Коррекционно-логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (455,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова.
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава, может нарушаться порядок слогов в слове, пропуски, либо добавление новых слогов или звуков, отмечаются искажения, замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных.
В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии (полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская афазия, ринолалия).
С раннего детства маленький ребенок слышит слуховые раздражители – звуки, что является большим толчком для возникновения речевой функции. Ребенок слышит и пытается воспроизвести то, что слышит. Изменяется цепь мышечных сокращений, подстраивание голосовых органов под слышимые звуки, налаживается координация слуха и голоса. Малыш начинает говорить. Вместе с ростом ребенка изменяется и совершенствуется его речь. Четкая, спокойная, неторопливая речь взрослых – основное условие нормального речевого развития ребенка.
В онтогенезе овладение слоговой структурой происходит постепенно, через ряд закономерно сменяющихся фаз. К 3 – 3,5 годам при условии нормального развития речи все основные трудности слогообразования оказываются преодоленными. С этим же возрастным периодом связано появление так называемого «языкового чутья», когда ребенок способен оценивать правильность и выявлять дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е. Н. Винарская).
Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, также оно может быть у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка.
Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух – и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
При этом следует отметить, что данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики.
В анализе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усеченной форме.
По материалам А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов происходит по следующим этапам:

1 год 3 мес. – 1 год 8 мес. – ребенок воспроизводит часто один слог услышанного слова или два одинаковых слога: ав; би-би; му-му;
1 год 8 мес. – 1 год 10 мес. – воспроизводятся два сложных слова; в трехсложных словах часто опускается один из слогов: автобус – тобус;
1 год 10 мес. – 2 года 1 мес. – в трехсложных словах иногда опускается слог, чаще всего предударный: укушу – кусу; может сокращаться количество слогов в четырехсложных словах: космонавт – монат;
2 года 1 мес. – 2 года 3 мес. – в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: зацепилась – ципилась;
2 года 3 мес. – 3 года – слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

У детей с речевой патологией данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать так:

  • правильно произносимые слова: баба, дай;
  • слова – фрагменты: молоко – мако;
  • слова – звукопроизношения, обозначающие предмет, действие: ту – ту.

Несмотря на то, что к 6-7 годам дошкольник обычно хорошо произносит все звуки родного языка, имеет достаточный, активный словарь, владеет грамматическим строем речи и все же нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, всякий раз, как только сталкивается с новой звуко – слоговой и морфологической структурой слова (например, экскурсовод, простокваша). В этом случае речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава.

Существует несколько типов нарушений слоговой структуры:

  1. тип «Элизия» – нарушение количества слогов:
    • усечение, сокращение количества слогов в слове или слогообразующих гласных: молоток – моток; самокат – мокат; велосипед – сипет;
    • опускание слогообразующей гласной: пианино – пинино.
  2. тип «Персеверация» – инертное застревание на каком – либо слоге при произнесении слова, циклическое повторение, настойчивое воспроизведение: кораблик – ко-ра-ра-блик; лисичка – ли-си-сич-ка-ка.
  3. тип «Антиципация» – замена предшествующих звуков последующими или уподобление одного слога другому: капитан – пипитан; ананас – нананас; собака – бабака.
  4. тип «Итерация» – добавление, увеличение гласных в словах, где есть стечение согласных или добавление целых слогов: свисток – сивиситок; листва – лисытва; комната – команата; трактор – тырактор.
  5. тип «Контаминация» – смешение слоговых элементов двух слов, то есть слова, которые совсем не напоминают слова родного языка: на столе в хлебнице – на столебнице; трактор пашет – трашет.
  6. тип – Нарушение последовательности слогов в слове; перестановка слогов: бегемот – гебемот; самолет – мосалет; дерево – редево
  7. тип
    • Уподобление слогов: абрикосы – кококосы.
    • Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечений согласных): стул – тул.
    • Вставки согласных в слог: лимон – лимонт.

По типу поломки слоговой структуры необходимо выяснить уровень речевого развития логопата. Так, элизии обычно соответствуют I уровню общего недоразвития речи. Перестановки чаще всего говорят о III уровне общего недоразвития речи. Все остальные типы нарушений слоговой структуры слова бывают у детей со II уровнем общего недоразвития речи.

Напрашивается вопрос: какова же причина такого явления, как поломка слоговой структуры слова?

Это кинетическая апраксия – неумение плавно переключаться с одного слога на другой, неумение понять правильную позицию звуков в слове, слов во фразе, перейти от одного слова к другому.
Наличие апраксии свидетельствует о нарушениях подвижности основных, нервных процессов, о застойных очагах возбуждения или торможения в речедвигательном анализаторе.

Каковы же признаки кинетической апраксии?

1. Невозможность выполнения всего упражнения ребенком.
2. Внезапная потеря упражнения (ребенок – логопат в середине выполнения упражнения может переключиться на свое, потому что так ему легче).
3. Снижение амплитуды движения. Например: не может выполнить упражнение «Индюк» или «Лошадку» пощелкивать языком.
4. Наличие сопряженных движений (идут в ход руки, голова и другие органы). Например: при выполнении упражнения «Маляр» дети запрокидывают голову назад.

Главное при апраксии – это улучшить произвольные движения языка, губ, лицевых мышц. Надо показать ребенку, какие мышцы и как их напрягать. Необходимо ежедневно развивать речевой аппарат, формировать фонетический слух, уточнять и коррегировать артикуляцию звуков, способствовать снятию страха перед произнесением трудных и громоздких слов, включать в работу развитие речевого дыхания, голоса.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет.

Работа над слоговой структурой слова кропотливая, длительная, не сразу дает увидеть результат труда, но она должна опережать становление звукопроизношения.

Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Согласно рекомендации Марковой, усложнение по формированию слоговой структуры слов заключается в наращивании количества различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети)
2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина)
3. Односложные слова (дом, сыр, кот, мак)
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель)
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка)
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан)
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (телефон, бегемот)
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки)
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник)
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка)
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф)
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт)
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка)
14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино)

Несмотря на актуальность данной темы, методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слов является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

Обследование состояния слоговой структуры слов проводится по традиционной схеме с обязательным учетом общего уровня речевого развития ребенка, его интеллектуальных возможностей и возраста.

Следует отметить, что логопедическое обследование ребенка с любой речевой патологией обязательно включает раздел: «Состояние слоговой структуры слов».

Учитель – логопед должен быть и артистом, и режиссером, способным дать исключительно правильный образец «говорения», используя, как образец свою речь доступную, красочную.

Список используемой литературы:

1. Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»; Санкт – Петербург, 2001г.
2. Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей»; Москва, Творческий центр, 2007г.
3. Большакова С.Е. «Формируем слоговую структуру слова», приложение к журналу «Логопед», Москва, Творческий центр «Карапуз», 2007г.
4. Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии», М: Просвещение, 1990г.
5. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Р.В. «Основы логопедии», М: Просвещение, 1989г.
6. Четверушкина Н.С. «Слоговая структура слова», Москва, 2001г.

17.02.2015