Проектная работа "Медведь - символ России"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (104,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель:

  • Рассмотреть использование образа бурого медведя в народном фольклоре, символике, жизни людей.
  • Выяснить роль медведя в природе.

Задачи в развитии универсальных учебных действий:

  • Регулятивные: умение определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат.
  • Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний, извлекать информацию, перерабатывать ее (анализировать, сравнивать, классифицировать и т.д.), преобразовывать информацию из одной формы в другую (представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, конспекта, проекта)
  • Коммуникативные: умение доносить свою позицию, понимать других (в т. ч. вычитывать информацию данную в явном и неявном виде), сотрудничать
  • Личностные: объяснять свою позицию, точку зрения, свои оценки, самоопределяться в системе ценностей

Оборудование:

  • рисунки и поделки учащихся;
  • выставка книг;
  • карта звёздного неба;
  • видеопроектор;
  • экран

Ход занятия

Вводная беседа (релаксация)

Ведущий:

- Хорошее ли у вас настроение? Если нет, посмотрите в окно, какая чудесная на улице погода. Как красиво сейчас в лесу! Давайте отправимся в заочное путешествие в лес. Только вспомните, как надо себя вести на природе.

(Не шуметь, не сорить, не ломать ветви деревьев и кустарников, не разорять птичьи гнёзда и т.д.)

- Закройте глаза. Представьте лесную поляну, залитую солнечным светом. Идём и...

Слайд №2

- Чувствуем: кто сзади!..

- Оборачиваемся. Чуть заметно вздрогнул папоротник, качнулась ветка. Подходим – никого. Но в грязь вдавлен... след. Он заполняется водой. След в две ладони. Только что здесь был...   медведь.

Слайд №3

- Это его лес и его участок. Мы у него в гостях, и, скорее всего, мы – гости незваные. Должен бы понять медведь, что мы ему не угрожаем, ничего худого не замышляем.

Слайд №4

- С большим уважением мы отнесёмся к его пограничным столбам – ободранным когтями ёлкам.

Слайд №5

Защита проекта. Выступление 1-й группы “Медведь хозяин своих владений”

Приложение 1

Слайд 7 – 11

Зашита проекта. Выступление 2-й группы “Символ герба – медведь”

Приложение 2

Слайд 13 – 17

Защита проекта. Выступление 3-й группы “Это интересно”

Ведущий:

- Ну-ка, кто там шумит сучьями? Да это же медведь.

- А вы знаете, почему медведя называют медведем? Потому что медведь любит мёд и ведает, то есть знает, где его искать.

- От этих двух слов – МЁД и ВЕДЬ и получилось слово медведь.

Слайд №19

Интервью с медведем.

Медведь:

Ну-ка, посторонись. Я тороплюсь. Не зря же меня называют хозяином леса.

1-й ученик:

Топтыгин, почему все говорят, что ты неуклюжий, неповоротливый?

Медведь:

Это не так. Бегаю я очень быстро, со скоростью 40-50 км/час, могу догнать лошадь, хорошо плаваю.

1-й ученик:

Этот крупный самец медведя только что вышел из берлоги и сейчас сосредоточен на поиске потенциального партнера для размножения.

Слайд №20 – 21

2-й ученик:

Медвежата, какие они?

Медведь:

Зимой в берлоге рождаются два-три медвежонка. Вес новорождённого не больше пятисот граммов. Он такой маленький, что может свободно уместиться на ладони взрослого человека! Это кажется необычным. А объясняется просто: новорождённые медвежата питаются молоком матери. Молока немного – медведица зимой ничего не ест и живёт за счёт жира, накопленного летом и особенно осенью.

Слайд №22

2-й ученик:

Медведица держит их у себя на брюхе среди шерсти в тепле, согревает их свои дыханием. Она кормит их своим молоком, но они не растут, так как молока у медведицы мало, ведь медведь зимой ничего не ест.

Медвежата во всем зависят от матерей. Она научит их где искать пищу, какие растения можно есть, и где находятся самые лучшие места обитания. Она также защищает их от других медведей и людей.

Слайд №23

3-й ученик:

А сколько медвежат может родиться у медведицы?

Медведь:

Медведица приносит обычно от 1 до 6 медвежат.

3-й ученик:

Размножение обычно происходит между маем и июлем. Учитывая особенности биологии и смену брачных партнеров, у одной медведицы в одном выводке могут быть медвежата от разных самцов.

Слайд №24

4-й ученик:

А кто-нибудь помогает медведице в воспитание медвежат?

Медведь:

В уходе за детёнышами папа - самец участия не принимает.

Слайд №25

4-й ученик:

А кто же тогда помогает?

Медведь:

Помимо родителей воспитанием малышей у медведей занимаются ещё и прошлогодние дети - няньки. В медвежьей семье такую няньку называют - пестуном.

Слайд №26

4-й ученик:

Самки обычно не позволяют крупным медведям подходить близко к медвежатам, за исключением случаев, когда медведи концентрируются в богатых пищей местах, таких как нерестовые лососевые реки. Самцы могут убить медвежат, для того чтобы съесть их.

1-й ученик:

Выйдя из берлоги медвежата начинают быстро расти.

Слайд №27

2-й ученик:

Медвежата резвятся, как маленькие дети.

Слайд №28

3-й ученик:

Медведицы дольше всех воспитывают своих детёнышей.

Слайд №29

4-й ученик:

Осенью они снова ложатся в берлогу с матерью и только к новой осени уходят из семьи.

Слайд №30

5-й ученик:

Таким образом медведи воспитывают своих детей 1,5 – 2 года.

Слайд №31

Медведь:

Вы многое узнали о моём потомстве. Я даже об этом не догадывался.

Слайд №32

5-й ученик:

Почему медвежата рождаются зимой?

Медведь:

Потому что только в это время у медведя есть свой дом – берлога. Летом он бродит по лесу и ночует где придётся.

5-й ученик:

Эта самка только что вышла из своей берлоги в мае. Медведи обычно залегают в берлоги в период между октябрем и ноябрем, и выходят из неё в апреле или мае. Самки, особенно имеющие медвежат, как правило, остаются в берлогах дольше, чем самцы.

Слайд №33

Медведь:

Что-то я проголодался, пойду травку и корешки поищу.

5-й ученик:

Как же так? Мы знаем, что медведь – хищник, поедающий и мышей, и лосей, а тут травка, корешки...

Медведь:

У нас, медведей, свои чудачества. Любим мы и растительную пищу. В малиннике можем сидеть весь день и обсасывать усыпанные ягодами ветви.

Слайд №34

6-й ученик:

Растительность, такая как растение дудник, составляет основную часть рациона медведей. медведи перемещаются из одного места в другое, по мере созревания разных растений, чтобы питаться этими сочными растениями.

Слайд №35

Медведь:

И рыбкой любим побаловаться.

Слайд №36

6-й ученик:

Лососи являются одним из важнейших источников пищи для бурых медведей Камчатки. Медведи могут съедать до 30 лососей в день.

Медведь:

И как вы уже сказали, мы знаем, где есть мёд. Мы медведи большие лакомки.

Слайд №37

6-й ученик:

Как же при таком питании медвежата становятся ловкими и сильными?

Медведь:

А вот как...

Защита проекта. Выступление 4-й группы

Сценка “Мишка-спортсмен”.

1-й ученик:

В одном лесу жили-были зверята: волчонок, бобрёнок, медвежонок, барсучонок, ежонок. И каждый на папу похож. В лесу им было нескучно.

2-й ученик:

Лишь утро раздвинет листочки лучами,
Коснётся травинок, пошутит с цветами.
Бегом, кувырком, на двух лапах прыжками
На зарядку бежит вся честная компания.
Солнце выше над лесом поднимается.
Каждый делом своим занимается.
Кто орехи в дупло запасает впрок,
Кто строит дом, кто ищет зёрнышки.
По лесу скок да скок.

3-й ученик:

В этом лесу жил Мишка-Топтыжка, и такой он был толстый, неловкий. За что ни возьмётся, ничего не получается: то забор завалит, то молоток сломает. Пойдёт играть в футбол – отдавит малышам лапы. В чехарду зовут играть – бурчит: “У меня сил не хватает”.

Ведущий:

- Как вы думаете, можно Мишке помочь?

- Стал Мишка физкультурой заниматься, а чтобы ловким стать, все время бурчал волшебные слова:

Я Мишутка – не топчумба.
Я гимнамбо – научумбо,
Намбо томбо захотембо
И немного попотембо,
Наклонямбо, приседамбо,
Будет Миша здоровамбо!

Слайд №39

4-й ученик:

То ли волшебные слова помогли, то ли волшебные упражнения, но изменился наш Мишка: стал сильным, ловким, а на лесных олимпийских играх занял первое место. Не зря его выбрали символом Олимпиады в Москве в 1980 году.

С тех пор ни одна игра, ни одно Большое дело не обходится без Мишки-спортсмена.

Слайд №40

1-й ученик:

Почему именно Мишку выбрали талисманом Олимпиады – 80?

Приложение 3

2-й ученик:

На закрытии Олимпиады – 80 звучала песня “До свиданья, Москва!”

Слайд 41

3-й ученик:

Что помогло нашему Мишке? Физкультура.

Давайте и мы с вами выучим волшебные слова и волшебные упражнения.

(Просмотр мультфильма “Баба Яга против”).

Слайд 42

Защита проекта. Выступление 5-й группы “Большая медведица”

Медведь:

Медведь всегда готов прийти на помощь тем, кто ночью заблудится в лесу. Об этом расскажет астроном.

Слайд №44

Астроном:

Звёзд на небе очень много, поэтому запомнить их трудно. Тогда люди разделили их на группы, нанесли на карты и соединили чёрточками. Так появились картинки-созвездия, похожие на людей, на зверей или разных сказочных чудищ.

Слайд №45

Астроном:

Найти созвездия легко, если начать с Большой Медведицы. Ковш Большой Медведицы состоит из семи звёзд и чётко виден круглый год (всего звёзд в созвездии Большая Медведица 125). Сам ковш лежит на спине Большой Медведицы, как седло.

Слайд №46

Астроном:

Большая Медведица главенствует в небе над самой северной частью нашей планеты – Арктикой, что в переводе значит Медвежья страна.

Издавна Большая Медведица помогала найти дорогу. Находили в небе ковш, состоящий из семи звёзд, увеличивали стенку ковша (напротив ручки) по высоте в пять раз. Увеличенная стенка указывала Полярную звезду. Найдя звезду, поворачивались к ней лицом: север – впереди, по правую руку – восток, откуда солнце всходит, а по левую руку – запад, туда солнце заходит.

Слайд №47

Викторина “В гостях у сказки”

Ведущий:

Русский народ всегда с уважением относился к хозяину леса. Он частый герой народных сказок. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки.

Слайд №48

Отпусти меня, Алёнушка, я быков и коров за это пригоню, - попросил мишка. Сжалилась Алёнушка, отпустила медведя. (Русская народная сказка “Бычок – смоляной бочок”)

Слайд №49

- Мужик, куда ты едешь?

- Авот, Медведюшка, еду в город корешки продавать.

- Дай - ка попробовать, каков корешок!

Мужик дал ему репу. (Русская народная сказка “Мужик и Медведь”)

Слайд №50 Медведь спрятал волка в кустах, завалил сухими ветками, а сам влез на сосну, на самую макушку, и подглядывает, не идёт ли Котофей Иванович с Лисой. (Русская народная сказка “Кот и Лиса”)

Слайд №51 Вот легли они спать на печке. Лиса лежит да хвостом вертит. Как ей до мёда добраться? Медведь уснул, а Лиса – тук-тук хвостом. (Русская народная сказка “Медведь и Лиса”)

Слайд №52 Вот живут они впятером, поживают. Узнали про это волк и медведь.

- Пойдём, - говорят, - в избушку, всех поедим, сами станем там жить. (Русская народная сказка “Зимовье зверей”)

Слайд №53 Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. (Русская народная сказка “У страха глаза велики”)

Слайд №54 Стала Машенька думать, как ей от Медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти – не знает, спросить не у кого... Думала она, думала и придумала. (Русская народная сказка “Маша и Медведь”)

Слайд №55 И покатился по дороге – только медведь его и видел. (Русская народная сказка “Колобок”)

Слайд №56 Работа со сравнениями

Ведущий:

- Что значит оказать медвежью услугу?

(Медвежья услуга – неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.)

Ведущий:

- Когда употребляют следующие сравнения:

  • “здоровый, как медведь”;
  • “неуклюжий, как медведь”;
  • “сила как у медведя”;
  • “толстый, как медвежонок”.

Слайд №57

Защита проекта. Выступление 6-й группы “Родственники медведя”

Ведущий:

Много ли родственников у медведей и где они живут? Кто из вас знает?

Слайд №59

1-й ученик:

Семейство медвежьих насчитывает несколько видов – медведь белый, бурый, чёрный, очковый, губач, барибал, малайский. Первые три вида живут в нашей стране, а остальные “иностранцы”.

Слайд №60

Ведущий:

- Кто из вас что-нибудь знает о родственниках хозяина нашего леса?

Приложение 4

Слайд 61 – 71

2-й ученик:

Ещё медведи любят петь и танцевать.

(Исполняется танец “Мишка с куклой”).

Заключение. “Наши Камчатские медведи”

Ученик:

На Камчатке живут бурые медведи.

Слайд №73

Ученик:

Они считаются хозяевами камчатского леса, главным символом нашей природы.

Слайд №74

Ученик:

Порой они кажутся абсолютно безобидными...

Слайд №75

Ученик:

...могут поладить даже с человеком...

Слайд №76

Ученик:

...но за этими безобидными глазами скрывается настоящий сильный хищник.

Слайд №77

Ученик:

Спасибо тебе, Мишка, за интересную встречу!

Слайд №78

Ученик:

Подведём итоги. Предлагаю разгадать кроссворд.

Приложение 5

Приложение 6

Ведущий:

Солнце садится за горизонт. Нам пора прощаться с гостеприимным хозяином леса и возвращаться домой. Спасибо тебе, Мишка, за интересную встречу. Мы узнали много нового и интересного о вашей жизни.