Урок математики на тему "Умножение двузначного числа на однозначное". 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Научиться приему – умножение в столбик.
  • Познакомить с алгоритмом умножения двузначного числа на однозначное в столбик.
  • Повторить свойства умножения.
  • Закреплять умения решать задачи на пропорциональное деление.
  • Развивать речь учащихся посредством использования алгоритма умножения.
  • Совершенствовать работу в парах.
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
  • Развивать внимание учащихся.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • презентация к уроку;
  • сигнальные карточки;
  • индивидуальные карточки для учащихся;
  • карточки с алгоритмом вычисления;
  • физминутка музыкальная;
  • цветные карандаши.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Ребята, приготовьтесь к уроку математики.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам в прок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны раскрывать.

2. Проверка домашнего задания

Проверяем домашнее задание.
Откройте тетради.

№ 6

Назовите элементы пересечения множиств Д и Е. (а, м)
Назовите элементы объединения множиств Д и Е. (е, к, а, м, б)

№ 12

Назовите ответ 1 выражения. (285)
Назовите ответ 2 выражения. (524)

№ 14

Какое слово у вас получилось при выполнении № 14? (Альтаир)
Что вы о ней знаете?
Где можно получить информацию?
Отступите 4 клетки вниз, запишите число 25.09. классная работа.

3. Гимнастика для ума

Я задаю вопрос, вы быстро отвечаете.

1. У какого дерева осенью листья красные? (у клена)
4. Как называется время уборки зерновых культур с полей? (страда)
2. Сколько месяцев мужду сентябрем и январем? (3)
3. Сколько хвостов у 3 котов? (3)
4. Сколько арифметических действий вы знаете? (4)
5. Назовите их. (сложение, вычитание, умножение, деление)
6. Какие тайны умножения вы знаете?

Молодцы, работаем дальше.

4. Актуализация знаний (Приложение 1, слайд 1)

1) Математический диктант (Cлайд 2)

1. Уменьшаемое 60, вычитаемое 32, чему равна разность? (28)
2. Найти сумму чисел 18 и 29. (47)
3. Первое слагаемое 11, второе слагаемое 43, найти сумму. (54)
4. Найти разность чисел 100 и 13. (87)
5. Уменьшите число 78 на 29. (49)
6. Увеличьте число 45 на 27. (72)
7. Найдите разность чисел 32 и 28. (4)
8. Найдите произведение чисел 30 и 10. (300)
9. Первый множитель 4, второй множитель 3. Найдите произведение. (12)
10. Найдите частное чисел 70 и 10. (7)

Проверка.
Один ученик называет ответы, все следят. Работают сигнальными карточками.
Оценка ученику.

2) Решите задачу (слайд 3)

В 7 одинаковых стручках 42 горошины. Сколько горошин в 4 таких стручках?

42 : 7 х 4 = 24 г.

– К какому виду относится эта задача? (Задача на приведение к единице)
– В чем особенность решения таких задач? (Cначала нужно узнать, сколько чего-либо приходится на единицу)

3) Расставьте знаки так, чтобы получились верные равенства. (Выдать индивидуальную карточку 1 – 2 ученикам)

4…3 = 3…4 (4 + 3 = 3 + 4 или 4 х 3 = 3 х 4) (Слайд 4)

Какое свойство здесь применяется? (Переместительное свойство сложения или умножения)

(а + в) х с = а…с…в…с (а х с + в х с)

Какое свойство умножения здесь применяется? (Сочетательное) (Слайд 5)

4) Решение выражений (Слайд 6) (выполняется на карточках)

205 + 740 980 – 900 – 1 (Дополнительная инструкция Саши Г. и Максиму С.)
350 + 609 749 – 40 + 1
290 55 416 17 + 1

Расположите ответы в порядке убывания
Проверка. (Демонстрация решения на слайде). (Слайд 7)

5) Группировка

На какие 2 группы можно распределить числа ответов? (четные, нечетные)

6) Геометрическая задача(слайд 8)

Найдите площадь прямоугольника со сторонами 11см и 8 см. (88 см2)

5. Самоопределение к деятельности

Умножьте числа на 7. Расставьте буквы в таблице в соответствии с ответами и расшифруйте слово. (Слайд 9)

Ответ: умножение.

Молодцы!
Умножьте 36 на 8. (Слайд 10)
Удобно ли умножить устно?
Используя тайны умножения, найдите произведение четных чисел 36 на 8.

(Один ученик решает у доски, остальные в тетради)

Что нужно помнить, когда мы устно умножаем многозначное число на однозначное? (Нужно двузначное число заменить на сумму разрядных слагаемых, каждое слагаемое умножить на это число и результаты сложить.) 36 х 8 = (30 + 6) х 8 =30 х 8 + 6 х 8 = 240 + 48 = 288
Молодцы!
Но запись получилась неудобной, громоздкой.
Существует ли другой способ умножения таких чисел? (ответы детей)
Сформулируйте тему и задачи урока.
Мы должны научиться выполнять умножение таких чисел другим способом.
Тема нашего урока: Умножение двузначного числа на однозначное в столбик. (Слайд 11)

6. Работа по теме урока

1) Построение проекта.

Да, ребята, эту запись можно упростить и записать умножение этих чисел в столбик.

х36
__ 8
288

2) Алгоритм вычисления (слайд 12)

Алгоритм открывает в виде памятки на слайде. (Выдать индивидуальную карточку с алгоритмом Саше Г., Максину Ц., Саше Н., Яне Б.)

Ученик читает вслух:

1. Записываю умножение в столбик.
2. Умножаю единицы.
3. Единицы ответа пишу под единицами.
Десятки запоминаю.
4. Умножаю десятки. К числу десятков прибавляю десятки из «памяти».
5. Записываю десятки под десятки, сотни под сотнями.
6. Читаю ответ.

7. Физминутка

Давайте немножко отдохнем, а затем продолжим работу. (Музыкальная физминутка или «Вышли мышки»)

8. Закрепление изученного материала

1) Работа по учебнику

Откройте учебник стр. 36, № 1. (Выполняем устно). Найдите удобный способ записи 24 х 8.
Используя алгоритм, проговорите решение.

2) Работа в парах

Решаем пример № 2, стр. 36, работая парами. Комментируем по очереди шепотом. (Оказать помощь Максиму С. и Саше Г.).

Проверка решения.

(Один ученик читает ответ, все проверяют и показывают сигнальными карточками).

3) Самостоятельная работа с проверкой по эталону (эталон демонстрируется на слайде)

Решение примеров № 3 самостоятельно.

Кто справился с примерами?
Нарисуйте зеленый кружок в тетрадях на полях.

4) Придумайте задачу (слайд 13)

Используя запись, придумайте задачу.

3 ряда – 51 место
5 рядов ? мест

Прослушать 2-3 варианта условия задачи. Сделать выбор. Решение записать по действиям.

5) Решение задачи по учебнику

№ 9(а) стр. 37

Один ученик решает индивидуально у доски.
Проверка с помощью сигнальных карточек.

9. Рефлексия деятельности

Какую тайну умножения вы узнали сегодня? (Умножение в столбик)
Повторите алгоритм умножения двузначного числа на однозначное в столбик.
Все ли было понятно сегодня на уроке?
Оцените свои достижения на уроке.

  • на сегодняшнем уроке я узнал …,
  • на этом уроке я похвалил бы себя …,
  • я научился …,
  • теперь я могу…

Ребята, попробуйте, честно, оценить свою работу на уроке. Нарисуйте себя на «лесенке успеха».

  • нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось;
  • средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы;
  • верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

10. Подведение итогов урока

Что вам понравилось сегодня на уроке?
Что было трудно?
Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?
Где можно применить полученные знания?

11. Домашнее задание (слайд 14)

№ 9 (б) с. 37, №15, 16 (устно) с. 38

12. Оценки

Молодцы.
Все хорошо работали.

17.02.2015