Нравственные испытания человека на войне (по рассказам В. Быкова "Одна ночь", В. Некрасова "Сенька")

Разделы: Литература


В. Быков «Одна ночь»

Василь Быков – писатель реалист, положивший в основу своего творчества события, связанные с темой Великой Отечественной войны. Человек на войне, его поведение, его нравственный выбор – вот что волнует автора.
Повести В.Быкова «Сотников», «Волчья стая», «Дожить до рассвета», «Обелиск» и другие рассказывают о сложных жизненных ситуациях, как герои стоят перед выбором: стать предателем и остаться жить или погибнуть с честью; думать о своем личном спасении или спасать других.
Герои Быкова – обыкновенные люди, совершают подвиги, не думая о возвышенном, они просто живут, просто воюют, защищают Родину. На войне встречаются всякие случайности и человек должен найти выход. Случайностью является и история автоматчика Волока, положенная в основу рассказа «Одна ночь».
В течение одной ночи два солдата враждующих армий становятся почти друзьями, готовыми помочь друг другу.
Во время перестрелки боец Волока попадает в подвал, из которого трудно найти выход. Не успев присмотреться к окружающей его обстановке, Волока почувствовал сильный удар в спину, и « сознание пронзила догадка: немец!»
Автор подробно рассказывает, как долго боролись за жизнь два человека, каждого из которых охватывало отчаяние, что он может так нелепо умереть. Мы ощущаем состояние Ивана Волоки, который «задыхался от сернистого тротилового смрада, песка и пыли», « рванулся из уготованной ему могилы, невероятным усилием что-то сдвинул с себя, хватил глоток воздуха и раскрыл запорошенные песком глаза». Придя в себя и немного успокоившись, Иван видит перед собой раненного в колено немца. Можно было застрелить врага, но немец был без оружия, а Иван Волока не может убивать безоружного. Герой оказывается перед нравственным выбором, он забывает на время о том, что немец враг, он сочувствует немцу и даже дает ему свой перевязочный пакет. Теперь два врага становятся союзниками, которые ищут выход из подвала вместе. В.Быков подробно описывает действия солдат в поисках выхода, короткий отдых, курение русской махорки, их беседу. Из беседы становится известно, что и Иван, и немец были в мирное время столярами и строили дома. Все в жизни этих людей было в порядке, всем они были довольны. Но война изменила размеренный образ жизни, поставила их под пули, сделала врагами. Несмотря на дружескую беседу, Иван продолжает настороженно следить за немцем и приходит к выводу, что уже не сможет застрелить своего врага: «Как стрелять в него, если между ними рушилось главное для этого – взаимная ненависть, если вдруг во вражеском мундире предстал перед ним самый обыкновенный человек, который к Ивану относился уже не как враг, а как сообщник и друг?» Когда выход был почти найден, огромная серая глыба свалилась на Ивана и оглушила его. Теперь уже немец проявляет заботу о Волоке, он поит Ивана «невесть откуда добытой водой, которая сразу вернула ему (Ивану) сознание». Так помогая друг другу и поддерживая один другого, солдаты сумели найти выход. И с этого момента они вновь становятся врагами.
Иван видит, что в глазах немца «мелькнула звериная ярость человека, у которого не было выхода». Немец кидает в Ивана, спасенного им несколько минут назад, гранату и сам погибает от автоматной очереди Волока. Боец остался жив, но он мучается от смятенных мыслей, ему хочется ругаться от боли и тупой несправедливости того, что случилось.
Прочитана последняя страница рассказа, но мы не можем сразу забыть его сюжета. Очень важно понять, что война не нужна простым людям. В обычной жизни они могут найти общий язык, быть чуткими друг к другу. Но чувство долга солдата, защитника Родины выше жалости, сочувствия и сопереживания. Автор ставит героя рассказа перед нравственным выбором. Мы видим, что Иван не может, не способен стрелять в безоружного человека. Для него враг тот, кто вооружен. Война разъединила людей, заставила их стрелять, уничтожать друг друга. И это главное, страшное назначение войны, против которой так убежденно выступает автор рассказа «Одна ночь» В.Быков.

В. Некрасов «Сенька»

В.П.Некрасов войну знает не понаслышке. С 1941 по 1944 год шел он ее дорогами. Выстрадал ее в горькой и колючей правде окружений и отступлений 1941-1942 годов. Он пережил, как и любой наш солдат, ужас надвигающихся фашистских танков, против которых у нас в 1941 году не было ничего, кроме бутылок с горючей смесью. Это было время военной безысходности, стратегических и тактических ошибок командования, влекущих за собой огромные человеческие жертвы. В горнило войны были брошены миллионы молодых пареньков, которые были до войны простыми хлеборобами, трактористами, рабочими.
Но каждый готов был отдать свою жизнь в борьбе с фашистами. Но оказавшись лицом к лицу с реальной войной, не все сразу стали храбрыми и смелыми. Многим пришлось пройти через преодоление панического страха пред надвигающейся армадой юнкерсов, когда хотелось только одного: зарыться как можно глубже в землю и защитить голову, охватив ее ослабевшими руками. Много было и таких, которые не выдерживали и, поддавшись минутной слабости, забыв о том, что давали присягу, увечили себя добровольно, лишь бы только отправили из того ада в тыл.
В своем рассказе «Сенька» В.Некрасов с потрясающей силой писателя-очевидца показывает нам образ паренька, который только вчера попал на передовую, в самое пекло, да в такое, что «трехдневную норму табаку искурил за полдня». И когда «густая, удушливая пыль» закрыла все, и «ничего не было видно: ни неба, ни рощи..., он снял винтовку с бруствера, зажал ее меж колен, взвел курок, положил руку на дуло, зажмурил глаза и нажал на крючок. Сенька безразлично смотрел на подбежавшего командира взвода, ему было все равно, что с ним сделают, главное – он сейчас вылезет из этой щели и уйдет туда, где нет самолетов».
А дальше В.Некрасов поразительно тонко ведет своего героя на встречу с людьми, которые своим отношением к солдатскому долгу пробудят в Сеньке глубокие и потаенные чувства собственного достоинства и готовности идти навстречу опасности, не боясь за свою шкуру.
Первый урок Сеньке преподал в медсанбате самострел Ахрамеев, который успокоил: «С месячишко отдохнем, а там... мало-мало заживем, и стрекача дадим...» Сенька сначала слушает рассуждения Ахрамеева о том, что « по-бестолковому никому умирать не охота», но постепенно в нем поднимается волна ненависти к самострелу. «Сенька вдруг почувствовал, что еще минута – и он ударит кулаком по этому морщинистому лицу». Это было начало. А дальше его одолевают мысли о тех ребятах (Тимошка, Синцов), которые остались на передовой: « А может, их уже и в живых нет?»
Но всю тяжесть своего позора Сенька почувствовал при встречи со старшиной Пушковым. Писатель передает весь трагизм положения солдата через его внутренний диалог и диалог со старшиной. Но старшина не хочет с ним не только разговаривать, но и смотреть на него. И когда на Сенькину отчаянную просьбу старшине забрать его с собой в взвод, он услышал презрительное: «Тебя?» – он понял, что его больше за человека не считают. «Во рту у него пересохло, язык стал большой и неповоротливый. Он ушел в палатку и до обеда лежал, уткнувшись лицом в солому». В.Некрасов сумел своим точным, мастерским языком показать нам душевные метания и поиски солдата, струсившего, но не потерявшего совесть.
Крутой перелом произошел с Сенькой, когда рядом с ним положили «худенького с наголо выбритой круглой головой сержанта-разведчика, раненного в обе ноги». Сеньке было стыдно, когда он сравнивал свою мускулистую жилистую руку с тоненькой рукой сержанта.
«Смелый, должно быть, – подумал Сенька, – по морде видать, что смелый. А ведь такой худенький, хлипкий». Николай, так звали разведчика, не знал, что Сенька «леворучник», проникается к нему доверием и уважением. Но говорит про самострелов с такой гадливость, что мы чувствуем, как сжимается душа Сеньки. Но он тянется к Николаю. Больше всего сейчас ему хочется быть помкомвзвода у Николая, потому что тот сказал, что из Сеньки – сибиряка-охотника – получится хороший разведчик. Так постепенно у ненароком струсившего солдата формируется чувство собственной значимости на войне.
В.Некрасов как истинно талантливый писатель тонкими художественными приемами раскрывает перед Николаем тайну Сеньки. Это стало и трагедией для самого Николая: он, разведчик, и не разгадал мерзавца. Но он и не догадывался, что он сделал с Сенькой. Даже отвернувшись от Сеньки, Николай был для него тем теплым лучом, который освещал Сеньке дорогу к очищению от скверны. И когда в неразберихе погрузили на грузовики всех, кто мог стоять, и повезли на передовую, Сенька обрадовался. Это была победа... Он больше не боялся.
«Он думал о Николае, и ему хотелось обнять его изо всех сил и сказать, что сегодня что-то произойдет. Что именно, он и сам еще не знал, но что-то очень важное». И произошло: Сенька добровольно взял связку гранат и пошел на танки. Некрасов подробно описывает все действия Сеньки в его поединке с танками, его быстро проносящиеся мысли, и мы видим уже настоящего солдата, осознавшего слова присяги и свое место на войне.
Некрасов убедительно раскрывает тему войны. Чего греха таить – много было трусов, дезертиров и предателей, которые не мучились совестью от своих поступков. Но Некрасов показал человека, который осудил себя сам. А это самый справедливый суд чести.
Рассказ несет на себе  нравственную истину. Он учит тому, что человек все может, если поднимет в себе те огромные внутренние силы, которые есть в каждом из нас.

Беседа по рассказам

В.Быков «Одна ночь»

– Расскажите о столкновении Волока с немцем:
– завязавшаяся борьба с врагом;
– вдвоем в заваленном подвале;
– помощь немцу. Почему Волока оказал помощь? (гл. 1,2).
– Расскажите об отношении между Волоком и немцем, когда они были в подвале.
– Какие чувства испытывали друг к другу?
– Какое желание подавил в себе Волок?
– О чем разговаривали?
– Каков смысл этой сцены?
– Ваше отношение к последней сцене рассказа?

В.Некрасов «Сенька»

– Что толкнуло Сеньку на этот шаг?
– Какую роль сыграл Николай в судьбе Сеньки?
– Почему Сенька стал ухаживать за раненым Николаем?
– Какие чувства испытывал Сенька, когда в палатке узнали о его «ранении»
– Искупил ли Сенька свою вину перед товарищами, Родиной?