Обозначение безударных гласных на письме. Проверка слов с безударными гласными. 2–й класс

Разделы: Начальная школа


Тип урока: ОНЗ.

Дидактическая цель: познакомиться со способом  проверки безударных гласных.

Цели по содержанию:

  • Образовательный аспект: учиться применять разные способы мышления,учиться применять полученные знания на практике
  • Развивающий аспект: формированию навыка самопроверки, умений работать индивидуально, коллективно, в группе.
  • Воспитательный аспект:  воспитывать навыки коллективного сотрудничества.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: Проектор, Презентация, маршрутный лист, карточки для пробного действия.

ХОД УРОКА

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель:

  • мотивация к учебной деятельности посредством игровой ситуации;
  • определение содержательных рамок урока;
  • актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности

На столе у учителя находятся: подсвечник, чернильница с пером, веер, перчатки.

– Как вы думаете, о каком периоде истории расскажут нам эти вещи?
– Время, когда жил А.С.Пушкин.
Слайд №2
– Подумайте, какой предмет мужского гардероба подошёл бы к этим вещам?
– Это шляпа
– В наше время не часто встретишь человека в шляпе, а вот зарубежный учёный Эдвард де Боно считает, что шляпа – это необходимый инструмент для мышления.
Здесь заканчивается текст слайда № 2
(Слайд №3)
– Ученый считает, что надевая разные шляпы, мы думаем по-разному.
– Так красная шляпа заставляет нас применить – эмоциональное мышление,

Чёрная – критическое,
Жёлтая – оптимистическое,
Зелёное – это творчество,
Синяя – управление мышлением,
Белая отвечает за факты и цифры.

– Сегодня я вам предлагаю попробовать учиться думать разными способами.
Здесь заканчивается  текст слайда №3

2. Актуализация и целеполагание

Цель:

  • актуализировать умение работать со знакомыми орфограммами (безударная гласная непроверяемая ударением)
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, обобщение;
  • мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
  • организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

– Начнём мы с чёрной шляпы (чёрная – критическое мышление)
– Мысленно оденьте на себя шляпу, и попробуйте выполнить знакомое вам задание.
– Возьмите свои маршрутные листы, найдите в четверостишье А.Пушкина.
– Какие орфограммы вы увидели?
– А какие гласные звуки требуют проверки?
(Слайд №4)
Здесь заканчивается текст слайда №4
– Работайте самостоятельно на маршрутных листах.
Проверка (Слайд №5)

Маршр. Лист, зад. №1 (Приложение 1)

Румяной з .рёю
Покрылся в .сток,
В селе за рекою,
Потух .гонёк

– Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной.
(а)  (и)
Дети с помощью сигналов показывают правильность выполнения задания.
– А как вы думаете с какой темой мы будем сегодня работать?
– Безударные гласные.
– А теперь подумайте, какая ещё безударная гласная встретилась вам в тексте.
Это безударная гласная, которую можно проверить.
 (Слайд №6)
– Тема нашего урока звучит так: Обозначение безударных гласных  на письме.

Проверка слов с безударными гласными

Попробуйте определить цели урока.
Познакомиться со способом  проверки безударных гласных
Здесь заканчивается текст слайда №6
– Ну вот тему и цель определили, можно снять черную шляпу.

3. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель: выявить и зафиксировать отсутствие способа действия для проверки безударных гласных.

– Скажите, а тема урока новая для вас, сможете ли вы самостоятельно вставить безударные гласные?
– Наверное сможем!
– Давайте примерим жёлтую шляпу – шляпу оптимиста и попробуем сразу самостоятельно поработать на карточках. (Приложение 2)

К.роче
Л.сов
П.ля
Т.нулся
У дв.ра

(Проверка с показом букв)
Фиксация ошибок!
(Слайд №7)

– Да, шляпа оптимистов нас подвела, мы переоценили свои силы и сделали много ошибок.

4.  Выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения

Цель: выявить и зафиксировать отсутствие способа действия для проверки безударных гласных
– Почему же ответы были у всех разные?
Потому, что мы не знали как правильно проверять безударные гласные.
– Мы не знали по какому алгоритму нужно работать.
Здесь заканчивается текст слайда №7

5. Реализация построенного проекта

Цель:

  • согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
  • построить план и определить средства достижения цели.

– Попробуйте самостоятельно составить этот алгоритм,  примерив белую шляпу (Белая отвечает за факты и цифры)
(Дети работают на макбуках  в программе ПервоЛого, где заранее составлен алгоритм проверки )
Проверка, чтение алгоритма.
Проверка Слайд №8

6. Первичное закрепление

Цель: зафиксировать способ проверки безударных гласных
Давайте воспользуемся получившимся алгоритмом и вернёмся к пробному заданию, теперь попробуйте выполнить его в паре.

Маршр. Лист, зад.№2

К.роче         лес
Л.сов           двор
П.ля             кортко
Т.нулся       поле
У дв.ра        тянется

Здесь заканчивается текст слайда №8

Соотнеси с проверочными словами

Проверка по образцу, выводы
Слайд №9
Эти слова сложились в стихи:
Здесь заканчивается текст слайда №9
Слайд №10

(Чтение строчек учителем)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора...

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • проверить свое умение проверять безударные гласные.

Здесь заканчивается текст слайда №10
– Оденем зелёную шляпу, поработаем творчески в группах.
– Каждая группа получит одну строчку из стихотворения А.С.Пушкина.
– Вам нужно будет попробовать восстановить строки стихов и исправить ошибки. (Приложение 3)

Работа в группах и отчет.

Проверка ошибок, чтение получившихся строчек.

– А теперь я соберу все строки вместе, чтобы получился отрывок из стихотворения.

 Слайд №11

Чтение стихов учителем

… А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

8. Итог урока. Рефлексия

Цель:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока

Здесь заканчивается текст слайда №11
– Давайте вернемся к теме и целям урока. Слайд№12
– Достигли мы наших целей?
– Подсчитайте количество баллов в маршрутных листах.

 Слайд№13

– С каким видом мышления вам понравилось работать больше всего?
Выберите шляпу, с которой вам больше всего понравилось работать, и отметьте её магнитом.

Заключительное слово учителя.

Слайд№14

– Спасибо за внимание!