Урок по биологии "Скелет человека"

Разделы: Биология


Образовательные задачи:

  • показать сходство в строении скелета человека и других позвоночных животных;
  • дать понятие сустава;
  • показать, как соединяются кости, роль суставов в движении и фиксации тела;
  • познакомить учащихся с основными отделами скелета человека;
  • показать особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением;
  • закрепить навыки работы с видеофильмом.

Воспитательные задачи:

  • развивать познавательную деятельность активность учащихся на уроке;
  • стимулировать интерес учащихся к изучению строения своего организма, путём чтения дополнительной литературы;
  • в целях поддержания работоспособности на уроке, использовать смену методов: объяснение учителя, сообщения учащихся, демонстрация видеофильма,  заполнение схем и таблиц. 

Формы организации учебной деятельности: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний учащихся

А) Какую систему органов изучаем и какое значение она имеет?
Б) Все ли кости составляющие скелет одинаковые?
В) Чем образованы кости и как располагаются клетки соединительной ткани?
Г) Какое строение имеет трубчатая кость?
Д) Скажите, какая взаимосвязь существует между строением трубчатых костей и их функцией. (Опыт проводили учащиеся дома – Приложение 1)
Е) Растут ли кости?   Если да, то как?
Ё) Какая железа регулирует рост  костей?
Ж) Что   входит в состав костей? Покажите это на опытах.
З) Скажите состав кости одинаков в течение всей жизни?
К) У кого чаще ломаются кости и почему?

2. Объяснение нового материала

Мы продолжаем изучать опорно-двигательную систему. Назовите  основные функции этой системы органов. Слайд 1.
Кость – это живой орган и для его жизни необходимы определённые условия, питание и движения. Все кости соединены в скелет. Как же соединены кости? Существует 3 способа соединения костей? Слайд 2

Соединение костей

Подвижное                               полуподвижное                        неподвижное
наз. суставом                            наз. полусуставом                     наз. швом
(бедренный, коленный)           (позвонки в позвоночнике)          (череп)

Всего 230 суставов.

Строение сустава: головка кости входит в ямку кости, которая называется суставной впадиной. И головка кости и суставная впадина покрыты слоем хряща, который уменьшает трение. Кости в суставах объединяются прочными связками. Сустав покрыт суставной сумкой. В суставной сумке находится суставная жидкость, которая уменьшает трение. Слайд 3
Итак, все кости образуют скелет. Термин скелет греческого происхождения, что означает высушенный т.к. в Древней Греции он применялся к мумиям.
Кто же стоял у истоков изучения скелета? Сообщение учащихся. (Приложение 2)
Прежде, чем мы познакомимся  со строением скелета человека, вспомним строение скелета позвоночных животных. Перед вами скелеты рыб, земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих. Что является основой скелета у всех?
Скелет человека состоит из 220 костей. Все кости образуют отделы скелета.

Скелет человека

Скелет головы                                  скелет туловища                          скелет конечностей

Скелет головы представлен черепом. Череп состоит из 2 отделов – лицевого и мозгового.
Лицевой отдел (15 костей)
Верхняя челюсть, нижняя челюсть скуловые кости, кости, образующие нос .
Мозговой отдел (6 костей)
Лобная (1), затылочная (1), височная (2), теменная (2)
Учащиеся просматривают видеофрагмент и заполняют таблицу

Отделы черепа

Функции

Примеры

Типы соединения

Мозговой отдел Защищает головной мозг Лобная, затылочная, височные, теменные. Неподвижное – швы
Лицевой отдел Защищает органы чувств. Верхняя  и нижняя челюсти, скуловые, носовые кости Подвижное соединение, за исключением нижней челюсти, она неподвижна.

Скелет туловища

Позвоночник                                                                  Грудная клетка
(33-34 позвонка)                                                            (12 пар рёбер)
Защищает спинной мозг,                                              Защищает сердце, лёгкие.
Имеет 4 изгиба.                                                             10 пар рёбер крепятся к гру дине, а 2 пары – это плаваювающие. Слайд 6

Позвоночник состоит из 5 отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный(5), крестцовый  (5), копчиковый(4). Слайд 4
Каждый позвонок состоит из тела и нескольких отростков. Между позвонками хрящевая прослойка, которая обеспечивает позвоночнику гибкость. Слайд 5

Практическая работа

Нагните голову вниз и прощупайте на шее выступающую сзади косточку. Это 7  шейный позвонок. Что вы прощупываете отросток или тело позвонка? Какие позвонки более массивные шейные или поясничные. Почему?

Скелет конечностей

Пояс верхних конечностей                              Пояс нижних конечностей
Пояс верхних конечностей состоит из 2 лопаток, 2 ключиц, плеча, предплечья
(локтевая, лучевая), кисти (кости пястья, запястья, фаланги пальцев). Слайд 7

Пояс нижних конечностей состоит из костей таза, бедра, голени(большая берцовая и малая берцовая кости), стопы (пяточная кость,  кости плюсны, предплюсны и  фаланги пальцев) Слайд 8

Теперь давайте посмотрим, какие особенности строения скелета человека, связаны с прямохождением и трудовой деятельностью:

  1. Позвоночник человека имеет 4 изгиба – у млекопитающих изгибов нет и они передвигаются на 4 конечностях.
  2. Грудная клетка расширена в стороны, а у млекопитающих сжата с боков.
  3. Большой палец противопоставлен другим. Сообщение учащегося о значении большого пальца в жизни человека. (Приложение 3)
  4. Широкий таз поддерживает внутренние органы.
  5. Сводчатая стопа человека выдерживает массу человека.
  6. Мозговой отдел черепа больше лицевого т.к. у человека хорошо развит головной мозг.

3. Закрепление

Тестовые вопросы выводится на экран. (См. Приложение 4)

4. Выставление оценок за урок

5. Задание на дом

Литература:

1. А.Г. Драгомилов Р.Д. Маш  Биология. Человек. Москва. «Вента-Граф», 2005.
2. А.Г. Драгомилов Р.Д.Маш Биология. Человек. Методическое пособие. «Вента-Граф», 2005 г.
3. В. Н. Семенцова. Биология. Технологические карты. С-Петербург. 2003 г.
4. В.Н. Шахович. Анатомия, физиология и гигиена человека. Таблицы и рисунки. Минск. «Книжный дом», 2004 г.
5. А.А. Резанов Биология человека. Тесты. Москва, 2012г.
6. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.

20.01.2015