат, рыбка клоун, акула ...

Воспитатель. Дети, а это что такое?

Дети. Это медузы.

Воспитатель. Правильно. Посмотрите, какие они все разные. Кто мне скажет, можно ли трогать медуз?

Дети. Нет, нельзя, ведь ими можно обжечься.

Воспитатель. (Встревожено). Дети, посмотрите, что - то море потемнело и заволновалось.

Дети. Может быть, мы чем-то обидели морского царя, и он рассердился на нас?

(Появляется Нептун).

Нептун. Кто на дно морское спустился ко мне? Не предупредили! Не сообщили!

Воспитатель. Царь морской, не гневайся на нас! Мы немного потревожили обитателей морских глубин, чтобы понаблюдать за ними и больше узнать о них.

Нептун. А почему рыбная молва нам донесла, что вы в руки брали ракушки, вертели их, пытались раскрыть?

Воспитатель. Уважаемый, Нептун. Мы действительно брали ракушки и рассматривали их, но только те, которые нашли на берегу моря. Нептун. Это правда?

Дети. Да, правда.

Одну раковину мы опустили в море, там был живой моллюск. Мы знаем, что раковину раскрывать нельзя, так как моллюск, который находится в ней, погибнет.

А еще мы помогли черепашкам добраться до моря.

Нептун. Ну ладно, вы меня немного успокоили.

(Нептун задумался, а потом сказал).

А почему вы не позвонили? Не предупредили, что идете ко мне.

Воспитатель. (В замешательстве). Не позвонили? А разве в подводном царстве есть телефон?

Нептун. Ну конечно есть! Я ведь даже написал вам его номер.

Воспитатель. Какой номер? Дети, вы видели, чтобы где-то был записан номер телефона?

Дети. Нет. Не видели.

А может быть это те картинки, которые нам прислал Нептун в письме?

Нептун. Правильно. Вы их запомнили?

Дети. Запомнили.

  • Морской конек.
  • Морская звезда.
  • Ракушка.
  • Водоросли.
  • И еще раз ракушка.

Нептун. Вы правильно сказали номер телефона. Молодцы!

Дети. А можно вам позвонить сейчас?

Нептун. Конечно можно.

Дети. А где же телефон?

Нептун. А вот он. Неужели его не видно?

(Нептун показывает на какую-то корягу, которая вся заросла водорослями, с наклеенными картинками).

Дети. Какой интересный! Мы все-таки попробуем позвонить.

(Воспитатель освобождает телефон от водорослей. Дети набирают номер телефона. Раздается звонок. Нептун достает трубку - ракушку),

Нептун. Ну, что убедились? У нас в подводном царстве тоже есть телефон!

И не только телефон! А еще телеграф и факс.

Дети. Мы теперь будем знать, что у вас в подводном царстве есть телефон.

Нептун. Ребятки, вы знаете, я хоть и грозный царь, но очень люблю поиграть. Давайте поиграем вместе!

8.jpg (64787 bytes)

Дети. Мы будем играть с большим удовольствием.

Нептун. Я сейчас проверю, какие вы внимательные и ловкие.

(Нептун показывает движения, которые должны дети делать на определенные слова).

Ракушка - руки к плечам.
Волны - волнообразные движения двумя руками вместе.
Морская звезда - ноги прыжком в стороны, руки в стороны.
Рыбка - ладошки соединить и делать руками волнообразные движения.
Водоросли - Руки согнуты в локтях параллельно друг другу.

 Постепенно поднимая руки вверх, делать волнообразные движения.

(Нептун говорит слова сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее, в сопровождении музыки).

Нептун. Молодцы! Какие вы внимательные и очень ловкие.

Дети, мне показалось, что вам очень нравится подводный мир, и я думаю, вы хорошо знаете его обитателей, Помогите мне, пожалуйста, решить одну проблему.

Воспитатель с детьми. Мы с удовольствием тебе поможем.

Нептун. Садитесь, пожалуйста, поудобнее, так как проблема очень серьезная и решить ее не так-то просто. В моем царстве - государстве все перепуталось, появились странные животные, совершенно незнакомые. Обратите внимание на экран и определите “Кто здесь изображен?”.

(На экране появляются фрагменты разных морских животных. Дети говорят Нептуну, кто изображен на экране, акула, медуза, дельфин и т. д.).

Воспитатель. Уважаемый, Нептун, как, по-твоему, дети исправили все ошибки? Теперь животные смогут нормально существовать в твоем царстве - государстве?

Нептун. Дети, с заданием вы справились блестяще, но у меня сейчас предчувствие какой-то беды. Кажется, что кто-то просит о помощи. Ой, теперь вижу, кому нужна помощь. Целый косяк рыбы попал в ужасный водоворот и никак не может выбраться из него. Надо как-то им помочь.

Воспитатель. Это задание не из простых. Но у нас есть специальные сачки, с помощью которых мы сможем спасти этих несчастных рыбок, не причинив им вреда.

(Дети выполняют просьбу Нептуна).

Нептун. Ну что ж, спасибо вам дети, за помощь. Мне пора возвращаться к своим обязанностям, а вы, если хотите, погуляйте еще здесь. Но если вам где-нибудь попадутся рассыпанные царицей морей Нереидой жемчужины, положите их, пожалуйста, вот в эту шкатулку.

Дети. Мы постараемся их отыскать.

Нептун. А вот в той стороне есть большие заросли кораллов. Это очень интересно, советую вам посмотреть. На прощание хочу подарить вам ракушки. Я знаю, что вы хотели собрать коллекцию.

Дети. Большое спасибо за подарок, мы обязательно сделаем коллекцию.

(Нептун прощается и уходит).

Воспитатель. Дети, нам Нептун предложил рассмотреть кораллы. Пойдете, смотреть?

Дети. Да. С удовольствием.

Воспитатель. Только помните, что их не надо трогать руками и внимательно смотрите под ноги. Старайтесь не наступать на кораллы или что еще хуже морского ежа.

(Дети вместе с воспитателем рассматривают кораллы).

Ой, я нашла одну жемчужину. Может быть эта жемчужина Нереиды? Поищите, пожалуйста, среди водорослей и кораллов еще жемчужины. Только очень осторожно.

(Дети находят жемчужины и складывают их в шкатулку).

Воспитатель. Дети, вам понравилось в гостях у морского царя?

Дети. Да. Очень.

Воспитатель. Но мы достаточно долго находимся в подводном царстве и нам пора уже возвращаться на берег. Давайте еще раз посмотрим как красиво кругом и будем потихоньку выходить на берег моря.

(Дети вместе с воспитателем выходят на берег моря).

Воспитатель. Дети, вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Кого мы встретили во время путешествия? (Ответы детей). Давайте, скажем, морю до свидания. Берите свои рюкзачки. Мы отправляемся в обратный путь.

(Дети под музыку выходят из зала).

1.01.2015