Личностно ориентированный подход на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Личностно-ориентированный подход в обучении вызывает большой интерес педагогов. Интуитивно учителя давно применяли приемы этой технологии в своей работе. Невозможно эффективно, на высоком уровне проводить уроки, не ориентируясь на личностные характеристики учеников, особенности их интеллектуального, эмоционального, физического развития, особенности памяти, восприятия, мышления.

Автором разработки системы личностно-ориентированного обучения является психолог, доктор психологических наук И.С. Якиманская. По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Её определение личностно-ориентированного обучения: “Это такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его “внутренняя модель мира”, при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей познавательных стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора”.

Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.

  • Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
  • Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
  • Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
  • Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Применительно к преподаванию иностранных языков личностно-ориентированный подход как нельзя более актуален.

По мнению Роговой Г.В. “обучение иностранному языку в большей степени, чем какому-либо другому предмету, требует индивидуального подхода”.

Современная цель обучения иностранному языку - формирование иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК). ИКК включает языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции. Уже в самом методе коммуникативного обучения заложены возможности не только обучения иностранному языку, но и всестороннего развития личности. Этот метод ориентируется на личность школьника и позволяет теснее связывать учебный процесс с жизненными запросами и ориентациями учащегося.

Каждый ученик является личностью и обладает огромным множеством задатков и индивидуальных особенностей, которые часто остаются невостребованными и нереализованными. Задача учителя - спланировать уроки так, чтобы каждый ученик мог проявить и развить свои способности в процессе изучения иностранного языка.

Технологии, методы и приемы личностно-ориентированного обучения иностранному языку

1) Учет индивидуальных способностей;

2) Методика самооценки;

3) Интенсивные методы обучения;

4) Использование субъектного социального опыта;

5) Проектные технологии;

6) Вариативность схем оценивания;

7) Обучение друг друга;

8) Командная деятельность.

Готовясь к урокам английского языка, помню, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.

Учебники “Форвард” под редакцией Вербицкой М.В., по которым я работаю с 2010 года, соответствуют идее личностно-ориентированного обучения и содержат большое количество заданий, ориентированных на интересы и личный опыт учащихся. Это написание личных писем и проектные задания, задания типа “расскажи о своем рабочем дне, составь загадку о своей любимой вещи, сравни свою школу и школу Хогварт” и т.д.

В текущем учебном году мои ученики перешли в 6-й класс, и я столкнулась с проблемой потери интереса к моему предмету. Ребята стали медленнее работать на уроке, снизилась активность, результаты тоже стали хуже.

Совместно с психологом мы провели ряд диагностик по выявлению особенностей мотивации учащихся, познавательной активности, производительности и самооценки. Результаты мы оформили в виде таблицы (Приложение 1)

Данные исследования показали, что нужно работать над повышением познавательной активности и производительности на уроках.

Учитывать актуальный уровень развития каждого учащегося помогает использование таксономии учебных задач по Д. Толлингеровой. Она выделяет репродуктивный и продуктивный уровень учебных задач. Ученики с низким уровнем познавательной активности и производительности получают задания типа: прочти текст и сопоставь абзацы с картинками; выполни упражнение по образцу; ответь на вопросы по тексту, определи, верны или не верны предложения к тексту и т.д.

Продуктивный уровень задач требует сложных мыслительных операций с данными: оформите данные в виде таблицы, обозначьте на схеме, ответы на вопросы What do you think...? Why do you think so?

С этим уровнем задач справляются ученики с высокой и частично со средней познавательной активностью и производительностью.

К задачам, требующим творческого мышления, относятся проектные работы, написание сочинений, эссе.

Я предлагаю ученикам карточки с разноуровневыми заданиями по теме, ребята выбирают посильные задания, успешно справившись с простым заданием, ребята переходят к более сложным. Оценивается не только предметный результат, но и достижения ученика: если он овладел новым для себя видом мыслительной операции и перешел на более высокий уровень, оценка будет более высокой.

Примеры разноуровневых заданий: тема "Daily routines"

В рабочей тетради дан текст:

Next week I have to take test in English. I feel bad about it. I don’t think anyone likes tests, but when it’s maths, it’s OK for me. How do you feel about tests and exams?

Card A

Прочти письмо Тревора в Рабочей тетради (ex.3 p. 11) и передай его содержание от 3-го лица.

Card B

Прочти письмо Тревора в Рабочей тетради (ex.3 p. 11) и ответь на вопросы:

1. When will Trevor have a test in English?

2. How does he feel about it?

3. Does he like tests in maths?

Card C

Прочти письмо Тревора в Рабочей тетради (ex.3 p. 11) и ответь на его вопрос How do you feel about tests and exams?

Card D

Прочти письмо Тревора в Рабочей тетради (ex.3 p. 11) и напиши ответ. Расскажи о своих любимых и нелюбимых школьных предметах и о своем отношении к тестам.

Мы также определили интересы учеников и их особенности по шкале экстраверсия-интроверсия (Приложение 2)

Исследование по шкале экстраверсия/интроверсия позволяет учитывать индивидуальные особенности при подборе заданий. Экстраверты охотно работают в парах и в группе, любят диалоги, обсуждения. Интроверты погружены в себя, при распределении ролей в групповой работе, при подготовке проектов они с удовольствием самостоятельно выполняют посильные задания. В данной группе интроверты хорошо рисуют, их проектные работы в числе лучших, поэтому при подготовке группового проекта им поручают сделать иллюстрации.

Знание интересов учеников помогает удачно построить речевую зарядку. Например, при изучении темы “Abilities” в 6-м классе ученики задают друг другу вопросы:

  1. Can you sing well?
  2. Have you got abilities for playing football?
  3. Учитель побуждает учеников к высказываниям:
  4. What hobbies do you have?
  5. What can you do well?
  6. Do you like painting (swimming, taking photos...)?
  7. Why do you like it?

Ученики рассказывают рассказы-загадки о своих одноклассниках, не называя их имен, остальные пытаются отгадать.

При изучении темы “Любимые вещи” ученики выбирали итоговую работу. Часть группы составляли рассказы-загадки о своей любимой вещи, другие делали небольшие постеры, где были представлены фотографии или картинки и небольшой рассказ.

Эффективен прием обучения друг друга, когда диалоги составляют пары сильный ученик – слабый ученик или при работе над техникой чтения более сильные ученики, сдав зачет, принимают зачет по чтению у более слабых одноклассников, помогая им в случае необходимости. Применение приемов личностно-ориентированного обучения в 6-м классе помогло повысить качество знаний на 7,7%, возрос интерес учеников, они стали больше говорить, внимательнее слушать друг друга, каждый знает, что сможет достичь успеха.

Литература.

  1. Forward. Учебник английского языка для 6-го класса под редакцией Вербицкой М.В..
  2. Ёлкина Е.А. Урок английского языка в рамках личностно-ориентированного. festival.1september.ru.
  3. Синягина Г.Л. psch2.edusite.ru/DSwMedia/sinyagina.ppt.
  4. Д. Толлингерова и сотр. К теории учебных действий. Прага ГПИ 1986.
  5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. Сентябрь 2002.