Урок математики на тему "Группы предметов. Порядок - последовательный ход предметов". 1-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: учить объединять предметы в группы; познакомить с понятием “порядок”, учить определять закономерность в группе предметов; развивать математическую речь, внимание, логическое мышление учащихся; прививать интерес к математике.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • учащиеся научатся делать выбор, группировать предметы по определённому признаку;

Метапредметные:

  • учащиеся внимательно относятся к высказываниям учителя и одноклассников, осуществляют самоконтроль (регулятивные УУД);
  • продуманно строят свою речь, находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД);
  • учащиеся учатся доносить свою позицию до других, оформляют свои высказывания в устной речи, слушают и понимают других (коммуникативные УУД);

Предметные:

  • учащиеся запомнят последовательность чисел от 1 до 10, научатся наблюдать, устанавливать и продолжать закономерность в последовательности предметов; сравнивать предметы по цвету, размеру, форме; усвоят и будут применять понятия “раньше”, “позже”.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с именами, тетради учащихся, цветные карандаши, сигнальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

- Рада встрече с вами, дарю улыбку и предлагаю вам в ответ улыбнуться мне и друг другу.

- В нашем классе стало светлее от ваших добрых улыбок.

- Прошло всего несколько дней с тех пор, как вы пришли в школу. Скажите, пожалуйста, кому нравится быть учеником?

- Продолжите предложение: “Я сегодня с радостью шёл в школу, потому что …” (Ответы учащихся).

- А я сегодня с радостью шла в школу, потому что очень хотела встретиться с моими смышлёными, добрыми учениками и знала, что нас ждёт много интересных дел.

- Здесь, на доске, карточки с вашими именами. Но, где, чья карточка, пока сложно определить, потому что вас много, и мы совсем недавно познакомились. Поможете разобраться? (Ответ учащихся).

- Тогда тихо-тихо прочитайте имена и найдите своё. Если кому-то будет трудно, можно попросить соседа вам помочь.

(Даю время. Затем, начиная с первой парты, прошу каждого ученика выйти к доске, взять карточку и громко назвать своё имя).

- Очень приятно всем нам ещё раз познакомиться! Скоро каждый из вас хорошо запомнит имена своих одноклассников.

- А теперь каждый со своего места громко назовёт своё имя.

- Заметили, какой шум получается? Поэтому, в школе существует правило: отвечаем по очереди. “Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними”. Повторите, пожалуйста, это правило. Постарайтесь его выполнять.

2. Актуализация знаний

- Давайте посчитаем, сколько мальчиков в нашем классе. Мальчики, выйдите, пожалуйста, к доске. Девочки, считаем хором. (Девочки считают количество мальчиков в классе).

- Теперь девочки выйдут к доске. Мальчики, считаем хором. (Мальчики считают количество девочек в классе).

- Кого больше – мальчиков или девочек? (Ответы учащихся).

- Давайте построимся парами, чтобы увидеть ответ на этот вопрос.

- Вы сейчас считали, сравнивали. Кто скажет, какая наука учит этому? (Ответ: “Математика”).

- Молодцы!

<Слайд №2>

(Кот Леопольд и поговорка “Порядок на столе – порядок в голове”).

- Ребята, знаком ли вам этот сказочный герой? (Ответы учащихся).

- Вы узнали его, это кот Леопольд. Теперь прочитайте, о чём он говорит вам.

- Какое слово повторяется два раза? (Ответ учащихся: “Порядок”. Подчёркиваю это слово, используя инструмент “ручка”).

- Вы догадались, о чём будем говорить на нашем уроке математики? (Ответы учащихся).

- А что такое порядок? (Ответы учащихся).

- Слово “порядок” имеет несколько значений. Одно значение – расположение чего-нибудь. Другое значение слова “порядок” - последовательный ход чего-нибудь.

<Слайд №3>

(Письменный стол завален вещами. На нём – письменные принадлежности, игрушки, сладости).

- Посмотрите на все эти предметы. Можно ли сказать, что на письменном столе порядок? (Ответы учащихся).

- Соглашусь с вами, это - беспорядок! Давайте уберём всё лишнее, оставив лишь то, что должно лежать на письменном столе.

(Учащиеся, используя инструмент “ручка”, зачёркивают лишние предметы, оставляют тетрадь, ручку, карандаши, ноутбук).

<Слайд №4>

(На письменном столе – тетрадь, ручка, карандаши, ноутбук).

- Вспомните свой письменный стол. Он выглядит как на первой картинке или как на второй? (Ответы учащихся).

3. Самоопределение к деятельности

- Зачем нужен порядок? (Ответы учащихся. Выделяю главную мысль: “Порядок помогает нам сосредоточиться и успешнее выполнить работу).

- Порядок нужен не только в комнате, но и в любой науке, да и во всей нашей жизни, в целом. Представьте, что будет, если на улицах нашего города нарушится порядок, и все станут ходить и ездить, как вздумается и где вздумается. К чему это может привести? (Подчёркиваю главную мысль в ответах учащихся: “Это может привести к беде”).

- Давайте вместе сделаем вывод из беседы. (Учащиеся делают вывод, что порядок – это очень важно).

- Это мы рассмотрели первое значение слова “порядок” - расположение чего-нибудь.

- А теперь перейдём ко второму значению слова “порядок” - последовательный ход чего-нибудь. Будем выполнять математические задания по наведению порядка.

4. Работа по теме урока

<Слайд №5>

(Кот Леопольд и сердечки с цифрами).

- Посмотрите на доску. Кот Леопольд решил сделать подарки друзьям в форме сердечек. На сердечках подписал, в какой очерёдности он будет дарить подарки. Есть ли порядок в цифрах? (Ответы учащихся.)

- Да, они перепутаны, надо поставить каждую цифру на своё место. Кто мне поможет?

- Какой цифры не хватает? (Ответ: “Не хватает цифры 5”). Верно, давайте поставим цифру 5 на своё место.

<Слайд №6>

(Кот Леопольд и цифры, записанные в беспорядке, разные по размеру и цвету).

- Ох, уж эти цифры! Посмотрите, снова перепутались, словно играют с Леопольдом! Но, на этот раз, мы не будем ставить их по порядку, достаточно лишь назвать числа от 1 до 10, делая это быстро и указывая на цифру.

- Какой цифры не хватает?

(Игра на внимание, отработка правильности и быстроты счёта чисел первого десятка. Отмечаю детей, которым удалось выполнить задание быстро и без ошибок).

<Слайд №7>

(Кот Леопольд и рыбки разные по величине).

- Кот Леопольд отправился на рыбалку. Как вы думаете, какой порядок можно навести на этой картинке? (Ответы учащихся: “Сначала кот поймал маленькую рыбку, потом больше и больше…”).

- Расставьте рыбок на доске в той очерёдности, в которой их поймал кот Леопольд.

- А есть другой способ? (Ответы учащихся: “Второй способ: кот ловил рыбок от большой – к маленькой”).

- По какому признаку вы расставляли рыбок? (Ответ учащихся: “По размеру”).

- Молодцы! Вы научились устанавливать закономерность по размеру.

<Слайд №8>

(Слова – названия времён года и картинки, соответствующие разным временам года).

- Кто скажет, какое сейчас время года? (Ответ учащихся: “Осень”).

- Какое время года изображено на первой картинке?

(Ответ учащихся: “Зима”).

- Какое время года следует за зимой? (Ответ учащихся).

- Посмотрите, верно ли, что на следующей картинке изображена весна. (Ответ учащихся).

- Найдите картинку, на которой изображена весна. Поставьте её следом за зимой.

- Проверьте, соответствует ли порядок следующих картинок очерёдности времён года?

(Ответы учащихся).

- Прочитайте слова на карточках.

- Как назовём эти слова? (Ответ учащихся: “Времена года”).

- Расположите правильно подписи к картинкам.

(Отмечаю детей, которым удалось найти соответствие картинки и подписи к ней и поставить времена года в правильном порядке).

Физкультминутка

- Пришло время немного отдохнуть. Догадаетесь ли вы, из какого мультфильма будет звучать песенка? (Про кота Леопольда).

(Включаю музыку, выполняем несколько танцевальных движений. Проводим игру “Повторяй за мной”).

- А помните, кому кот Леопольд говорил: “Ребята, давайте жить дружно!” (Ответ детей: “Мышка”).

<Слайд №9>

(Мышки и коробочка).

(1 ряд: квадраты жёлтого, синего, красного цвета

2 ряд: круги жёлтого, синего, красного цвета

3 ряд: треугольники (первый пропущен) синего, красного цвета). Мышки весело играли с геометрическими фигурами, а потом стали раскладывать их в коробочки. В каждой коробочке свой порядок. Взялись они за дело. Когда работа подходила к концу, мышки заметили, что в каждой коробочке одной фигуры не хватает. Давайте поможем найти мышкам недостающие фигуры.

- Как вы думаете, какая фигура должна стоять в этой коробочке? (Ответы учащихся).

- По какому признаку сгруппированы фигуры? (Ответ учащихся: “В этой коробочке все фигуры сгруппированы по цвету).

<Слайд №10>

(Мышки и коробочка).

(1 ряд: красные треугольник, квадрат и круг

2 ряд: жёлтые - треугольник, квадрат и круг

3 ряд: синие - треугольник, (пропущена фигура), круг).

- Посмотрите и определите, какая фигура должна стоять во второй коробочке. (Ответы учащихся).

- По какому признаку сгруппированы фигуры в этой коробочке? (Ответ учащихся: “В этой коробочке фигуры сгруппированы по форме”).

<Слайд №11>

(Мышки и коробочка).

(1 ряд: синий круг, красный квадрат, жёлтый треугольник

2 ряд: красный треугольник, жёлтый круг, синий квадрат

3 ряд: жёлтый квадрат, синий треугольник, (фигура пропущена.)).

- В третьей коробочке найдите недостающую фигуру.

-По какому признаку сгруппированы фигуры в этой коробочке? (Ответы учащихся: “В этой коробочке фигуры расставлены по группам, в которых цвет и форма не повторяется”).

- Молодцы! Вы научились устанавливать закономерности по цвету и форме.

<Слайды №12,13,14>

(Цыплёнок и яйцо. Колоски и булки. Цветы и ягоды земляники).

- Давайте в этих парных картинках определим порядок: что было раньше, что потом.

(Отмечаю детей, которые без ошибок справились с заданиями).

<Слайд №15>

(Парусники с примерами. Слева и справа – острова, обозначенные цифрами 1 и 2, куда надо добраться).

- У парусников тоже свой порядок. Они должны приплыть строго к своему острову. Чтобы узнать, к какому именно острову подплыть паруснику, нужно посчитать примеры.

(На парусниках – примеры на вычитание чисел от 1 до 5. Справа –остров с цифрой 1, слева – с цифрой 2. Учащиеся считают примеры и отправляют парусник к соответствующему острову. Отмечаю тех, кто работает быстро и без ошибок.

- Куда же должен приплыть второй парусник, в примере которого получилось число 3?

(Ответ учащихся: “Ему место не указано, так как острова с цифрой 3 нет”).

- Значит, этот парусник продолжит плавание.

- А мы продолжим урок весёлой физкультминуткой.

Физкультминутка

(Учащиеся вместе с учителем произносят слова и выполняют движения:

- Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз – два – три - четыре –
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон!
Убежали мышки вон).

- Проказники-мышки убежали, а ученики нашего класса продолжают учиться.

5. Закрепление изученного материала

- Давайте проверим, насколько внимательны вы были на уроке и как научились замечать последовательный ход предметов. Сейчас вы будете выполнять письменную работу.

- Но сначала вспомним, как ученик должен сидеть при письме. (Ответы учащихся).

- Как должна лежать тетрадь? (Ответы учащихся).

- Как надо держать карандаш? (Ответы учащихся).

- Откройте тетради и посмотрите, какое задание ждёт вас.

(В тетрадях учащихся на строчке чередуются фигуры: круг - треугольник, треугольник-круг).

- Определите порядок в строчке.

- Продолжите строчку до конца, не нарушив этот порядок. (Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой).

<Слайд №16>

(Ниточка с бусинками).

- Рассмотрите ниточку с бусинками. Запомните последовательный ход, цвет, размер бусин.

- Через несколько минут я убираю картинку, а вы цветными карандашами рисуете точно такие бусы в своих тетрадях.

(Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Затем, для самопроверки, перед ними снова открывается слайд №16).

- Кто не нарушил порядок?

- Кому задание показалось слишком трудным?

- Уберите тетради и карандаши в сторону.

- Молодцы, вы запомнили порядок и выполняли задание без ошибок!

<Слайд №17>

(Флажки разного цвета чередуются. Есть место, где произошёл сбой этой закономерности).

- Посмотрите на доску. Какой-то флажок нарушает порядок. Давайте найдём “нарушителя”. (Ответы учащихся. Отмечаю учащихся, которые дают точный ответ и объясняют свой выбор).

<Слайд №18>

(Сидят тигрята. Все смотрят вправо, а один - влево).

- Смотрим внимательно. Кто нарушил порядок? (Ответ детей с объяснением своего выбора).

<Слайд №19>

(Пятиугольники и встречается один шестиугольник).

- Как можно назвать группу фигур? (Ответ учащихся: “многоугольники”).

- Проверьте, по всей ли строке соблюдается порядок геометрических фигур. (Ответы учащихся).

- Молодцы! Вы научились устанавливать закономерность по форме.

<Слайд №20>

(Кот Леопольд, мышата и герои сказки “Колобок”).

- Когда наступил вечер, мышата попросили кота Леопольда рассказать им сказку “Колобок”. Леопольд с радостью согласился. Но запутался, не мог припомнить, с кем Колобок встретился первым, с кем вторым, с кем третьим и с кем четвёртым. Ребята, помогите, пожалуйста, Леопольду! (Учащиеся ставят героев друг за другом, в соответствии с содержанием сказки).

- Леопольд и мышата благодарят вас за помощь!

6. Рефлексия

- И я хочу поблагодарить за хорошую работу. Все вы были внимательными и сообразительными, везде установили порядок.

- Поднимите руку, кому было интересно на занятии?

- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.

- Вы убедились, что порядок важен и нужен во всём?

- Прочитаем ещё раз высказывание Леопольда, чтобы запомнить.

(Возвращаемся к первому слайду, читаем: “Порядок на столе – порядок в голове”).

7. Подведение итогов

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Ответы учащихся).

- Где можно применить полученные знания? (Ответы учащихся).

- Кого из ребят мы похвалим сегодня за активную работу? (Ответы учащихся).

- Урок окончен. Всем спасибо за добросовестный труд!

Использованная литература

  1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по математике. 1 класс. – М.; ВАКО. 2013.