Методы и приемы для развития естественной рациональной техники учащегося в первый год обучения в классе фортепиано

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: освоение игровых приёмов в соответствии с двигательной природой ребенка.

Задачи урока:

Образовательные: 

  • помочь ученику индивидуально приспособиться к инструменту, через поэтический образ найти свои удобные ощущения;
  • совершенствовать навык игры “non legato”, “staccato”, “legato”;
  • закрепить знания длительностей в игровой форме;
  • формировать умение ученика работать с нотным материалом. 

Воспитательные: 

  • воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием; 
  • воспитывать интерес, желания трудиться для достижения цели.

Развивающие: 

  • развивать двигательно-координационное мышление и слуховое восприятие музыки;
  • развивать самостоятельность в работе над музыкальными примерами.

Методы проведения урока:

  • объяснение;
  • показ с повторением учащегося;
  • совместное творчество.

Гимнастика для рук.

Для освоения пианистических навыков упражнения для пальцев рук на столе или крышке фортепиано:

1. “Здравствуйте, мои друзья” – руки положить на стол и, приподнимая кисть стукнуть всеми пальцами одновременно, далее выстукивать каждым пальцем поочередно, при этом следить, чтобы кончики пальцев смотрели вниз. Затем выстукивать двумя пальцами поочерёдно в паре с первым (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5) следить за положением локтя и свода кисти;

2.“Бинокль” – соприкосновение 2,3,4 и 5пальцев с первым, образуя колечко;

3.“Одуванчик” – сомкнуть кончики пальцев (бутон цветка), быстро раскрыть ладонь (пушинки разлетелись).

4.“Стрекоза” – перенос руки 3-м пальцем на пюпитр (раскрыть крылышки”) и на перекладину клавиатуры (“спрятались в тенек” – пальчики повисли спокойно вниз);

5. “Марш” (сначала промаршировать под аккомпанемент педагога, считая вслух до 4-х) – игра двумя руками поочерёдно со счётом до 4-х. 

Одновременно с интонационной направленностью работы, необходимо контролировать пианистические приёмы, постановку рук, прилаженность игрового аппарата, его свободу. Для удобства восприятия различной интонации упражнения играть с подтекстовкой.

1. Упражнения на правильное звукоизвлечение, штрихи, дуговые движения:

1.“Воробушек” - Я утром выпал из гнезда, спешите все скорей сюда! (Взлет и приземление на опорный пункт, воробушек учится летать).

2.“Кошачьи лапки” - Моет лапкой котик нос. (Легато на секундовых последовательностях).

3.“Цапля” - Цапле бусы подарили, велики они ей были. (Расходящиеся гаммаобразное движение звуков в пределах октавы)

4.“Лягушонок” - Лягушонок веселится каждый день, по болоту прыгать и скакать не лень. (Легкое стаккато, исполнять легкой, упругой рукой).

5.“Утенок” - Наш утенок лишь родился, плавать плавно научился. (Пятипальцевое легато).

6.“В чёрном море” - В чёрном море мой любимый дом. Днем и ночью я купаюсь в нём.

(Пятипальцевое следование звуков на черных клавишах, играть различными штрихами).

7.“Полет во сне” - Шарики мои словно парашют, в небо к облакам плавно унесут. (Дуговые отрезки, играть отдельно правой рукой - вверх, левой - вниз).

8.“Попрыгунья” - Посмотрите на меня и попрыгайте как я. (Дуговые скачки на октаву, а также через две октавы вверх и вниз.).

2. Упражнения на боковые движения и трели:

1.“Мой щенок” - Меня мой Бим из школы ждал и хвостиком вилял. (Круговое движение руки, левая рука играет в противоположном движении).

2.“Ключик” - Дверь скорей открой, теперь закрой, замочек мой, ключ золотой. (Повороты кисти с опорой на 1-й и 5-й пальцы).

3.“Паучок” - Паучок росинку спрятал в паутинку. (Боковое движение по терциям с ощущением вращения внутри руки).

4.“Белый зайчик” - Белый зайчик в белой шубке рано утром чистил зубки. Сам. (Пятипальцевое

5.“Кошкин хвост” - Наша кошка на крылечке закрутила хвост колечком. (Движения, окутывающие средние звуки, в основе их движения - “колесико”).

6.“Бусинки” - Словно бусинки дождинки покатились по травинке. (Повороты кисти по рисунку мелодии).

7.“Гномики” - В этом доме гномики живут, веселятся, песенки поют. (Упражнения на “станке”, трель играется легко и ровно).

3. Упражнения на репетиции, гаммы, арпеджио, терции.

1.“Дождик” - Кап, кап, кап стучит по крыше, на прогулку дождик вышел. (Репетиции на ступенях гаммы, исполняется непрерывным вибрационным движением).

2.“Вальс” - Я хочу вальс танцевать. (Гаммовые отрезки, правая рука играет по позициям гаммы до конца клавиатуры и обратно).

3.“Считалочка” - Три - четыре, три – четыре, черный кот живет в квартире. (Перенос руки с одной позиции гаммы на другую).

4.“Веселый дом” - На четвертом этаже кран течет давно уже, а на пятом музыка звучит, кто- то учит гаммы и ворчит. (Постепенное увеличение гаммаобразной мелодии в прямом и обратном движении).

5.“Море” - В теплой волне как в сказочном сне. (Арпеджио, упражнения исполняются вверх и вниз каждой рукой).

6.“Осьминог” - Гибкий осьминог в платье золотом, а на дне морском его мокрый дом. (На задержанном аккорде проверить пружинистость и устойчивость всей руки).

7.“Прогулка” - В лес мы спешим опять с утра, за работу нам пора. (Движение терциями).

8.“На окошке” - На окошке сидит кошка и хвостом стучит немножко. (Восьмые исполнять близко к клавишам легким стаккато).

Необходимо с первых же занятий приучать учащихся к осмысленной работе над приёмами исполнения – non legato, staccato и legato, качественное и музыкальное исполнение любого музыкального построения. Ведь какими бы длительностями не был записан пассаж – это, прежде всего, музыка. Ребенку очень помогает проникнуть в музыкальное содержание упражнений – образность поэтической речи и смысловое изображение. Чем глубже мы постигаем словесно-поэтический образ, тем легче создаем образ музыкальный. Стихи к данным упражнениям не обычная подтекстовка. В небольшом четверостишии есть образ, характер, настроение, что вызывает внутреннее эмоциональное переживание и помогает ребенку найти естественные приёмы для решения художественной и пианистической задачи.

Литература

1. Шмидт-Шкловская А.А. “Воспитание пианистических навыков”, Ленинград “Музыка”, 1985г.

2. Тимакин Е.М. “Воспитание пианиста”, М., Советский композитор, 1989г.

3. Дроздова М. “Уроки Юдиной”, Классика XXI, М., 2000г.

4. Интернет-сайт MagicScoreSchool