Правописание -тся -ться в глаголах. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: Формировать навыки правописания глаголов, которые заканчиваются на -тся и -ться, учить различать правописание глаголов неопределенной формы от глаголов 3 лица, развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, воспитывать толерантность, личностные отношения, показать взаимосвязь русского языка с другими предметами.

Оборудование: проектор, ноутбук, музыкальный центр, сигнальные карточки с буквами и цифрами, картинный словарь, снежки из бумаги, модели кормушек, рисунок “Метелица”, рабочая тетрадь, учебник для 4 класса школа 21 век С.В.Иванов, под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Ход урока

1. Организационный момент. Звучит мелодия П.И. Чайковский “Времена года” (декабрь).

Учитель: Кому знакома эта мелодия? Кто ее написал?

Ученик: П.И.Чайковский “Времена года”. Декабрь.

Учитель: А какое сейчас время года? Какой месяц? Какие зимние месяцы вы знаете?

Ученик: Сейчас осень. Ноябрь месяц. Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

Учитель: Сейчас ноябрь.Это время по календарю называют предзимьем. Календарная зима наступает 1 декабря. Гостья – зима “Метелица” пришла к нам на урок и приготовила для вас задания.

2. Слайд 4. Орфографическая разминка. Найдите в тексте знакомые орфограммы. Объясните написание слов. Найдите главные члены предложения. Определите части речи.

Снег пушистый серебристый
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки
Вьются весело кругом.
И. Никитин

Ученик: В словах встретились следующие орфограммы: парные звонкие и глухие согласные, правописание ЖИ-ШИ, правописание мягкого знака, безударных гласных в корне, глаголов 3 лица единственного числа, непроверяемые гласные в корне.

3. Повторение изученного материала (наблюдение за написанием глаголов).

Учитель. Сейчас мы проведем игру “ Будь внимателен.

Правила игры. Я буду называть слова. Если слово является именем существительным, то вы будете вставать, если глаголом, то будете делать хлопок.

Слайд № 5.

Метелица вьется
волшебница любуется
улица красуется
красавица смеется
девица глядится
синица сердится

Учитель. Прочитайте слова 1 столбика. На какие вопросы они отвечают? Что это за часть речи? Что общего у существительных женского рода, 1 склонения, единственного числа?

Ученик. Эти слова имена существительные. Они отвечают на вопросы: кто? что? В конце существительных 1 склонения, женского рода, единственного числа пишется “ца”.

Учитель. Прочитайте слова 2 столбика. На какой вопрос они отвечают? Что это за часть речи? Какого лица и числа глагол? Что пишется в конце глаголов?

Ученик. Это глаголы 3 лица единственного числа. Они отвечают на вопрос что делает? В конце глаголов пишется “тся”.

4. Слайд 6.Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы и разберите текст по членам предложения.

Белый сне пушстый
В воздух кружтся
И на землю тихо
Падает, лож тся.

Слайд 7. Проверка написания текста.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И.Суриков

Слайд  8. Реклама. Без знания грамматики - не выучить ни истории, ни математики. Музыкальная физкультурная минутка.

5. Словарный диктант.Учитель. А сейчас мы запишем словарные слова. Я буду показывать картинки, а вы будете записывать слова, ставить ударение и подчеркивать опасные места.

Карандаш, портфель, циркуль, тетрадь, телефон, экскурсия, портрет.пейзаж.

Слайд 9. Проверка написания слов.

Карандаш, портфель, циркуль, тетрадь, телефон, экскурсия, портрет, пейзаж.

6. Изучение нового материала. Правописание -ться и -тся в глаголах. Работа с учебником С.В.Иванов. Русский язык,4 класс, стр.117 №1 (устно).

Учитель. Назовите слова, которые отвечают на вопрос: что делать?

Ученик. Купаться, веселиться, спускаться, приземляться, нагибаться, двигаться, радоваться.

Учитель. Назовите слова, которые отвечают на вопрос что делает?

Ученик. Сердится, веселится, удивляется, уменьшается, двигается.

Учитель. В каких формах глаголов в конце слов пишется “тся”? В каких “ться”?

Ученик. В начальной форме глагола пишется “ться”, в форме 3 лица единственного числа “тся”.

7. Закрепление материала. Учебник стр.117– 118 №2.Самостоятельная работа (записать по 3 слова в каждый столбик).

Начальная форма (что делать?) Форма 3 лица единственного числа

знакомиться знакомится
мириться мирится
беспокоиться беспокоится

8. Физкультурная минутка. Игра в снежки.

Учитель. Я кидаю ” снежок” и называю слово, а вы должны назвать близкое по смыслу слово (омоним).

сражаться биться, бороться
поражаться удивляться
состязаться соревноваться

Чтение слов со слайда № 10.

Учитель. На какой вопрос отвечают глаголы? Что пишется в конце слов?

Ученик. Глаголы отвечают на вопрос что делать? Это глаголы неопределенной формы. В конце глаголов пишется “ться”

Продолжение игры.

Учитель. Я называю глагол, а вы называете глагол противоположный по смыслу (антонимы)

плакать смеяться
спускаться подниматься
ругаться мириться

Слайд 11.Чтение слов со слайда.

Учитель. Как же пишутся глаголы неопределенной формы?

Ученик. Глаголы неопределенной формы пишутся с мягким знаком и с постфиксом “ся”.

8. Слайд № 12. Работа с пословицами.

  • Грамоте учиться – всегда пригодиться.
  • Умел ошибиться – умей и исправиться.
  • Чтобы хорошо учиться – не надо лениться.
  • Сумным знаться – ума набраться.
  • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Учитель. Объясните значение пословиц. На какие вопросы отвечают глаголы? Как пишутся глаголы неопределенной формы?

Ученик. Ленивый не сможет хорошо учиться и трудиться. Глаголы неопределенной формы отвечают на вопрос что делать? что сделать? Они пишутся с мягким знаком и с постфиксом “ся”.

Учитель. Запишите в тетрадь любую понравившуюся пословицу.

Учитель. Чему научились на уроке?

Ученик. Мы учились грамотно писать, отличать имена существительные от глаголов, различать глаголы неопределенной формы от глаголов 3 лица единственного числа, подбирать различные по значению глаголы. Узнали новые пословицы.

Учитель. Ваш любимый герой “Самоделкин” и я благодарим вас за работу. Он прислал вам телеграмму. Слайд № 13.

Дорогие ребята! Снег укрыл землю пушистым ковром. Птицам стало голодно. Помогите им!

Сконструируйте кормушки. Посылаю вам детали и стихотворение.

Слайд 14 “Покормите птиц”.

Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна
Горсть одна
И не страшна
Будет им зима.
Приучайте птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Александр Яшин

Учитель.

  • К чему призывает автор?
  • От чего гибнут птицы? От холода или голода?
  • Какую помощь вы оказываете птицам?

Итак, чему вы научились на уроке? Как определить написание в глаголах мягкого знака? Какую новую информацию вы получили на уроке? Что вам понравилось?

Ученик. Автор призывает заботиться о птицах. Птицы гибнут от голода, а не от холода. Мы должны делать кормушки и подкармливать птиц. На уроке мы научились определять, когда нужно писать в глаголах мягкий знак и узнали новое правило орфографии правописания глаголов.

Список литературы.

1. Русский язык. Учебник. 4 класс. Иванов С.В., Евдокимова А.О. – М., Вентана – Граф 2013 г. – (Начальная школа 21 век).

2. Русский язык. Комментарии к урокам. 4 класс. Иванов С.В. М., Вентана – Граф – 2013 г.- (Начальная школа 21 век).

3. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь. 4 класс. Кузнецова М.И.- М., Вентана – Граф, 2013 г. - (Начальная школа 21 век).

4. 1000 загадок, пословиц, поговорок и скороговорок. Для начальной школы.- Составитель – Иванкова В.Н., - М., ООО “Аквариум – Принт”, 2006 г.

5. Нестандартные уроки в начальной школе. Составитель Савинова С.В., Гугучкина, издательство “Учитель”, Волгоград, 2001 г.

6. Начальная школа. Русский язык. Поурочные планы. 4 класс по учебнику С.В.Иванова, Волгоград, издательство “Учитель” 2006 г.