Развитие диалогической речи – первая ступень к развитию монологической

Разделы: Начальная школа


Ни для кого не секрет, что состояние речи у современных школьников значительно снизилось. Этому, как говорят специалисты в области социологии, логопедии и педагогики, находится множество причин. Здесь можно назвать и увеличение количества носителей других языков на территории центральной части России, которые не могут не оказать своего влияния, и сокращение специалистов, которые могли бы своевременно, оперативно и компактно оказывать необходимую помощь, и резкий дефицит общения с ребёнком в рамках семьи. Причин много, но вот задача развития детской речи по-прежнему стоит перед учителями. Согласно новым Федеральным образовательным стандартам цели развития обозначены следующим образом:

  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие звуковой и интонационной культур речи, фонематического слуха;
  • развитие речевого творчества;
  • знакомство с книжной культурной, детской литературой, понимание различных жанров детской литературы.
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Конечно же, это не значит, что в других видах деятельности не происходит речевого развития. Однако обозначенные виды деятельности в нашем образовательном объединении представляются наиболее эффективными.

Учитывая специфику развития современных школьников, учителям и другим педагогическим работникам приходится использовать интерактивные и инновационные методы и приёмы работы.

В нашем школьном учреждении постоянно работают специалисты-психолог и логопед. Однако и невооружённым взглядом было понятно, что у некоторых ребят есть проблемы в речевом развитии.

Стоит вспомнить, что диалог, как форма речи, является более лёгким и появляется в онтогенезе раньше, чем монолог. Значительно облегчает использование диалога общая ситуация. Поэтому мы решили обратить внимание на развитие речевых стереотипий, на так нелюбимые речевые штампы. Причём, сразу облекли их в форму диалога, т. е. на каждое замечание или фразу должен был обязательно следовать ответ. Начали с ординарных вежливых фигур: «Здравствуйте! - Здравствуй Коля!»; «Спасибо-Пожалуйста». Постепенно увеличивали количество слов в фразе, старались разнообразить выражения. В течение двух-трёх месяцев мы ежедневно упражнялись в употреблении устойчивых фраз и выражениний, используя дидактические игры, создавая соответствующие ситуации. Совместно с другими работниками нашего СП, мы постоянно обращали внимание на соблюдение правил вежливого обращения, создавали ситуации, когда дети должны были обратиться ко взрослому с просьбой.

Как можно активизировать речь учащихся во внеурочное время?

Сказки любят все: и дети, и взрослые. Тому есть множество причин, но мы обобщим их, упомянув, что в сказке каждый реализует практически полностью свои потребности. Но художественное чтение сказки требует от детей поддержания определённого динамического статуса, довольно высокого уровня концентрации внимания и — самое главное! - молчания. Поэтому мы поставили себе задачу активации детей и, в первую очередь, их речи. Сказки изобилуют диалогами. Подбирая сказки, мы первоначально обратили своё внимание на сказки народные, где текст диалога стабилен и непродолжителен. Наиболее выгодным с этой точки зрения, по нашему мнению, является игра-драмматизация или инсценировка сказки или её фрагмента. Принимая во внимание возраст детей (6-7 лет, 1 класс) и ведущий вид их деятельности, мы решили организовать пролонгированную игру в театр.

Театральным днём был выбран четверг. В течение недели мы изучали и рассматривали выбранную сказку. Мы читали сказку или слушали её в профессиональном исполнении, смотрели диафильмы. Затем, на следующий день мы рассматривали иллюстрации, картины, подбирая их по тематике. Попутно формировался план пересказа, разыгрывались диалоги персонажей.

Первоначально мы хотели готовить роли, заранее подбирать детей, но довольно быстро отказались от этой идеи, так как в этом случае у большинства детей пропадал мотив и интерес к игре. Однако мы условно разбивали детей на группы по количеству используемых персонажей, постоянно меняя диалогические пары. Как правило, в среду, мы вместе с детьми обсуждали и выбирали необходимые атрибуты для костюмов.

И вот, наконец, в четверг совместно с детьми мы распределяем роли. Дети очень внимательны, и у нас действует непреложное правило: те, кто участвовал в представлении на предыдущей неделе, на этой неделе будут работать в театре билетёрами или контролёрами. Во время динамической паузы повторяем сказку всем классом.

После уроков совместно с детьми начинали готовить сцену и смотрели нашу сказку.

Чего же удалось добиться? Нельзя не отметить явной активации речи детей. Сразу обращает на себя интонационная сторона речи, хотя напрямую такая задача не ставилась. Существенно обогатился словарный запас ребят. Кроме этого, значительно снизился уровень нервотизации и агрессии. Дети стали более спокойными, исчезли многие невротические привычки, такие как обкусывание губ и ногтей. Удалось даже отвлечь детей от телевизоров и планшетов. Хочу отметить и интерес народному и авторскому творчеству. Удалось рассказами детей, их рисунками заинтересовать часть родителей. ИИ теперь мы имеем соратников.

Подводя итог, следует отметить, что в результате продолжительной и целенапрвленной работы нам удалось научить детей реализовывать основную функцию речи - коммуникативную, научить детей общаться вербально, словами.

17.02.2015