Отмена крепостного права в России

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: формировать у учащихся представление о крестьянской реформе 1861 г.

Задачи:

  • Образовательные:  изучение основных положений реформы 1861 г., дать знания о содержании и сущности реформы 1861 г.; подчеркнуть, что отмена крепостного права имела огромное значение для России, так как  открывалась возможность для развития новых хозяйственных отношений.
  • Коррекционно-развивающая: на основе анализа исторического материала, работы с текстом исторического документа развивать логическое мышление, умение делать обобщения и формулировать выводы; формирование навыков самостоятельной работы; развитие познавательного интереса.
  • Воспитательная: воспитание уважения к историческому прошлому, к народу, любовь к своему Отечеству.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный.

Основные знания: 1861г. – отмена крепостного права; значение отмены крепостного права для России.

Основные понятия:  крепостное право, крестьянский вопрос, барщина, оброк, выкуп, крестьянская реформа, Манифест. Дата: 19 февраля 1861г.

Оборудование и материалы:

  1. Настенная карта «Падение крепостного права в 1861г.».
  2. Карточки – для повторения.
  3. Карточки-задания для изучения содержания нового материала.
  4. Отрывок из исторического документа – Манифеста об отмене крепостного права («Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»).
  5. Лента времени.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала

Задание 1. Отметьте правильные ответы.

Вопрос. Что такое крепостное право?

Крепостное право – это форма зависимости, при котором:

А) крестьяне прикреплены к земле;
Б) крестьяне лично свободны;
В) крестьяне не имеют личной свободы;
Г) крестьяне не имеют своей земли;
Д) у крестьянина есть надел земли, который на время дает ему помещик;
Е) крестьянин полностью подчинен феодалу;
Ж) крестьяне ходят на барщину и платят оброк.

Ответ: а, в, г, д, е, ж.

Учитель: вспомните, что такое барщина, оброк?

Барщина – работа крестьянина на поле помещика со своим скотом и инвентарем за то, что помещик дает крестьянину землю.
Оброк – плата крестьянина помещику деньгами или продуктами ха то, что помещик дает крестьянину землю.

Задание 2. Вспомните этапы формирования крепостного права на Руси. Установите соответствие.

  1. Судебник Ивана III 
  2. Судебник Ивана IV
  3. Введение запрета на переход крестьян в Юрьев день (заповедные годы)
  4. Соборное уложение.Окончательное юридическое оформление крепостного права.
а) 1550г.
б) 1497г
в) 1649г.
г) 1581г.

Ответ: 1б, 2а, 3г., 4в.

Подведение итогов.

III. Актуализация знаний, объявление новой темы

–Вступительное слово учителя. Россия в крымской войне потерпела поражение. Крымская война показала, что Россия отстала от европейских стран в развитии промышленности и сельского хозяйства, в военной технике и экономике. Сообщение темы урока: «Отмена крепостного права».

IV. Изучение нового материала

1. Необходимость отмены крепостного права в России

– В начале XIX в. в России проживало около 40 миллионов человек, из них крестьянство составляло 30 миллионов человек, в том числе 14 миллионов крепостных. Таким образом, Россия была крестьянский страной, причем почти 50% крестьян находились в крепостной зависимости.
– Вспомните, как называли декабристы крепостное право? (Рабством).
– Александр II вступил на престол уже немолодым человеком – в 36 лет. Он принял российский престол от своего отца Николая  I в 1855г. В это время шла крымская война закончившаяся в 1856г. В этой войне Россия потерпела поражение, показавшее всю отсталость России. Итоги Крымской войны убедительно свидетельствовали, что в России необходимы перемены. Было очевидно, что главной причиной отсталости России было крепостное право.
Александр II понимал, что крепостное право таит в себе несколько угроз:

  1. Был неизбежен рост крестьянских выступлений;
  2. Были неизбежны крайне медленные темпы развития России;
  3. Крепостное право, похожее на рабство, было безнравственно.

Задание 3. Запишите в тетрадь, почему в России необходимо было отменить крепостное право  (слайды).

Слайды: Необходимость отмены крепостного права:

– были неизбежны крайне медленные темпы развития России, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве;
– был неизбежен рост крестьянских выступлений;
– крепостное право было безнравственно.

– Подумайте, почему крепостное право влияло на темпы развития России, как это сказывалось на том, что Россия отставала от других государств? Отвечаем на вопросы, рассуждаем вслух и ответы записываем в таблицу (да или нет):

1. Была ли у крестьянина своя земля?
2. Был крестьянин заинтересован в результатах своего труда, работая на поле помещика?
3 Был крестьянин лично свободен?
4 Мог ли крестьянин свободно уйти в город и наняться на работу на фабрике?

– Итак, мы видим, что все ответы на поставленные вопросы отрицательные. О чем это говорит?
– Какие пункты вам кажутся наиболее важными?
– Почему необходимо было отменить крепостное право? Назовите основную причину.
– Крепостное право задерживало развитие страны. Медленно развивалось как сельское хозяйство (крестьянин не был заинтересован в результате своего труда на поле помещика), так и промышленность (крестьянин не мог свободно уйти в город и наняться на работу на фабрике).
– Как вы думаете, что необходимо было изменить в положении крестьян, чтобы темпы развития страны ускорились? Что необходимо было дать крестьянину?

1. Необходимо было дать крестьянину землю.
2. Необходимо было дать крестьянину личную свободу.

На доске учитель выставляет слова «ЗЕМЛЯ» и «ВОЛЯ».

– Какие события ускорили принятие реформы об отмене крепостного права? (Крымская война).
– Итак, какая главная задача стола перед страной в середине XIX в.? (Отмена крепостного права)
Вопрос об отмене крепостного права и наделении крестьян землей называется крестьянским вопросом.
В тетрадь: Крестьянский вопрос в России – это вопрос об отмене крепостного права и наделении крестьян землей.

2. Основные положения реформы 1861г.

–19 февраля 1861г., в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России.

(На доске выставляется дата 19 февраля 1861г.)

Задание 4. Отметьте на ленте времени дату 19 февраля 1861г. и год, в котором мы живем:

– Сколько лет назад это было?
– Поскольку правительство опасалось народных волнений, публикация документов была отложена на две недели – до принятия предупредительных мер.
– 5 марта 1861г. Манифест был прочитан в церквях после обедни. В этот же день Александр II сам прочитал его войскам. Так пало крепостное право.
Чего же опасалось правительство? Почему крестьяне могли быть недовольны, ведь они так давно ждали освобождения, ждали земли и воли?

Задание 5. (Слайд) Манифест об отмене крепостного права (общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861г.).
На доске – слово «Реформа».
В тетрадь. Крестьянская реформа – преобразования в области сельского хозяйства.
Работа с документом (с целью попытаться разобраться в содержании тех перемен, которые произошли в России в результате реформы).

Вопросы по карточкам. Ответы на вопросы.

Итоговый вопрос. Какой можно сделать вывод, получили ли крестьяне землю и волю?

Задание 6. Отвечаем на вопросы, рассуждаем вслух и ответы записываем в таблицу (да или нет):

1 Получали ли крестьяне личную свободу?
2 Получали ли крестьяне землю?
3 Оставалась ли земля у помещика?
4 Должны ли были крестьяне платить выкуп за землю?
5 Должны ли были крестьяне за полученные наделы ходить на барщину и платить оброк?
6 Если крестьянин не мог заплатить выкуп, был ли он временно обязан помещику?

IV. Первичное закрепление нового материала

Фронтальная беседа

– Что такое крепостное право?
– Почему в России необходимо было отменить крепостное право?
– Когда произошла отмена крепостного права?
– Как назывался документ, по которому отменялось крепостное право в России?
– О чем мечтали крестьяне, надеясь на реформу?
– Докажите, что многие надежды крестьян не оправдались.
– Рассмотрим ситуации:

Ситуация 1. Помещик Н. проиграл в карты большую  сумму денег, но их у него не было. Несколько лет назад он продавал своих крестьян, теперь нельзя. Почему?

Ситуация 2. Крестьянин пользовался наделом земли. Каждую осень он часть урожая или деньги отдает помещику за него. Почему?

– В чем состоит значение отмены крепостного права?

Крепостное право – форма зависимости, при которой:

– крестьяне прикреплены к земле,
– не имеют личной свободы,
– не имеют личной земли;
– крестьяне получают от помещика надел;
– крестьяне полностью подчинены помещику, крестьяне выполняют повинности – ходят на барщину и платят оброк.

Крестьянский вопрос в России – вопрос об отмене крепостного права и наделении крестьян землей.

– Барщина – работа крестьянина на поле помещика со своим скотом и инвентарем.
– Оброк – плата крестьянина помещику деньгами или продуктами.
– Выкуп – сумма, которую должны были заплатить крестьяне помещику для того, чтобы получить землю по реформе 1861г.
– Крестьянская реформа – преобразования в области сельского хозяйства.
– Манифест об отмене крепостного права – документ, отменивший крепостное право в России.
– 19 февраля 1861г.– отмена крепостного права в России.

VI. Подведение итогов

– Что нового узнали на уроке?

Объявление оценок за работу.

V. Домашнее задание

– Сообщение домашнего задания. Выучить новые словарные слова, дату.
– Сообщение индивидуального домашнего задания. Прочитать рассказ для дополнительного чтения, выборочно указанные учителем абзацы, дать ответы на вопросы.