Урок литературного чтения "Великие русские писатели. Иван Андреевич Крылов "Слон и Моська"

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Жанр – басня

Тема – “вызывающее поведение Моськи”

Сюжет – “по улицам водили Слона. Моська, увидев Слона, начала задираться”

Идея – высмеивание пороков: выделиться, выставить себя напоказ, вызывающее поведение людей, стремящихся выставить себя напоказ.

Композиция – одна сцена

Мораль

“Соседка, перестань срамиться...
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет вперед”.

Язык – лексика разговорная,

Просторечные слова: диковинка, зевак, толпы, отколе, увидевши, срамиться, возиться, не примечает, забияк.

Слова, характеризующие Моську: метаться, лаять, визжать, рваться, лезет в драку (глаголы, показывающие динамичность действия)

Иван Андреевич Крылов “Слон и Моська”

Цели:

  • Oбразовательные – актуализировать знания детей о жанре басни, учить понимать аллегорию, делать перенос на людей, учить видеть отношение автора, учить выразительному чтению.
  • Воспитательные – воспитывать в детях культуру поведения, внимательное отношение к авторскому слову.
  • Развивающие – развитие речи, обогащение речи фразеологизмами, афоризмами; развитие творческих способностей через обучение драматизации.

Ход урока

1. Постановка целей и задач

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством И.А. Крылова. Будем знакомиться с особенностями изучаемой басни, будем учиться выделять мораль, работать с языковыми средствами, учиться понимать, что такое аллегория.

А так же будем учиться делать перенос характеров, поступков животных на людей, будем учиться видеть отношение автора к персонажам, будем учиться читать по ролям, учиться быть вежливыми и воспитанными.

2. Проверка домашнего задания по биографии И.А. Крылова.

Задача для учителя: проверить качество выполнения домашнего задания, совершенствовать навыки чтения и работы с текстами.

Задача для обучающихся:

- Сейчас мы узнаем, как вы дома поработали с текстом “Мартышка и очки” И. А. Крылова и познакомились с биографией И. А. Крылова.

Вопросы:

1. Сколько лет было И. Крылову, когда он написал свою первую басню?

2. На каком инструменте играл И. Крылов?

3. Что вы знаете о детстве И. Крылова?

4. Сколько басен создано И. Крыловым?

5. Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался И. Крылов?

6. Где стоит первый памятник И. Крылову?

7. Что вы знаете об этом памятнике?

8. Кто такой НЕВЕЖДА? – МАЛООБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК, НЕУЧ.

9. Кто такой НЕВЕЖА? – ГРУБЫЙ, НЕВОСПИТАННЫЙ ЧЕЛОВЕК.

10. Назовите предшественников И. А. Крылова?

АнтичностьЭзоп и Федр

Аллегоричность образов животных берет свое начало еще из басен Эзопа.

Например, Обезьяна, Свинья – аллегория невежества, Осел – глупости, Кот, Лиса – хитрости, Петух, Кукушка – бездарности, Лев, Волк – силы, власти или царственности, Заяц – трусости.

Французские баснописцы эпохи классицизма – Лафонтен, Буало

Русские баснописцы 18 века – А. Сумароков, И. Дмитриев, И. Хемницер.

11. Игра “Назови слова - антонимы из басен И.А. Крылова!”

  • Глупость, ограниченность - ум
  • Беззащитность – наглость
  • Хитрость – простодушие, наивность
  • Жестокость – доброта
  • Скромность – развязность
  • Вежливость – грубость

3. Работа над новым произведением

а) Подготовка к восприятию

Задача для учителя: создать эмоциональную атмосферу, вызвать интерес к читаемому произведению.

Задача для обучающихся:

- А сейчас вам нужно прочитать последние буквы на картинках и вы должны догадаться, как называется басня, с которой мы сегодня познакомимся.

- “Слон и Моська”

Сегодня мы будем учиться выделять мораль, понимать, что такое аллегория, учиться делать перенос характеров, поступков животных на людей. А также будем учиться видеть автора к изображаемым персонажам и будем учиться читать по ролям.

б) Вводная беседа учителя с обучающимися.

- Мы с вами уже знакомились с баснями И. А. Крылова. Всем вам знакомо имя замечательного русского баснописца.

- Вспомните, что такое басня?

- Это, как правило, небольшое произведение, чаще всего оно пишется в стихах. В басне всегда есть поучение, совет, мораль, что надо делать и чего не надо. Очень часто в басне содержится насмешка над дурным или глупым поступком.

- Сейчас мы узнаем, помните ли вы басни И. А. Крылова.

1.

“Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука”
“Лебедь, Щука и Рак”

2. “Вперед чужой беде не смейся, Голубок!”
“Чиж и Голубь”

3. “Сильнее кошки зверя нет...”
“Мышь и крыса”

4.

“Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза”
“Стрекоза и Муравей”

5.

“Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок”
“Ворона и Лисица”

6.

“К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит”
“Мартышка и очки”

7.

“Тут в океан мои затейницы спрыгнули
И – утонули.
А наш корабль, рукой искусною водим,
Достигнул пристани и цел, и невредим”
“Мыши”

- Сегодня мы прочитаем басню И.А. Крылова “Слон и Моська”. В ней, как это обычно бывает в баснях, действуют главным образом животные – слон и собачка.

- Кто видел слона? Расскажите о нем. Слон – огромное и очень сильное животное. Он намного выше самого высокого человека – до 3,5 метров. Весит он больше 4 тысяч килограммов. Ноги у него толстые, как бревна. Слонов боятся даже тигры и львы.

- Какой вы представляете себе Моську?

- Моська – это совсем маленькая собачонка.

в) Словарная работа

Задача для учителя: расширение словарного запаса обучающихся новыми словами.

Задача для обучающихся:

- Познакомимся с новыми словами и их значением, чтобы понять содержание басни:

  • Толпы зевак – народ, столпившийся по сторонам.
  • Отколе ни возьмись – откуда
  • Метаться – суетиться
  • Срамиться - позориться
  • Шавка – дворняжка
  • Забияка – зачинщик скандала

Итог: мы свами познакомились с новыми словами, будем надеяться, что вы правильно будете их использовать в своей речи.

4. Первичное восприятие

Задача для учителя: создать эмоциональное восприятие, целостность, нерасчлененность восприятия текста

Задача для обучающихся:

- Я сейчас прочитаю басню, а вы постараетесь представить животных.

а) Беседа по целевому вопросу – Какими вы себе представили животных?

б) Техника чтения

Задача для учителя: совершенствовать технику чтения

Задача для обучающихся:

- Будем тренироваться в технике чтения, чтобы не допускать ошибок при чтении.

  • Ходили – водили
  • Срамиться – возиться
  • Метаться – рваться
  • Лаять – визжать
  • Не примечает – отвечает
  • Драки – забияки - собаки

Итог: мы потренировались в чтении слов, теперь постараемся не ошибиться при чтении

5. Повторное чтение

Задача для учителя: формировать навык чтения, анализ произведения.

Задача для обучающихся:

- Будем читать басню вслух, затем побеседуем, проанализируем для того, чтобы подготовиться к выразительному чтению, чтению по ролям. (Можно начать выборочное чтение)

- Давайте найдем строчки, где говорится о слоне?

6. Работа с иллюстрацией, анализ.

Задача для учителя: расширить информацию содержания текста, сравнить два вида искусства.

а) Задача для обучающихся:

- Сейчас мы внимательно рассмотрим иллюстрацию и подумаем, соответствует ли иллюстрация с тем, о чем мы прочитали?

- Почему Слона водили как диковинку?

- Что не соответствует тексту? (Сзади идет помощник)

- Что своего привнес художник? (Дома, фонарь, мостовая)

- Каким художник изобразил Слона?

- Как ведет себя Моська? Найдите слова и зачитайте.

- Как это ее характеризует? (наглая, задиристая)

- Какие слова помогают понять, что она задиристая?

- В чем Мудрость Слона? (Он не замечает ее, не обращает никакого внимания)

- Найдите слова, подтверждающие это.

- Давайте прочитаем слова о Шавке и подумаем, какая Шавка по сравнению с Моськой?(спокойная, рассудительная, тоже мудрая).

- Как относится автор к Шавке и Моське? (автор осуждает Моську)

- Моська расстроилась на слова Шавки? (нет)

- Докажите словами из текста.

б) Обобщающая беседа

- Мы с вами проанализировали басню и выяснили, что Моська ведет себя некрасиво, вызывающе.

- Что же высмеивает И. А. Крылов в своей басне?

- Что он осуждает?

- Среди людей встречаются такие, как Моська?

- Что И. А. Крылов осуждает в людях, похожих на Моську?

В баснях о животных подразумеваются люди, их характер, поступки. Это называется аллегорией.

7. Чтение по ролям.

Задача для учителя: учить детей передавать свое отношение, авторское отношение к персонажам басни.

Задача для обучающихся:

- А теперь будем учиться читать по ролям и постараемся передать характер Моськи и Шавки.

8. Подведение итогов урока

- Итак, мы с вами сегодня изучили басню И.А. Крылова “Слон и Моська”.

9. Рефлексия

Сегодня на уроке я:

  • научился (лась)...
  • было интересно...
  • было трудно...
  • могу себя похвалить...

10. Домашнее задание

  • Выучить басню “Слон и Моська”.