Открытый урок сольфеджио в 1-м классе Детской школы искусств

Разделы: Музыка


Методический материал.

1. Л.Ефремова “Учиться интересно” , изд. “Композитор. Санкт-Петербург”. 2006 г.

2. О.Камозина “Неправильное сольфеджио”, изд. “Феникс”. Ростов-на-Дону. 2009 г.

3. Е.Королёва “Музыка в сказках, стихах и картинках” , изд. “Просвещение”. Москва. 1994 г.

4. Е.Железнова “Альбом для обучения пению. Читаем, рисуем, играем, поём”, Издательский дом В.Катанского, Москва. 2009 г.

Оборудование, технические средства.

1. Компьютер.

2. Широкоэкранный телевизор (подключен к компьютеру в качестве второго монитора).

3. Магнитофон.

4. Фортепиано.

Перечень используемых на уроке аудио, видеозаписей, наглядных пособий.

1. Видео пособие - “Бабочка” https://yadi.sk/i/9SJWheU7d2DUB

 (Проект Есиповой Людмилы)

2. Видео пособие - “Живая гамма” https://yadi.sk/i/fJJqbaKid2DVJ

Аудио файл https://yadi.sk/d/4LtCEPk0d2DVn

3. Видеопособие - “Белка” - минус https://yadi.sk/i/yLZGZewqd2DW9

Плюс - https://yadi.sk/i/t5ySGqVGd2DaR

(Проект Мишаковой Ирины)

4. Видеопособие-диктант “Лягушка” https://yadi.sk/i/6FuFuMRQd2DQd

5. Видеопособие-диктант “Зима”https://yadi.sk/i/w2cMf-A_d2DSw

Аудио файл - https://yadi.sk/d/OXEzZ9eDd2DTN

6. Компьютерная интерактивная программа “Электронное сольфеджио”

Автор разработчик Максим Колесников https://cloud.mail.ru/public/feb0f9e...D1%81%D0%BA%2F

7. Аудио пособие “Мажорная гамма” https://yadi.sk/d/Xy2RkdUOd2DXz

8. Аудио пособие “Минорная гамма” https://yadi.sk/d/QhkmUgMqd2DYb

9. Презентация с материалами на открытый урок https://yadi.sk/i/1IcHelabd2DZQ

10. Карточки с ритмоблоками (раздаточный материал)

Приложения к уроку (не представленные приложения находятся у автора)

Цель урока.

1. Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально – теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся.

2. Демонстрация использования информационных технологий при работе над разными формами работы на уроке сольфеджио – слуховой анализ, теоретические сведения, интонационные упражнения, ритмические упражнения, музыкальный диктант, чтение с листа.

Обучающая:

формировать знания, умения и навыки по темам:

ладовые представления,

ритмические группы в размере 2/4, затакт в размере 2/4,

расширить знания учащихся о тональностях,

повторить и закрепить теоретические сведения.

Развивающая.

1. Развить слуховое представление.

2. Развивать музыкальное мышление.

3. Развивать ладовые ощущения.

4. Развивать навыки ориентирования в тональности.

5. Развивать вокально-интонационные навыки.

6. Развивать мелодический слух, музыкальную память и творческие способности учащихся.

Воспитательная:

1. Воспитывать музыкально-художественный вкус и интерес учащихся к предмету сольфеджио.

2. Воспитывать умение работать в группе.,

3. Воспитывать творческую активность.

4. Повышать исполнительскую грамотность учащихся.

Задачи урока.

1. Развить знания учащихся о понятии лад , тональность.

2. Формировать и закрепить первичные вокально – интонационные навыки в ладу.

3. Развить навыки написания мелодического диктанта.

4. Повторить метроритмические формулы.

5. Формировать интерес к процессу обучения.

Форма урока: групповая.

Методы реализации поставленных задач.

1. Словесный (беседа, рассказ, объяснение).

2. Наглядно-демонстрационный (видео иллюстрации, цветные слайды, интерактивные компьютерные. технологии, презентация, выполненная в компьютерной программе Microsoft Offise PowerPoint).

3. Ролевые игры (проблемные ситуации).

4. Практический (пение упражнений, игра на инструменте).

5. Игровой.

Формы работы с учащимися.

1. Вокально-интонационные упражнения.

2. Анализ музыкального произведения.

3. Диктант.

4. Чтение с листа.

5. Игры.

6. Практические задания.

Анализ результатов урока.

В результате данного урока обучающиеся развили знания по темам лад, гамма, тональность Ре-мажор, мелодический диктант, ритмические группы в размере 2/4, затакт.

Все теоретические знания они успешно применяли на практике.

Ход урока

Преподаватель: (Приветствие учителя, эмоциональный настрой учащихся.)

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Вы, конечно, увидели, что к нам пришли гости, и мы с вами продемонстрируем все наши навыки и умения.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Сегодня я хочу представить вам урок с учащимися первого класса фортепианного отделения на тему: “Информационные технологии, как средство повышения эффективности учебного процесса на уроке сольфеджио в ДШИ”.

Преподаватель: Ребята, вы знаете, что все музыканты перед выступлением или перед репетицией разыгрываются, настраиваются на исполнение. И мы с вами сейчас настроим свой музыкальный инструмент – наш голос и слух. Мы сейчас с вами будем “рисовать” голосом.

Преподаватель включает видео пособие – “Бабочка”.

Учащиеся голосом “рисуют” восходящее, нисходящее, волнообразное движение звуков на слог.

Преподаватель: Урок мы с вами всегда начинаем с распевки. Предлагаю сегодня спеть “Песенку о ступенях”. Она нам поможет вспомнить и некоторые теоретические понятия.

Учащиеся под аккомпанемент преподавателя поют “Песенку про ступени”.

Преподаватель: Ребята, а что такое - лад?

Учащиеся: Это семья звуков. Главный звук - тоника.

Преподаватель: А какие лады вызнаете?

Учащиеся: Мажорный и минорный.

Преподаватель: Давайте вспомним, как звучат звукоряды мажорного и минорного ладов.

Учащиеся поют попевку, интонируя звучание мажорного лада:

“Вот мы звуки встали в ряд, получился звукоряд. Не простой, мажорный, весёлый, задорный”. (Под гармоническое сопровождение и иллюстрацию, выведенную на монитор компьютера)

Затем интонируют звучание минорного лада:

“Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд, песню грустную поём и сейчас мы заревём (Е.Королёва “Музыка в сказках, стихах и картинках”) под гармоническое сопровождение и иллюстрацию, выведенную на монитор компьютера.

2. Анализ музыкального произведения.

Преподаватель исполняет на фортепиано пьесу А.Гречанинова “Мазурка”. (На экране компьютера отсканированная страница с нотным текстом пьесы А.Гречанинова “Мазурка”).

Преподаватель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в этой пьесе?

Преподаватель включает следующий слайд-иллюстрации к прослушанному произведению.

И как вы думаете, какие из представленных картин могут проиллюстрировать пьесу и почему?

Учащиеся: В пьесе 3 части, III часть – это повторение I части. Крайние части звучат в минорном ладу, а средняя – в мажорном. Осенний пейзаж, грустный клоун, печальная танцовщица - крайние части, яркие цветы, воздушные шарики - средняя часть).

Преподаватель: А почему вы так решили?

Учащиеся: Крайние части немного грустные, печальные, а средняя часть светлая, радостная. Крайние части написаны в минорном ладу, а средняя в мажорном.)

Преподаватель: Посмотрите внимательно на осенний пейзаж. Эти картины написал художник Леонид Ефремов. Здесь такие яркие краски – и красные, и желтые, и синие! Почему вы всё-таки решили, что эта картина больше подойдёт для иллюстрации минорной музыки?

Учащиеся приводят свои аргументы, отстаивают своё мнение – например: “Все-таки грустно, что лето закончилось!”, “На картине асфальт мокрый, небо серое. Чувствуется, что уже прохладно, зябко”.

Преподаватель: Скажите, пожалуйста, как какие бывают мелодии, какое у мелодической линии может быть развитие? Посмотрите, пожалуйста на слайд (на мониторе компьютера иллюстрации видов мелодической линии – восходящее движение звуков, нисходящее, волнообразное, “скачками”).

Давайте проанализируем – как развивалась мелодическая линия в этом произведении.

Учащиеся: Называют все виды развития мелодии – движения звуков в мелодии.

Преподаватель: Молодцы, ребята!

3. Закрепление и проверка на практике усвоение темы – гамма Ре-мажор.

Преподаватель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое гамма?

Учащиеся: Это звукоряд от тоники до её повторения.

Преподаватель: Мы с вами знаем, что гамма строится по определённому правилу, по определённой схеме. Давайте споём песенку, которая помогла нам очень легко и просто запомнить строение мажорной гаммы.

Учащиеся, под аккомпанемент учителя, поют песню “Строим мы мажор, ребята”. (О.Камозина “Неправильное сольфеджио”).

Преподаватель: А сейчас я предлагаю сыграть в игру “Живая гамма”.

(Слайд с название звуков )

Преподаватель: Внимательно посмотрите на монитор, на слайде изображены карточки с название звуков мажорной гаммы. Как вы думаете, какую гамму мы будем петь?

Учащиеся: Ре-мажор.

Преподаватель: Почему вы так решили?

Учащиеся: Карточек со звуком “ре” 2, значит эта нота - тоника, ведь гамма- это звукоряд от тоники до её повторения.

Преподаватель: Молодцы! А как вы считаете, гамма Ре-мажор по дороге к нам случайно ничего не потеряла?

Учащиеся: Не хватает ключевых знаков! Фа-диез и до-диез!

Преподаватель: Правильно. (Следующий слайд-карточки “фа” и “до” “превращаются” в “фа диез” и “до диез”) Вот теперь всё верно!

Учащиеся встают в линию, согласно порядка звуков в гамме Ре-мажор с учётом расстояний - тонов и полутонов. “Фа-диез – соль”, “до-диез - ре второй октавы” держатся за руки, изображая полутоны. После настройки, сыгранной преподавателем на фортепиано учащиеся поют каждый свой звук, затем преподаватель просит поднять вверх карточки с устойчивыми ступенями - поём тоническое трезвучие, затем поднимают карточки “неустойчивые ступени” - поём попевку “каждый звук неустойчивый очень настойчивый…” (Л.Ефремова “Учиться интересно”) и разрешение неустойчивых звуков в устойчивые.

Преподаватель: Спасибо, ребята, присаживайтесь на свои места. А сейчас споём гамму Ре-мажор все вместе.

Учащиеся поют гамму Ре-мажор под гармонический аккомпанемент.

Преподаватель: Ребята очень любят разучивать и исполнять упражнения с визуализированной мелодией. Одно из них мы сейчас споём.

- Девочки, вспомните, в какой тональности звучит эта песня?

Учащиеся: В тональности Ре-мажор.

(Преподаватель раздает инструменты шумового оркестра - бубны, маракасы, колокольчики, на компьютере включает видеоряд к песне “Белка”. Дети поют сначала со словами, затем нотами. В проигрышах исполняют ритмическое сопровождение, соответственно ритмическим блокам, появляющимся на экране).

4. Музыкальный диктант.

Преподаватель: Ребята, нам пришло сообщение, не простое, музыкальное! И мы с вами должны его расшифровать.

- На мониторе компьютера преподаватель воспроизводит видео презентацию “Лягушки” - слайды №1, 2. Исполняет песню “Лягушки” (Е.Железнова “Альбом для обучения пению” CD диск с аудио приложением трек № 24).

Преподаватель: Скажите, из какого прудика лягушата прислали это письмо- мажорного или минорного?

Учащиеся: Из мажорного.

Преподаватель: Вы уже услышали, поняли, в каком размере звучит эта песня?

Учащиеся: В размере 2/4.

Преподаватель: А начинается письмо с сильной доли или слабой?

Учащиеся: Со слабой - с затакта.

Преподаватель: Сколько предложений в музыкальном “сообщении”?

Учащиеся: 2 предложения.

Преподаватель: Сравните, пожалуйста, мелодию 1 и 2 предложений.

Учащиеся: Мелодия повторяется.

Преподаватель: Молодцы! Вы очень внимательно слушали! А как движутся звуки в мелодии?

Учащиеся: Сначала через нотку вверх, затем по ступенькам вниз.

Преподаватель: Очень хорошо! Споём все вместе и прохлопаем ритмический рисунок. Лягушата нам подскажут правильный ритм. (Слайды №3, 4, 5, 6).

Преподаватель: Скажите, а через нотку лягушки прыгали по каким ступенькам лада?

Учащиеся: по I, III, V - по устойчивым ступеням.

Преподаватель: Я попрошу Элю и Алёну с помощью карточек – ритмоблоков выложить ритм этой песенки. А мы все им поможем справиться с заданием.

Учащиеся успешно справляются с заданием.

Преподаватель: Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд. (Слайд № 6 с записанной нотами мелодией - некоторые ноты “спрятаны” под знаком “?”)

Преподаватель: Ребята, скажите мне, в какой тональности записана мелодия?

Учащиеся: В Ре-мажоре – при ключе стоят знаки фа и до-диезы.

Преподаватель: Правильно, давайте – же поскорее “освободим” нотки! (Ребята называют “спрятанные” ноты, преподаватель в интерактивном режиме убирает знаки “?”.

Учащиеся успешно справляется с заданием, поют диктант нотами.

Преподаватель: Мне лягушата по секрету сказали, что хотели бы перебраться из прудика “ре” в соседний пруд “до”. Давайте им поможем! Но как это сделать?

Учащиеся: Мы перенесём мелодию на одну ступеньку вниз.

Преподаватель: Правильно, а какая нота теперь будет тоникой?

Учащиеся: “До”, и вся мелодия будет звучать в тональности До-мажор.

Преподаватель: Совершенно верно. Милана, подойди, пожалуйста к инструменту и попробуй сыграть эту мелодию в тональности До-мажор, а остальные ребята будут играть на “немых клавиатурах”.

Учащиеся успешно справляются с заданием.

Зрительный диктант.

Преподаватель: Сейчас я предлагаю сыграть в игру “Музыкальные кубики”.

1) На мониторе компьютера слайд к диктанту “Зима” - иллюстрация, слова песни. Звучит фонограмма, преподаватель поёт 1 куплет песни.

2) Преподаватель: Ребята, давайте вместе с вами споём, текст вы видите.

3) Преподаватель включает эффект - “появление объекта” , на слайде появляется нотная запись мелодии. Преподаватель предлагает определить тональность мелодии, ознакомиться с нотной записью. Затем преподаватель включает эффект “исчезание” объекта”. Записанная нотами мелодия “прячется” (исчезает изображение нотного текста).

4) Следующий слайд- нотная запись мелодии (каждый такт своего цвета) – “рассыпается” на такты - разноцветные кубики.

Преподаватель предлагает ученикам “собрать” - восстановить мелодию. Учащиеся в интерактивном режиме “собирают” в правильном порядке мелодию песни “Зима”.

Преподаватель: Какие вы молодцы!

5. Чтение с листа

В компьютерной программе “Электронное сольфеджио”.

Преподаватель: Ребята, посмотрите внимательно на текст этого упражнения (по выбору преподавателя), определите тональность, назовите размер.

Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.

Преподаватель: Давайте проанализируем упражнение - тональность, направление движения мелодии, с какой ступени лада начинается, по каким ступеням движется, какой ступенью заканчиваются фразы, предложения. обратите внимание на ритмические особенности.

После подробного анализа – настройка при помощи камертона.

Учащиеся сольфеджируют упражнение с дирижированием.

Преподаватель: А сейчас послушаем, правильно ли мы выполнили задание.

Преподаватель запускает режим воспроизведения, учащиеся убеждаются в том, что они успешно справились с заданием.

Преподаватель: Ребята, спасибо за ваше внимание и активную работу. Я с вами прощаюсь до следующего урока. До свидания!

4.02.2015