Игра "Путешествие по океану "Русский язык". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


Цель: формировать положительную мотивацию изучения предмета

Задачи:

  • воспитывать любовь к родному языку
  • развивать мышление, воображение учащихся
  • формировать умение работать в команде

Игру можно организовать по любому разделу курса русского языка в средней школе в рамках предметной недели. Я выбрала тему “Повторение изученного в 5 классе”. Важную роль играет слайдовое и звуковое сопровождение, которое создает атмосферу игры-приключения.

Участники игры:

  • Ведущий (учитель) и помощники (3 человека)
  • 3 команды по 6 человек.
  • Жюри.
  • Зрители.

Подготовка к игре:

А) Заранее определить состав команд (2 команды + команда “пиратов”), которые выберут капитана, придумают название корабля, подготовят флаг, сделают “судовые журналы” (все письменные задания будут выполняться в судовых журналах).

Б) Помощникам ведущего сделать медали (1, 2, 3 место) по семь на каждую команду.

В) Команда “пиратов” должна подготовить флаг, название и вопросы по изученным темам (возможен вариант: по правилам учебника). Каждый “пират” готовит по два вопроса и заготавливает “ядра” из бумаги. Пираты до определенного момента не участвуют в игре, появление их должно быть неожиданным. Танец пиратов лучше отрепетировать заранее.

Г) Капитаны готовят задания друг для друга. Объяснить значения слов (однозначные слова). По 2 слова от каждого капитана (заранее выписываются словарные статьи в “судовой журнал”)

Д) Учитель с помощниками заранее готовят задание для команд на карточках.

Ход игры

Когда аудитория, где проходит игра, заполняется, можно поставить песню “Как провожают пароходы” в исполнении В.Сюткина (слайд № 1):

Игра начинается. Звучит главная тема из к/ф “Пираты Карибского моря”.

Ведущий:

- Сегодня у нас необычный день. Мы отправляемся в далёкое и опасное плавание по океану “Русский язык”. Это океан знаний – самый глубокий, полноводный и бурный из всех существующих на земле. Вы поплывете на двух кораблях. В пути вас подстерегают опасности: подводные рифы, шторм, пираты, но мы уверены: вы обязательно справитесь с ними и вернётесь к родным берегам. Итак, в путь!

Команды занимают свои места на “кораблях” (столы сдвигаем заранее)

Этап № 1 “Отплываем!” (слайд № 2). Раздается звон корабельного колокола.

Ведущий предлагает равное количество заданий для обеих команд на карточках. Ребята выполняют задания коллективно. Как только одна из команд выполнила задание, ответы передаются жюри. Каждый правильный ответ – 1 очко. Команда, набравшая большее количество очков, первой уходит в плавание.

Задания (слайд № 3):

1. Подобрать синонимы к словам:

  • идти (шагать, плестись, шествовать, брести, тащиться..)
  • бояться (опасаться, трусить, робеть, трепетать..)

2. Подобрать антонимы к словам:

  • день -...
  • друг -...
  • далеко -...
  • длинный -...
  • лёгкий -...
  • радоваться –...

Этап № 2 “Шторм!” (слайд № 4). Раздаются звуки шторма.

Ведущий:

- Вот и первое приключение. Вы попали в шторм. Каждый вопрос команде – новая волна. Самый опасный для кораблей – девятый вал (отвечают игроки команды, первой поднявшей руки; если ответ неправильный, отвечает другая команда) (слайд № 5,6,7,8)

1. Какое слово задумано? В нем приставка, как в слове “приплыть”. Корень, как в слове “моряк”. Суффикс, как в слове “матросский” (должно получиться слово “приморский”)

2. Приставка, как в глаголе перепрыгнул. Это однокоренное слово со словом “летчик”. Суффикс и окончание одинаковое со словом “слышать” (должно получиться слово “перелетать”)

3. Найдите “третье лишнее”:

Задание для первой команды:

а) гореть, угорать, гора

б) пот потолок, потливый

в) море, морщины, морской

Задание для второй команды:

а) горе, нагорный, горевать

б) боль, большой, больница

в) вода, водить, водник

4) Имя существительное, оканчивается на –он, синоним к слову “суп” (“бульон”)

5) Что нужно сделать с краткими прилагательными звонок, мелок, чтобы они превратились в существительные? Буквы менять нельзя (нужно переставить ударения)

6) Отгадай слово. Это существительное мужского рода, 2 склонения, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образованное от существительного медведь (медвежонок)

7) Как можно существительные “жар”, “ель” превратить в глаголы? (добавить или убрать ь)

8) Какими частями речи могут быть слова дали, жгут, стих? (глаголами и существительными)

9) Поставьте слова в нужной форме и в определённой последовательности, чтобы получилась строка из стихотворения А.Фета:

I. Ветви, над, сочные, дугою, водою, перегнулись (Ветви сочные дугою перегнулись над водою. (А.Фет)

II. Шумела, и, стороне, в, полночная, глухой, вьюга, лесной (Шумела полночная вьюга в лесной и глухой стороне. А.Фет)

Этап № 3 “Чиним корабли” (слайд № 9). Звучит мелодия из к/ф “Пираты Карибского моря”:

Ведущий:

- Корабли во время шторма пострадали и даже получили пробоины во время маневрирования среди рифов. Нужно немедленно починить корабли, чтобы плыть дальше.

Командам даются задания на листочках. На них написаны 5 пословиц, но с пробелами. Задача игроков – вписать нужные слова.

  1. Чем __________в лес, тем больше дров.
  2. Маленькое ___________лучше большого безделья.
  3. Не спеши________, торопись делом.
  4. Слово не___________, вылетит – не поймаешь.
  5. Не сиди сложа__________, не будет скуки.
  1. Старый _________лучше новых двух.
  2. Куй ____________пока горячо.
  3. За двумя ___погонишься, ни одного не поймаешь.
  4. В______ хорошо, а дома лучше.
  5. __________в мешке не утаишь.

За каждый правильный ответ 1 очко. Максимально 5 очков. (слайд №10,11)

Одновременно проходит игра со зрителями, “оставшимися” на берегу (слайд № 12). Звучит песня “У самого синего моря” (музыка Я.Миагава, стихи Л.Дербенёва)

Загадки-складки:

Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда.
Двойное р содержит он
И называется __________ (перрон)

Во мне два к, не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом_______ (аккуратный)

Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к:
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я ___________ (хоккей)

На большие расстояния
Мчится он без опоздания.
Пишется в конце два с,
Называется_________ (экспресс)

Этап № 4 “Капитаны, капитаны!” (слайд № 13). Звучит припев из песни М. Дунаевского “Жил отважный капитан”.

Капитаны по очереди предлагают другой команде объяснить значения слов (см. в разделе “Подготовка к игре”). Каждый правильный ответ – 1 очко.

Этап № 5 “Судовой журнал” (слайд № 14). Звучит мелодия из к/ф “Пираты Карибского моря”:

Ведущий: А сейчас в своих судовых журналах вам предстоит сделать записи.

Задание:

Первый этап (слайд №15). Одной команде написать 10 существительных, начинающихся на букву В; другой команде 10 существительных, начинающихся на букву Б.

Второй этап (слайд №16). Одной команде написать 10 прилагательных, начинающихся на букву К; другой команде 10 прилагательных, начинающихся на букву М.

Правильность ответов начинает оцениваться жюри, как только одна из команд закончит записывать слова (участники игры зачитывают слова)

За каждое правильное слово команда получает одно очко. Максимально за весь конкурс можно получить 20 очков.

Этап № 6 “Пираты! Свистать всех на верх!” (слайд № 17). Звучит “Песня и танец пиратов” Б.Чайковского из к/ф “Айболит-66”.

Ведущий:

Взгляните, что там вдали? Пиратский флаг! (появляются пираты – третья команда). У пиратов есть пушка, они могут захватить ваши корабли. Чтобы этого не случилось, нужно отбить атаку. Каждый пират бросает ядро на корабль и задает свой вопрос. Если ответ правильный, ядро “рикошетит” обратно. Команда, которая не ответила на три вопроса и более, покидает корабль, а её место занимают пираты и продолжают плавание на завоёванном корабле с очками, которые имелись у побежденной команды (вопросы готовятся пиратами заранее, см. раздел “Подготовка к игре”.

Важно! Когда команда либо пираты выбывают из игры, звучит песня из к/ф “Айболит-66” Б.Чайковского “Нормальные герои всегда идут в обход”

Этап № 7 “Возвращение к родным берегам” (слайд № 18). Звучит начало песни группы “Секрет” “Домой!”

Ведущий:

- Наше плавание подходит к концу, но чтобы пристать к берегу, нужно решить ещё одно задание. Задание можно вывести на экран или раздать на карточках (слайд № 19).

Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:

а) из слова лён – цифру (ноль)

б) из слова лей – название дерева (ель)

в) из слова лоб – название настила (пол)

г) из слова люк – большой мешок (куль)

д) из слова ток – домашнее животное (кот)

е) из слова шёл – неправду (ложь)

Запишите получившиеся слова.

Команды зачитывают слова и получают за каждый правильный ответ 1 очко. Максимально 6 очков.

Этап № 8 Подведение итогов. Жюри подсчитывает очки. Для заполнения паузы проходит игра со зрителями (слайд № 20). Звучит песня “У самого синего моря” (музыка Я.Миагава, стихи Л.Дербенёва):

Загадки-складки:

Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня ___________ (прохлада)

Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем всё __________ (антракт)

На время что-то прекратив,
Мы объявляем ___________ (перерыв)

В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим __________ (передышку);

После урока непременно
Нужна ребятам _______ (перемена)

Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь ___________ (тишина)

Жюри объявляет результаты. Помощники награждают команды медалями (слайд № 21). Звучит главная тема из к/ф “Пираты Карибского моря”.