Урок по литературному чтению "Колыбельные песни". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу в совместной деятельности при изучении устного народного творчества и авторских колыбельных песен.

Задачи:

  • раскрыть особенности жанра колыбельные песни;
  • через тексты колыбельных песен знакомить учащихся с историей, бытом, характером русского народа и развивать интерес к его культуре;
  • учить устанавливать связь между произведениями устного народного и литературного творчества;
  • совершенствование всех видов деятельности6 слушания, говорения, чтения, пения;
  • развивать умение самостоятельно работать с текстом, оценивать себя и своих товарищей;
  • развивать эмоциональность, артистичность детей

Оборудование: предметные картинки с изображением животных, фонограмма песни, карточки с алгоритмами, игрушечная колыбель, кукла.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок,

- Сегодня у нас много гостей на уроке. Мы всегда рады гостям. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им.

2. Введение в тему урока.

Определение темы урока учениками.

- Есть у белорусского поэта Максима Танка стихотворение “Вопросы и ответы”. Послушайте его.

Инсценировка стихотворения в форме диалога (двух учеников).

-Дедушка, кто старше меня?

- Твой папа и мама.

- А кто старше, чем они?

- Мы с бабушкой...

- А кто старше всех на свете?

- Внученька, старше всех на свете, я думаю,

Наш хлеб насущный

Да ещё колыбельная,

Которую поёт твоя мама.

Учитель: Ребята сегодня у нас необычный урок. Он будет тихим спокойным. Кто догадался почему? Назовите тему сегодняшнего урока.

- Да тема нашего урока “Колыбельные песни” (Слайд №1)

- Какой будет цель нашего урока? (Слайд №2)

- Как вы думаете, чему должны научиться на уроке?

(Учитель вместе с детьми составляет план. Слайд №3. Пункты плана открываются по щелчку)

Выяснить, что мы знаем о колыбельных песнях.

Когда они появились и зачем их поют?

Выяснить какие бывают колыбельные песни.

Научиться выразительно читать и петь колыбельные песни.

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему, цель урока, составляли план, планировали свою деятельность)

- Но сначала нам нужно выполнить небольшую речевую разминку.

3. Речевая разминка. (Слайд №4)

- Посмотрите на доску. Прочитайте скороговорку глазами.

Щуку я тащу, тащу
Щуку я не упущу!

1-й ряд прочитайте её шёпотом.

2-й ряд прочитайте чуть громче.

3-й ряд прочитайте громко.

Работа в паре: прочитайте друг другу по очереди с грустным настроением, с весёлым настроением.

- Ну вот теперь ваш речевой аппарат готов к работе.

4. Беседа “Что мы знаем о колыбельной песне”

- Слышали ли вы колыбельные песни?

- Кто их исполнял? О чём эта песня?

От каково слова произошло слово “колыбельные”

Давайте уточним значение слова. Задание №1 в тетради на стр 38.

- Зачем её поют? Когда?

5. Рассказ учителя о колыбельной песне.

Народные колыбельные песни появились очень давно. Главный секрет народной колыбельной песни её простота; песня умеет говорить простыми словами, соединёнными с несложной, легко запоминающейся мелодией. Колыбельные песни есть у каждого народа. Их придумывали матери, качающие в колыбелях своих детей. Пелись такие песни без музыкального сопровождения, “речитативом”. Эти песни, как считали наши предки, не только убаюкивали, но и защищали спящего ребёнка от козней тёмных сил. Не случайно часто в колыбельных песнях исполнитель часто обращается к животным, призывая их защитить и уберечь ребёнка.

- Когда то я пела колыбельные песни своим детям, а теперь пою внукам.

Учитель исполняет народную колыбельную песню. (Слайд №5 и №6)

Баю-баю, баю-бай, Тёмна ноченька – не спится,
Ты собачка, не лай, Моя Владочка боится
Белобока, не скули, Ты собачка не лай,
Мою Владу не буди. Мою Владу не пугай

- К какому животному идёт обращение в данной песне?

6. Пальчиковая гимнастика. (Слайд № 7)

7. Чтение народных колыбельных песен. (Работа в группе)

А) Задание в тетради №2 на с. 38.

Работа по алгоритму:

  1. Определите, что мы хотим показать голосом (любовь мамы к своему ребёнку)
  2. Выберем тон и темп чтения (читаем ласково, спокойно).
  3. Обрати внимание на знаки препинания, где необходимо сделать остановку.
  4. Учимся читать выразительно про себя.
  5. Работаем в группе. (выступление одного участника группы или всей группой)

Б) Сравнение прозвучавших песен.

- Чем похожи эти песни? (напевностью, спокойные, добрые)

8. Гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика. (Слайд №8)

9. Введение в тему урока.

- Если народные песни появились давно, то литературные колыбельные песни появились позже.

- Что значит “литературные”? (есть автор, кто сочинил)

- Посмотрите на эти иллюстрации. Что проявляют животные к своим детёнышам? (они беспокоятся о них, заботятся, защищают).

- Очень нежную песню сочинили Ю.Яковлев и композитор Е. Крылатов к М\ф “Умка”. Послушайте фрагмент песни. (Слайд №9)

- Что вы почувствовали, слушая фрагмент песни?

10. Работа с текстом литературной колыбельной песни. (Слайд № 10)

А) Работа с текстом до чтения.

- Откройте учебник на стр. 51 и рассмотрите иллюстрацию.

- Кого мы видим? Если бы картинка ожила, то что бы мы услышали?

- Прочитайте фамилию автора.

Б) Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение колыбельной песни Валерия Брюсова. “Спи, мой мальчик! Птицы спят...”

2) Обсуждение прочитанного.

- Какие картины вы представили? Расскажите.

3) Чтение вслух по строфам.

1-я строфа

- Косули робкие, то есть какие? (Они всего бояться)

- Почему в песни называется столько животных? (Чтобы убедить мальчика, что надо спать).

- В русском языке много синонимов к слову спать. Найдите их в тексте. (Заснули, дремлют, почивает).

- Почему так уважительно сказано о соме? (Он старый, всеми уважаемый).

2-я строфа

- Почему мальчику не надо ничего бояться?

3-я строфа

- Как понять слово роздых? (Передышка, кратковременный отдых)

- Что значит “звери лёгкие на роздых”? (Они легко засыпают).

- О чём просит мама сына? (заснуть)

В) Работа с текстом после чтения.

1)- Какие чувства надо передать при чтении? (Любовь, покой, тепла, готовности защитить)

Физкультминутка.

2) Упражнение в выразительном чтении (Работа в парах)

Дети работают по алгоритму:

  1. Прочитай и представь описанную, словами картину.
  2. Прочитай второй раз и обрати внимание на слова, которые надо выделить голосом.

3) Подготовься читать выразительно.

Через несколько минут учитель говорит, что пришло время работать в паре. Дети читают колыбельную соседу.

- Кто может прочитать колыбельную перед классом. (Класс оценивает чтение)

ИТОГ УРОКА. (Слайд №3)

- Давайте, проверим ли вам справиться с той деятельностью, что мы планировали? (Учитель вместе с детьми отмечает, что все пункты плана выполнены)

- Сегодня на уроке мы с вами познакомились с чем? (С колыбельными песнями)

- Нужны ли они человеку и если да, то для чего?

- Что вам запомнилось на уроке?

Учитель: Я надеюсь, что вы будите петь колыбельные пени своим братьям и сестрёнкам, а затем и своим детям. Младенцы, которым поют колыбельные песни раньше начинают произносить звуки, у них быстрей развивается гортань, а, следовательно, и речь.

Д\З. Выучить одну (по желанию) колыбельную песню. Из учебника стр. 51-52.

(Слайд №11) Звучит песня “Спят усталые игрушки...

- Всем спасибо за работу на уроке.

3.01.2015