Бинарный урок (литература-история) "Первый этап Великой Отечественной войны в исторических фактах и в художественных произведениях"

Разделы: История и обществознание, Литература


Предмет: история, литература

Тип занятия: интегрированный

Методы и приемы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, метод самостоятельной работы, ИКТ

Цели:

  • Воспитание духовно-развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной истории как части национальной культуры.
  • Развитие представления о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; развитие эстетических и творческих способностей учащихся, устной речи; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы.
  • Формирование общего представления об историко-литературном процессе, отражённом в ходе истории.
  • Развитие у обучающихся умения планировать, контролировать, регулировать, анализировать собственную учебную деятельность; умения работать с историческими картами, художественными произведениями.
  • Создание у обучающихся положительной мотивации к занятиям истории и литературы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Преподаватель истории называет тему и цель занятия.

Чтение обучающимся стихотворения

Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

Июнь… Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких-то пять минут осталось!

Преподаватель истории: Год 1941-й. Июнь… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.

Звучит голос Левитана:

– Внимание! Внимание! Говорит Москва! Сегодня, в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну!

Звучит песня «Священная война» (видеофрагмент).

Преподаватель истории: Уже 24 июня 1941 года в газетах "Красная Звезда" и "Известия" было опубликовано стихотворение Лебедева-Кумача "Священная война».
27 июня 1941 года ансамбль под управлением Александрова впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправляющимися на фронт. «Священная война» стала главной песней войны.
Фашисты уже в первые часы войны бросили на Советский Союз:70 % всех своих дивизий,15 % орудий и минометов, 90 % танков и самолетов,190 дивизий, 5,5 млн. солдат.
Еще в 1940 году Гитлер утвердил план молниеносной войны против СССР.
Согласно нему к границам СССР были стянуты отборные немецкие войска, получившие богатый боевой опыт ведения войны, имевшие на вооружении первоклассную по тем временам технику.

Обучающиеся рассказывают о плане «Барбаросса» и «Ост».

Преподаватель истории: В первые три недели войны немецкие войска продвинулись на 300 – 600 километров вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Западная Украина, Молдавия.
Только за лето – осень 1941 года наши потери составили 3 987 000 человек.

Проблемный вопрос – «Как вы думаете, почему Советская армия вела отступательные бои и несла большие потери в первый период войны?».

Обучающиеся рассказывают о причинах неудач действий Красной армии в начале войны и делают выводы.

Преподаватель литературы: Во время войны и в первые послевоенные годы появились произведения, авторы которых, преодолевая очерковость и публицистичность, стремились подняться до художественного осмысления событий, очевидцами или хотя бы современниками которых они были.
И здесь наметился исток трёх потоков, которые, взаимодействуя, образовали в русской литературе ХХ века мощное течение так называемой «военной прозы».

Потоки «ВОЕННОЙ ПРОЗЫ»:

Первый поток– произведения художественно-документальные, в центре внимания которых были реальные исторические лица или события: подвиг героев-панфиловцев, переданный от лица реального участника – бойца Момыш-Улы, в повести А.Бека «Волоколамское шоссе»; история молодёжного подполья в небольшом шахтёрском городе Краснодоне, воспетая А.Фадеевым в романе «Молодая гвардия; повествование о драматической судьбе лётчика А.Маресьева, потерявшего обе ноги и ценою невероятных усилий всё-таки вернувшегося в боевой строй, в «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого.

Второй потокгероико-эпические произведения, воспевавшие подвиг народа и осмыслявшие масштабы разразившихся событий. Здесь недосягаемым для прозаиков образцом стала поэма А.Твардовского «Василий Тёркин» – подлинный эпос Великой Отечественной.

Третий потокбатальонной прозы был связан со стремлением писателей показать судьбу отдельного человека в нечеловеческих условиях войны, посмотреть на неё не глазами историка и не всевидящим оком писателя-эпика, но глазами простого солдата, офицера. Настоящим открытием в литературе о войне стала повесть писателя-фронтовика Б. Васильева «В списках не значился» о последнем защитнике Брестской крепости.

Обучающийся дает историческую справку о Брестской крепости.

Преподаватель литературы: О Брестской крепости люди впервые узнали из документальной повести Сергея Смирнова «Брестская крепость», крепость не была хорошо укрепленным объектом. В романе Б.Васильева обращаем внимание на то, какое впечатление произвела крепость на Николая Плужникова: «Коля с нетерпением ожидал увидеть нечто вроде Кремля. Но впереди зачернело нечто бесформенное…никаких стен и башен». Демонстрируются фотографии крепости.

Вывод: значит, то, что крепость не сдалась, обеспечили не выдающиеся фортификационные сооружения, а стойкость защитников.

Обучающийся рассказывает о главном герое повести Б.Васильева «В списках не значился» – Николае Плужникове.

Преподаватель литературы беседует с обучающимися по повести Б.Васильева «В списках не значился».

Преподаватель литературы: Николай Плужников – русский солдат, который вызвал своей стойкостью, отважностью, уважение даже у врага:

Демонстрация видеофрагмента фильма «Я – русский солдат!» по книге Б. Васильева «В списках не значился».

Преподаватель литературы: Что такое в списках не значился? Лейтенанта нет в документах части, следовательно, если он покинет крепость, это не буде считаться дезертирством. Он же может спасти свою жизнь, продолжить воевать за пределами этого жуткого места, тем более , что в первые часы еще можно было пробраться в город. У Плужникова даже нет таких мыслей. Его волнует другое: нет в списках, о нем не знает командование, а он здесь, может исполнять приказы. И Николай начинает войну.

– Как достигается достоверность, изображаемая автором?

Примерный ответ обучающегося:

– Достоверность романа достигается тем, что мы видим события глазами героев, многие из которых почти наши ровесники. Читатель становится как бы участником действия, вовлекается в него, идет шаг за шагом рядом с героями.

Преподаватель литературы: А еще и потому, что все происходящие события слишком достоверно написаны языком прозы писателя Б. Васильева. Узнаем о нем.

Обучающийся рассказывает о писателе-фронтовике Б.Васильеве.

Преподаватель истории: Переход страны на военные рельсы, мобилизация всех сил страны.

Преподаватель истории: Известие о начале войны пришло в Марийскую АССР 22 июня 1941 года. Это день совпал с празднованием 20-летия автономии марийского народа. После выступления В.М. Молотова праздничные мероприятия вылились митинги трудящихся, где звучали призывы дать отпор врагу, начать мобилизацию всех сил и средств на борьбу с агрессором. На 5 июля в республиканский военкомат поступило 1585 заявлений от добровольцев. Марийская АССР в годы войны, участие МАССР в тылу и на фронтах войны.
Среди тех, кто участвовал в обороне Москвы, были 30 студентов Поволжского лесотехнического института. Все они получили повестки в военкомат 6 августа 1941 года, а через месяц они надели шинели курсантов Подольского пехотно-пулеметного училища. Более 2 тысяч курсантов отдали свои жизни в ожесточенных боях 13-18 октября 1941 года.

Демонстрация видеофрагмента «МАССР в годы войны».

Сообщение обучающихся: Около 10 тысяч йошкар-олинцев сражались на фронтах. Многие из них погибли в боях или скончались в госпиталях, замучены в фашистском плену. Их имена вписаны в скорбные страницы тома «Книги Памяти», посвященного городу Йошкар-Оле, в их честь вознесся Монумент воинской славы.
Пятерым воинам, призванным Йошкар-Олинским военкоматом, присвоено звание Героя Советского Союза – Василию Архипову, Хативу Хасанову, Александру Шумелеву, Ахметхану Канкошеву, Терентию Морозу. Именами первых троих названы улицы города. Десятки студентов педагогического и лесотехнического институтов осенью 1941 года были направлены в военное училище в городе Подольске и в самые тревожные дни обороны Москвы – осенью 1941 года, держа оборону на Можайском шоссе, почти все погибли. О них нам напоминает в Йошкар-Оле улица Подольских Курсантов. Увековечены на карте города также имена отважных земляков-генералов – И.И. Анциферова и П.Н. Петропавловского.
Четыре года длилась яростная битва. Миллионы людей сложили головы за честь и свободу, и независимость своей Родины. Не вернулись с поля битвы и марийские писатели – Пет Першут, Ш. Булат, Г. Ефруш, А. Айзенворд, В. Элмар...
Миклай Казаков в годы войны создал поэму "Герой-пулеметчик". Она посвящена подвигу Героя Советского Союза В.С.Архипова. М.Казаков конкретно, во всех деталях, представляет себе бой героя с фашистами, помнит его мысли и чувства, и поэтому он сумел создать произведение правдивое и эмоциональное.
60-тысяч воинов – наших земляков – не вернулись с полей сражений. Настоящими героями Великой Отечественной, только трудового фронта, были и те, кто по 10-12 часов, а иногда и больше, стоял у станка, чтобы дать военную продукцию. Для нужд армии, фронта делали авиабомбы, аэросани, различные оптические приборы, специальную бумагу, лесоматериалы, лыжи, дрова и другую продукцию.
Монумент Воинской Славы – главный памятник мемориала – был открыт 5 ноября 1973 года. Памятник установлен в честь наших земляков, уроженцев марийской земли, которые в годы Великой Отечественной войны защищали нашу Родину. Их было более 130 тысяч и 50 тысяч из них не вернулись в свой родной дом. 47 человек получили в эти годы звание Героев Советского Союза.

Преподаватель истории: Несмотря на жесткие указы, отступление продолжалось.
Взяв Киев, немцы начали наступление на Донбасс и Крым. В ноябре 1941 года подошли к Севастополю.
На ленинградском наступлении немецкие танковые соединения прорвались к ладожскому озеру, отрезав Ленинград от остальной части страны. Началась блокада, которая длилась 900 дней.
Два месяца длилась оборона Смоленска.
8 сентября был блокирован Ленинград.
Немцам нанесли первый контрудар под Ельней. Благодаря этому гитлеровский план «молниеносной войны» оказался под сомнением. Итак, оборонительные сражения июля – сентября 1941 года сорвали осуществление плана «Барбаросса». Новое наступление немцы уже планировали только в одном направлении – московском.

Видеофрагмент «Битва за Москву»

Преподаватель истории: В критической ситуации под Москвой Сталин принимает решение – 7 ноября 1941 года провести парад советских войск на Красной площади.

Видеофрагмент

Преподаватель истории: Это был ответ всему миру – советский народ борется, что он не сломлен, что Москва не сдана врагу.
В конце ноября немцы подошли так близко к Москве, оставалось 25 км. Очень сложной была ситуация, но мы остановили врага. И не только остановили, но смогли организовать и контрнаступление.
Да, это было первое поражение фашистов, которые парадным шагом прошествовали по Европе. Таких потерь они не знали. Контрнаступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии и на других фронтах. Конечно, были еще и поражения, и отступления Красной Армии, были и неудачи. Но народ был настроен на победу. Родина-мать звала к победе.

Закрепление материала

Проверочный тест (для обучающихся) по истории по первому периоду Великой Отечественной войны.

Преподаватель литературы:

– А какие книги вы читали о Великой Отечественной войне?
– Какую книгу прочтете в ближайшее время?
– Для чего нам надо знать историю страны и читать военную литературу?

Домашнее задание по литературе: Написать сочинение-рассуждение о последнем защитнике
крепости по повести Б.Васильева «В списках не значился».

Домашнее задание по истории: подготовить презентации по темам: «Блокада Ленинграда», «МАССР в годы войны», «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны», «Брестская крепость – пример мужества и героизма советских воинов», «Первый период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».