Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: "Овощи и фрукты"

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Цели:

  • Закрепить знания уч-ся об овощах и фруктах, умение распознавать, сравнивать и классифицировать их.
  • Корригировать мышление, память, устную связную речь, все виды восприятия.
  • Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint, учебники, натуральная наглядность (овощи и фрукты), цветные полоски, коррекционная игра “Собери осколочную картинку”, фишки, мяч, атрибуты к дидактической игре “Повара”.

Структурные моменты урока и их содержание Назначение, цели включения в урок упражнения
I. Орг. момент

Сначала садятся девочки. Сядет та, которая назовёт фрукт такого цвета, как у меня в руках полоска. (Жёлтая, оранжевая, красная, синяя)

Затем садятся мальчики. Сядет тот, кто назовёт овощ такого цвета, как у меня в руках полоска. (Зелёная, красная, коричневая, жёлтая)

А девиз у нас такой: всё, что надо, под рукой. (Проверка готовности к уроку)

Воспитательный момент: воспитание уважения к девочкам.

Специальный коррекционный приём, направленный на коррекцию цветового различения и памяти.

II. Актуализация ранее изученного материала

1. Коррекционная игра “Назови изображения, которые ты видишь” (слайд 2).

2. Задание “Собери осколочную картинку”. Назовите предметы, которые у вас получились.

3. Беседа с уч-ся, направленная на актуализацию основных понятий.

Как назвать одним словом предметы, которые получились у учеников 1 ряда? (Овощи) Где растут овощи? Как назвать одним словом предметы, которые получились у учеников 2 ряда? (Фрукты). Где растут фрукты? Для чего их выращивают?

4. Миктоитог

Выставляются фишки с устным комментированием.

Специальный коррекционный приём для коррекции визуальной памяти, зрительного и пространственного восприятия.

Коррекция целостного восприятия. Дифференцированный подход: задания разной степени сложности.

 

Вопросы направлены на коррекцию мышления (операция обобщения).

Работа уч-ся поощряется, стимулируется активность на уроке.

III. Основная часть. Закрепление ЗУН

1. Сообщение темы и целей урока

Расшифруйте слова и вы узнаете тему урока

(слайд 3).

Тема зашифрована геометрическими фигурами, каждой фигуре соответствует буква.

Сегодня мы закрепим всё, что знаем об овощах и фруктах.

Специальные коррекционные приёмы, направленные на развитие техники чтения, зрительного и пространственного восприятия
2. Упражнения в узнавании и классификации

А) игра “Волшебный мешочек” (узнавание овощей и фруктов на ощупь)

Б) выбор картинки угаданного овоща или фрукта на столе учителя и соотнесение её с группой предметов на доске (слайд 4).

САД ОГОРОД
яблоко

лимон

апельсин

лук

морковь

огурец

Специальный коррекционный приём, направленный на коррекцию тактильного восприятия и тактильной памяти

 

Специальный коррекционный приём, направленный на коррекцию логического мышления (операция классификации)

В) узнавание овощей и фруктов по запаху, на вкус

(огурец, яблоко, помидор, лимон, апельсин, морковь)

Специальный коррекционный приём, направленный на коррекцию вкусового и обонятельного восприятия, вкусовой и обонятельной памяти
3. Рассказ учащихся об угаданном овоще или фрукте по опорному плану (слайд 5).

Учащиеся должны назвать размер, форму, цвет овоща или фрукта, определить, где он растёт, какой на ощупь и на вкус, а также сказать, любят ли они его кушать и почему.

Сильные уч-ся рассказывают последними, опорный план убирается. Один из сильных уч-ся сравнивает по опорному плану лук и лимон: чем похожи, чем отличаются.

Опорный план даёт возможность не терять нить рассказа, составлять связное высказывание.

Дифференцированный подход.

Специальный коррекционный приём для коррекции мышления (операция сравнения)

4. Дидактическая игра “Подбери нужную фишку” (слайд 6).

Если ответ “да” кладём квадрат, если ответ “нет” - круг.

  • Бывают ли похожи ли по цвету овощи и фрукты?
  • Бывают ли похожи ли по форме овощи и фрукты?
  • Полезны ли овощи и фрукты?
  • Овощи и фрукты растут в одном месте?
  • В одно ли время созревают овощи и фрукты? (Летом и осенью).
  • Одинаковы ли на вкус овощи и фрукты?

Проверка: 3 квадрата, 1 круг, 1 квадрат, 1 круг.

- Чем похожи овощи и фрукты? Чем отличаются?

Специальный коррекционный приём, направленный на коррекцию слухового внимания и логического мышления (операция сравнения).

Межпредметная сваязь

Физминутка
  • упражнения “Перекрёстные шаги”, “Ленивые восьмёрки
  • упражнение “Гусеница”- перекатывание с пятки на носок
  • упражнение “Морская звезда” - встать прямо, ноги врозь, руки в стороны на уровне плеч; наклониться, коснуться правой рукой левой ноги, затем левой рукой правой ноги
  • упражнение “Месяц” - встать прямо, ноги вместе, руки вверх и сложить ладонями вместе; медленно наклонять туловище в сторону, ноги не сгибать
  • упражнение “Аист” - руки в стороны, стоя на одной ноге, стопу другой разместить на внутренней стороне другой ноги; задержаться в этом положении, встать прямо.
 

Методика “Гимнастика мозга” И. и Г. Деннисон.

Обеспечивает гармоничную работу коры больших полушарий.

Методика Г.И. Гербцовой, А.А. Хилько. Снятие мышечного напряжения, укрепление позвоночника и мышц спины. Коррекция плоскостопия.

Упражнение на равновесие.

6. Лексические упражнения

Игры с мячом

“Назови Ласково”: упражнения в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик, помидор- помидорчик, яблоко - яблочко, лук - лучок, морковь - морковочка;

“Один - много”: упражнения в образовании форм множественного числа существительных.

Лимон - лимоны, апельсин- апельсины, огурец- огурцы, помидор- помидоры, слива- сливы, груша- груши.

“Замени одним словом”: упражнения в образовании относительных прилагательных, замена ими словосочетания из имён существительных.

Сок из апельсинов – апельсиновый, компот из персиков – персиковый, варенье из яблок – яблочное, суп из гороха - гороховый, сок из лука – луковый, салат из моркови – морковный.

Упражнения направлены на обогащение и уточнение словаря.

Межпредметная связь.

7. Составление распространённых предложений по схемам (слайд 7).

Сейчас будем составлять красивые и правильные предложения об овощах и фруктах.

Специальный коррекционный приём, включающий в активный словарь уч-ся изученные слова. Коррекция грамматического строя речи. Межпредметная связь.
8. Физминутка для глаз

Глазки могут уставать,
Глазки надо расслаблять.
Посмотри на потолок,
На учебник, на носок.
Посмотри на дверь, окно,
Глазки ты закрой: темно.
Часто глазками моргай,
Упражнение повторяй.

Сложите ладони вместе, быстро потрите их друг о друга, приложите ладони к глазам.

 

Методика Э.С. Аветисова. Профилактика зрительного утомления и близорукости.

 

 

 

Суджоктерапия, активизация мозговых центров.

9. Работа с учебником

Откройте страницу, номер которой состоит из 4 десятков и 4 единиц.

Составление рассказа “Маленький повар” (стр. 44). Повторение рассказа по памяти 1 уч-ся.

Межпредметная связь

Упражнение направлено на развитие связной речи и вербальной памяти.

10. Дидактическая игра “Повара” (слайд 8).

1) Сейчас всем классом будем варить борщ и компот.

Надо отгадать загадку и положить отгаданный предмет или в кастрюлю (в ней будем варить борщ) или в банку (в ней будем варить компот).

Загадки:

Само с кулачок, красный бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко)

Скинули с Егорушки золотые пёрышки.
Заставил Егорушка плакать всех без горюшка.
(Лук)

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали.
А копать под осень стали – не одну нашли, а десять
Как её названье, дети? (Картофель)

В шкурке золотистой
Сладкий и душистый. (Апельсин)

Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Свёкла)

 

Специальный коррекционный приём для коррекции мышления (узнавание по существенным признакам, упражнение в классификации)

Межпредметная связь.

Работа над правописанием словарных слов.

2) работа в тетрадях

- записать число, тему урока

- задание: сварить суп и варенье (надо приклеить вырезанные из цветной бумаги овощи и фрукты на силуэт кастрюли с надписью “суп” или банки с надписью “варенье”: картофель, груша, лимон, морковь, горох).

  • Как называются предметы, из которых мы сварили суп и борщ? (овощи).
  • Как называются предметы, из которых мы сварили варенье и компот? (фрукты)

Поднимите руки, кто помогает маме дома готовить какие-нибудь блюда из овощей и фруктов? Почему надо есть больше овощей и фруктов и блюд, приготовленных из них? (слайд 9)

 

Специальный коррекционный приём, требующий переноса способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

 

 

Воспитательный момент.

IV. Итог урока

Какая была тема нашего урока? Что вам особенно понравилось, запомнилось на уроке? Что полезного для себя вы узнали? Какой овощ или фрукт вы очень любите?

Выставление итоговых оценок на основе фишек с устным комментированием (слайд 10).

Цветовая оценка, стимулирование мотивации к учению.

Литература

  1. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2007.
  2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2003.
  3. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи на во 2 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида: Методическое пособие для учителя. - М: “АРКТИ”, 2003.

1.01.2015