Разработка урока музыки по теме "В детской. Игры и игрушки". Программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой. 3-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Научить слышать речевые интонации в музыке и характеризовать разнообразные музыкальные образы, запечатлевшие детские забавы и игры в творчестве М.Мусоргского и П.Чайковского.

Задачи:

  • Образовательные: углубить свои познания в области интонационной выразительности и изобразительности классической музыки. Познакомиться с понятием речетатива.
  • Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости и доброжелательности, способности к сопереживанию чувствам других людей и тонкому прочувствованию внутреннего мира человека.
  • Развивающие:
    • умение анализировать, сравнивать и сопоставлять особенности воплощения образного содержания музыки;
    • осмысление стилевых особенностей музыки М.Мусоргского и П.Чайковского;
    • передача собственных музыкальных впечатлений с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности (восприятия, пластического интонирования, пения)
    • освоение навыков самоанализа и результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников.
    • формирование основных вокально-хоровых навыков (пофразное дыхание, четкая дикция, чистое интонирование, выразительное исполнение).

Музыкальный материал: М. Мусоргский песни: “С няней”, “С куклой” из вокального цикла “Детская”; П.Чайковский “Нянина сказка” из “Детского альбома”. Распевки: “Киска”, “Часы”; песня “Наша мама – капитан”.

Методы: интерактивный (учитель – ученик) и с помощью медиапроектора, метод междисциплинарных взаимодействий, объяснительно-иллюстративный, наглядно-слуховой, словесный.

Вид урока: Урок выработки универсальных способов действий.

Используемая методическая литература: Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. - М.: Просвещение, 2010. Учебник по музыке для 3 класса по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.

Используемое оборудование и наглядный материал: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, CD-диск, инструмент фортепиано, портреты композиторов М.Мусоргского и П.Чайковского, презентация.

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Презентация. Слайд 1

Учитель: Здравствуйте, ребята (поет поступенно восходящую мелодию, в ре мажоре в объеме квинты).

Дети: Здравствуйте (поют нисходящую мелодию, построенную на звуках тонического трезвучия в ре мажоре).

2 этап. Повторение пройденного материала.

Учитель: Сегодня мы продолжаем работать в рамках раздела учебника “День, полный событий”. Тема нашего урока называется “В детской. Игры и игрушки”. Презентация. Слайд 2.

Учитель: Ребята, вспомните, в творчестве каких композиторов вы встречались с детскими образами?

Дети: В творчестве П.Чайковского и С.Прокофьева.

Учитель: А как называются сборники, посвященные детям, созданные этими композиторами?

Дети: “Детский альбом” П. Чайковского и “Детская музыка” С Прокофьева.

Учитель: Ребята, сейчас работаем по группам. Я вам раздаю карточки с названиями пьес из “Детского альбома” П. Чайковского и “Детской музыки” С. Прокофьева. Соотнесите названия пьес с именами композиторов и названиями сборников. Приложение 1. Дети выполняют. Учитель c детьми вместе проверяют, затем озвучиваются верные ответы.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, с какой музыкой познакомимся в рамках темы “В детской. Игры и игрушки”.

Дети: рассуждают, предполагают, что сегодня прозвучит музыка для детей, о детях, о том, как они живут, как играют. Это будет музыка, раскрывающая внутренний мир ребенка.

3 этап. Изучение нового материала. Презентация. Слайд 3

Учитель: Ребята, детские образы создавали не только П. Чайковский и С. Прокофьев, но и великий русский композитор 19 века М. П. Мусоргский (1839-1881). Детская тематика раскрывается у Мусоргского вокальном цикле “Детская”. В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх и шалостях и забавах. Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплощал в своей музыке.

Учитель: Ребята, посмотрите, как выглядит обложка издания вокального цикла “Детская”, которую нарисовал знаменитый русский художник Илья Репин. Как вы думаете, какие сюжеты пьес цикла мы можем найти на этой обложке? Кого мы видим на ней? Презентация. Слайд 4.

Дети: Мы видим няню, которая ставит ребенка в угол за непослушание, девочку, которая укладывает куклу спать, кота. Значит, об этом будет рассказывать и музыка.

Учитель: Сейчас представьте, что вы заглянули внутрь дома и наблюдаете за сценками из жизни его маленьких обитателей. А увидеть эти сценки поможет вам музыка. Презентация. Слайд 5.

Открывается цикл песней, которая называется “С няней”. Это очень яркая и красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские впечатления самого Мусоргского от няниных сказок. От них, по воспоминаниям самого Мусоргского, он “иногда не спал по ночам”.

Послушайте эту песню внимательно, вслушивайтесь в каждую реплику. Подумайте, сколько в ней действующих лиц, сколько исполнителей. Каков характер песни, меняется ли он? (Слушание: “С няней”). Приложение 2.

Учитель: Сколько исполнителей?

Дети: Один.

Учитель: Сколько действующих лиц в песне и кто они?

Дети: Двое: няня и малыш.

Учитель: Кто главный рассказчик?

Дети: Маленький ребенок. Он просит няню рассказать ему сказку.

Учитель: А образы скольких сказок раскрываются в песне?

Дети: Образы двух сказок теснятся в голове ребенка.

Учитель: О ком идет речь в первой сказке?

Дети: О буке страшном, который бродил по лесам и уносил детей, и грыз их белые косточки. А дети плакали и кричали.

Учитель: О ком рассказывала няня во второй сказке? Какая это сказка?

Дети: Веселая и смешная – о хромом царе, который “как споткнется, так как гриб вырастет” и чихающей царице. Она “как чихнет, так стекла вдребезги!”

Учитель: Интонации какого характера преобладают в начале песни?

Дети: спокойные, просящие, выразительные. Ребенок просит рассказать сказку. Мы слышим полуговор, полупение.

Учитель: Как бы вы произнесли слова “расскажи мне нянюшка, расскажи мне милая”? Что происходит с интонацией? (Дети произносят выразительно и просяще).

Учитель: Что происходит с голосом, с интонацией?

Дети: Голос повышается, затем понижается.

Учитель: А теперь послушайте, как звучит эта фраза у Мусоргского? (Поет учитель, затем интонируют все дети).

Дети: Мелодия с высокого звука спускается вниз, она звучит так, как и в речи.

Учитель: Эти интонации очень выразительные, они точно следуют за литературным текстом. Такие интонации, похожие на человеческую речь мы называем речевые или речетативом. Мусоргский был большим мастером воплощения человеческой речи (яркой, выразительной, самобытной) в музыке. И мелодия поднимается и опускается на тех звуках, которые мы бы в речи повысили или понизили.

Учитель: Когда малыш вспоминает про буку страшного, меняется ли музыка? И почему?

Дети: Да, она становится тревожной, более волнительной, громкой, потому что ребенок переживает эти страшные события, он боится.

Учитель: А меняется ли музыка, когда малыш вспоминает сказку веселую, про царя с царицей?

Дети: Она звучит весело, ярко и смешно.

Учитель: Какую сказку все-таки решил послушать ребенок на ночь?

Дети: Веселую, “ту, смешную-то”.

Учитель: Вот так автор очень ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.

А сейчас обратимся к музыке П. Чайковского. Послушаем пьесу “Нянина сказка” из “Детского альбома” и сравним ее с песней “С няней” М. Мусоргского. Презентация. Слайд 6.

Подумайте, о чем эта сказка, и какие душевные состояния ребенка она передает? (Слушание: “Нянина сказка”). Приложение 2

Учитель: Как звучала музыка, какие душевные состояния ребенка она передавала?

Дети: Беспокойство, волнение, тревогу.

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать эти состояния души?

Дети: Мелодия - отрывистая, быстрая, с акцентами, резкая. Динамика – сначала тихая, затем громкая, опять тихая, громкая и затихает в конце. Лад – минорный, темп – быстрый, стремительный, ритм – острый, четкий.

Учитель: Почему именно такой характер музыки и такие средства использует композитор? О ком рассказывает няня малышу?

Дети: О ком- то страшном, может, о Бабе Яге. Няня хотела напугать малыша.

Учитель: Что общего в произведениях Мусоргского и Чайковского?

Дети: В этих пьесах воплощаются сказочные образы, они рассказывают о детях, их впечатлениях от няниных сказок.

Учитель: В чем различие?

Дети: Различные жанры. У Мусоргского песня, а у Чайковского пьеса. Песню Мусоргского исполняет солист в сопровождении фортепиано, а пьеса Чайковского – инструментальное произведение. Пьеса Чайковского представляет музыкальный рассказ самой няни, а песня Мусоргского – обращение ребенка к няне.

Учитель: Сегодня в нашей детской прозвучит еще одна песня М. Мусоргского. Она называется “С куклой”. Эту песню композитор посвятил своим племянникам “Танюшке и Гоге Мусоргским”. Презентация. Слайд 7.

Послушайте песню, о чем в ней рассказывается. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для своего рассказа? (Слушание: “С куклой”). Приложение 2.

Дети: В песне рассказывается о том, как девочка укладывает свою куклу Тяпу спать и поет ей колыбельную песню.

Учитель: Какие интонации подсказывают, что это колыбельная?

Дети: Мягкие, тихие, убаюкивающие, покачивающие, интонации “баю-бай”.

Учитель: Кому подражает девочка?

Дети: Своей маме, няне.

Учитель: Сразу ли “засыпает” Тяпа?

Дети: Нет, она не слушается.

Учитель: Что тогда делает девочка?

Дети: Она начинает пугать букой, подражая своей няне. Мотив колыбельной прерывает сердитый окрик: “Тяпа, спать надо!”

Учитель: При этом, наверное, Тяпа получает изрядный шлепок. Но засыпает ли Тяпа после этого?

Дети: Нет.

Учитель: Как ведет себя девочка?

Дети: Она начинает рассказывать о том, что можно увидеть во сне: остров чудный, груши наливные, золотых птичек, поющих днем и ночью.

Учитель: Как звучит в этот момент музыка?

Дети: Она успокаивается, льется мягко и плавно, колыбельная продолжается.

Учитель: Укачала ли девочка свою куклу? Как рассказывает об этом музыка?

Дети: Да, укачала. Девочка поет тише и тише, спокойнее с перерывами. Тяпа успокаивается и засыпает.

Учитель: Посмотрите на репродукцию картины художника М. Добужинского “Кукла”. Созвучна ли эта картина песне М. Мусоргского и почему? (Ответы детей). Вот такие яркие и правдивые сценки из жизни детей “нарисовал” музыкальными красками М. Мусоргский.

4 этап. Вокально-хоровая работа. Презентация. Слайд 8.

Конечно, в разные игры могут играть дети в детской. Представьте, что к вам в детскую зашла маленькая пушистая кошечка. Вы хотите с ней поиграть, погладить ее.

Учитель исполняет песенку “Киска” и разучивает с ребятами по фразам с пластическим интонированием. Дети поют, “зовут” киску, показывают лапки-царапки, мягкие лапки, “дают” молочка, гладят лапки и ушки. Отвечая на вопрос, как вы должны спеть, выбирают такие характеры звучания, чтобы “киска услышала и прибежала” (выбирают громкое исполнение). Когда речь идет о царапках, дети выбирают резкое звучание. Мягкое звучание выбирают на словах “мягонькие лапки”. Приложение 1.

Учитель: Ребята, играя, все вы любите подражать и изображать разных зверюшек, животных, птичек, например, утят. А во главе, конечно, мама – капитан. Приложение 1.

Презентация. Слайд 9

Дальнейшее разучивание и исполнение песни “Наша мама – капитан”. (Работа над выразительностью исполнения, четкой дикцией, пофразным дыханием, чистым интонированием), пение с движениями.

5 этап. Подведение итогов. Презентация. Слайд 10.

Вывод: Итак, музыка – это искусство выразительное по своей природе. Она выражает чувства и мысли человека. Музыка, которая звучала сегодня на уроке, знакомила нас с различными сценками из жизни детей, раскрывала разные грани мира ребенка. Именно настроение музыки и характер основных ее интонаций помогает нам увидеть и понять человека, с которым мы знакомимся в том или ином произведении. И.М. Мусоргский и П.Чайковский очень искренне, поэтично и выразительно воплощали мир детских чувств, радостей и огорчений. Они любили и “понимали детей…как людей со своеобразным мирком, а не как забавных кукол”.

Учитель: Ребята, что запомнилось вам сегодня на уроке? Что нового узнали? Что было интересно? Что было трудно? Какие произведения особенно понравились и запомнились вам?

Домашнее задание.

  1. Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. Те образы, которые вы “увидели”, слушая музыку, передайте в своих рисунках.
  2. Пополните свою музыкальную коллекцию: найдите в интернете, послушайте и сохраните другие песни из вокального цикла “Детская” М.Мусоргского.

3.01.2015