Занятие по изобразительному искусству на тему «Эскиз лиственного дерева» для учащихся 9–10 лет

Разделы: МХК и ИЗО


Тема  занятия: «Весна. Просыпаются деревья» – 3 часа.

Урок 1 «Эскиз лиственного дерева»– 45 минут.

Цели:

  • Обратить внимание детей на особенности формы деревьев в природе.
  • Развивать умение у детей рисование кистью, использовать нетрадиционные  способы рисования  (губкой).
  • Прививать навыки пространственного расположения рисунка (композиция).
  • Учить заполнять цветом все пространство рисунка.

Планируемые результаты: приобретение знаний о многообразии используемых материалов; повторение основных правил работы на занятии; учащиеся научатся рисовать дерево новым для них способом.

Оборудование:

Для учителя: пособия с изображением деревьев, выполненные в разных техниках (кистью и губкой); слова – термины для магнитной доски; художественные материалы для демонстрации работы с гуашью и губкой. Пособие «Пейзаж» с репродукциями русских художников.  Плакат для рефлексии «острова» (Рисунок № 6)
Для учащихся: бумага формата А 4, принадлежности для рисования.

Ключевые слова:

  • Эскиз
  • Композиция
  • Колорит
  • Силуэт
  • Тон

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию.

2. Беседа по теме урока. Приложение 1 стихотворение.

Мы с вами обращались в нашем творчестве к  жанру изобразительного искусства, под названием «пейзаж». Почему он появился в искусстве? (Люди стремились изобразить в своих рисунках природу, которая им запомнилась и произвела на них самое яркое впечатление; они хотели поделиться своим восхищением от природы с другими.)
Каково назначение картин – пейзажей? (Они оставляют очень радостное впечатление в душе человека, заставляют гордиться своей родиной, где существует такая красота, или, наоборот, успокаивают человека, вносят в его жизнь мир и покой.)
Но у нас сегодня не обычное занятие, у нас подготовка к большой картине. И начнем мы с эскиза дерева. Я сегодня вас научу новому способу рисования
лиственного дерева. Но сначала давайте подумаем, а что такое эскиз? (Ответы детей)
Так как задание у нас сегодня научиться рисовать зеленую крону дерева, то мы начнем с того, что нужно знать, как деревья растут. А это лучше всего видно зимой, когда на деревьях нет листьев. Показ на магнитной доске пособия №1 «деревья». (Рисунки № 1,2,3) Рассматриваем деревья, определяем 3 формы строения кроны дерева: овал, треугольник, круг, то есть силуэты деревьев. И общее у всех деревьев построение: ствол, который толще всего  там, где он выходит из земли. Ветки, которые шире всего, где они соединяются со стволом. 

Но деревья мы с вами учились рисовать, на осенних и зимних пейзажах. Задача у нас несколько иная, рисование цветом кроны дерева. И прежде чем мы начнем рисовать красками я хочу вас познакомить с такими понятиями, как «тон» и «колорит» (на доске вывешиваются слова и объясняется их значение). Цвет листвы нашего весеннего дерева, будет каким? (Светло-зеленым).  Как нам получить его на палитре?  (Смешать желтый и зеленый).   А тень в глубине кроны дерева? (Темно-зеленой). Какие цвета для смешивания понадобятся?

А теперь посмотрите, у вас на столах помимо красок, кисточек и палитр, еще есть кусочки губки; как вы думаете для чего? (Для рисования). Верно, мы сегодня будем рисовать крону дерева губкой. Сначала посмотрите на доску, я покажу вам  2 способа рисования кроны дерева (Рисунки № 4,5). Одно дерево нарисовано традиционным способом – кистью, другое – губкой. Сейчас я вам покажу, как я рисовала губкой крону дерева (демонстрация  рисунка красками, с помощью губки).

Прежде, чем вы приступите к  рисованию, давайте немного дадим отдохнуть глазам.

Приложение 2 «гимнастика для глаз».

3. Самостоятельная работа

4. Выставка рисунков

5. Рефлексия. Сегодня я вас попрошу цветными магнитами отметить на карте «остров», который ближе всего по ощущениям, полученным на сегодняшнем занятии (острова: удовольствие, радости, воодушевления, грусти, неопределенности, Бермудский треугольник).

6. Уборка рабочего места.

7. Задание на дом: подумать на тему картины «Просыпаются деревья». Компоновка, общий тон картины, сюжет. Можно нарисовать небольшой эскиз картины.

Приложение 1

Чтоб волшебный мир пейзажа точно передать,
Мало его просто кистью нам нарисовать.
Чтоб от полотна не мог ты взора оторвать,
Надо так его исполнить, чтоб не забывать.
Чтоб обычный лес, листочки, небо, солнца свет
Нам запомнились живыми с самых малых лет –
Вот для этого старался, холст  свой украшал
Тот художник, и позднее Мастером он стал.

                                                 М. Давыдова

Приложение 2

Зрительная гимнастика для глаз (каждое упражнение выполняется до 10 раз).

1.Поочередно широко раскрывать и закрывать глаза, сжимая веки.
2. Фиксировать взгляд на кончике носа.
3.Часто мигать веками.
4.Выполнять движение глазами вправо – влево, при этом голову не поворачивать.
5. Выполнять движение вверх – вниз.
6. Закрыть ладонями глаза и представить перед собой пространство, полное темноты. При этом несколько раз сделать продолжительные вдохи и выдохи.

Применение других способов проявления рефлексии на занятиях изобразительным искусством.

На своих занятиях я применяю еще одну методику рефлексии – это опрос. Например:
– Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на занятии. (Рисование, аппликация, создание коллажа и т.д)
– Какие принадлежности вам понадобились?
– Дайте характеристику пейзажа в разное время суток по освещению, настроению, тону: утро, полдень, вечер, ночь.
– Что для вас было сложным в рисовании пейзажа?
– Какие новые слова вы узнали на занятии?
– Картины каких известных русских художников вы рассматривали?
– Какие картины вам понравились?
– и другие вопросы, в зависимости от тематики занятия.

Сочинение синквейна.

Слово «синквейн»  происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Дети  уже знакомы с частями речи – существительное, прилагательное и глагол. В каждой строчке синквейна по очереди будут использованы все части речи. Можно использовать плакат с правилами создания синквейна.

1-я строка – заголовок, в который вносят ключевое слово, тема синквейна, имя существительное.
2-я  строка – два прилагательных.
3-я строка – три глагола.
4-я строка фраза на тему синквейна.
5-я строка вывод, одно слово, существительное.

Синквейн  на тему «Дом».

Дом
Высокий, светлый.
Охраняет, спасает, бережет.
Дом строит человек для себя.
Жилище.

«Зима»

Зима.
Серебряная, морозная.
Приходит, холодит, сияет.
Зимой много разных развлечений.
Снег.

«Пейзаж»

Пейзаж.
Русский, природный.
Развлекает, веселит, утешает.
Пейзаж вдохновляет человека.
Радость.

Рис.1

Рис. 1

Рис.2

Рис. 2

Рис.3

Рис.3

Рис.4

Рис.4

Рис. 5

Рис. 5