Татарские праздники и традиции

Разделы: Внеклассная работа


Не просто татарские праздники, а татарские национальные праздники существенно отличаются от праздников других народов, ведь татарские праздники и традиции – это совокупность таинственности и необычайности, которая до конца неизведанна и закрыта для тех, кто не готов углубиться во все ее тонкости. Татарские национальные праздники имеют некоторые общие элементы с традициями иных народов, но если разбираться конкретно в каждом празднике отдельно, то невооруженным глазом видно, что традиции этого народа настолько интересны и необыкновенны, что найти их корень практически  невозможно.

Самый большой праздник у татар – это Сабантуй. Его празднует практически каждый житель Татарстана. Этот праздник признали государственным. Его празднуют не только жители Татарстана, но и те диаспоры татар, которые проживают по всему миру. Татарский праздник Сабантуй считается межнациональным днем дружбы. Немного раньше это был праздник, который приурочен к весенним работам. Согласно их народной мудрости, один день весны способен прокормить целый год. Если углубиться в этимологию слова «сабантуй», то стает очевидным, что это праздник труда, ведь «туй» переводиться как «свадьба» или «праздник», а «сабан» — это либо «плуг», либо «яровые культуры». Согласно этому, само название праздника переводится как «праздник плуга» или «праздник яровых». Прошло много времени, но праздник татар Сабантуй не потерял своей актуальности. И сегодня его празднуют так, как и сотни лет назад. Он является самым любимым народным праздником, празднование которого в городе и в сельской местности немного отличается. В городе он длится всего один день, когда родные и близкие собираются вместе за праздничным столом. В этот день нужно обязательно принимать гостей, наличие которых служит хорошей приметой. В сельской местности этот праздник состоит из двух частей: сбор подарков и майдан. Сбор подарков в разных регионах проходил по-разному. В одних регионах подарки собирали молодые юноши, которые ходили пешком и заходили к тем молодым женщинам, которые после предыдущего Сабантуя вышли замуж. Они обязаны были подарить самое красивое полотенце из своего приданого. Для этого они еще заранее приобретали его. Полотенце должно было быть богатым на разнообразную вышивку и орнамент. Считалось, что чем более украшено полотенце, тем лучше и богаче будет жизнь того, кто делал подарок. В других регионах за этими же подарками ходили пожилые мужчины, которые символизировали жизненную мудрость. В третьих районах по домам юноши ездили верхом на лошадях, очень важно было, чтобы лошадь была также молодой и крепкой, что означает, что молодой хозяйке желают крепкого здоровья и долгих лет жизни.

После сбора подарков на майдане происходили разнообразные соревнования. Этот обряд также начали называть «майдан». Любой из представителей сильной половины мог проявить себя и опробоваться в состязаниях. Возраст здесь не имел значение – мальчик, юноша или взрослый мужчина допускался к соревнованию. Было несколько видов состязаний: бег, прыжки в длину, прыжки в высоту, скачки, корэш (национальная борьба). Женщины не имели права соревноваться, но они могли наблюдать и болеть за своего фаворита.Уже достаточно длительное время все соревнования проходят по определенному порядку. Начинали всегда со скачек. Это было самое престижное соревнование, поэтому поучаствовать в нем пытались все, чтобы показать себя и свою лошадь. Позже стало принятым, чтобы владельцы просто выставляли своих коней, а их наездниками становились те желающие, которые смогли договориться с хозяином лошади. Наездниками были в основном мальчики от восьми до двенадцати лет. Они вместе с руководителем соревнования уезжали на расстояние от пяти до десяти километров, где и был старт. По сигналу наездники стартовали и направлялись к толпе людей, которая их ожидала в предвкушении чей-то конкретной победы. Тому, кто пришел первым, дарили самое лучшее из собранных полотенец. Те, кто не выиграл, а также те, кто любезно предоставил своих лошадей, также получали утешительные призы.  Пока участники скачек добирались к старту, другие мужчины соревновались в других состязаниях. Чаще всего это был бег. Для того, чтобы уровнять шансы соревнующихся, участников разделяли на несколько возрастных групп, в каждой из которых был свой победитель.

Одним из самых любимых соревнований была борьба на кушаках. Роль кушака играло полотенце. Основной задачей участника было обхватить противника полотенцем за талию и, с помощью некоторых телодвижений во время борьбы, положить его на лопатки. В этом соревновании могли брать участие мальчики от шести лет. Возраст участником менялся по нарастающей, пока последний бой не закончат старики. Позже победители соревновались между собой, пока не определялся победитель в каждой возрастной категории. Этих победителей называли батырами и также награждали полотенцами. Таким образом  проходил Сабантуй в сельской местности.

Этот праздник в Татарстане сегодня не обходится без шуточных конкурсов: бег с ложкой во рту, на которой находиться яйцо. Главная задача этого конкурса – добежать первым не уронив при этом и не разбив яйцо. Также бегают с полными водой ведрами, где целью есть не разлить воду. Бегают в мешках. Увлекательной есть борьба наполненными соломой мешками.

Еще одно забавное состязание – это попытка первым с завязанными глазами разбить палкой горшок, который находиться на земле. Эти конкурсы придуманы больше не для того, чтобы проверить силу или прыть участников, а для того, чтобы развеселить толпу создать веселую атмосферу на празднике. Также праздник сопровождается танцами, песнями и хороводами. После празднования начинался посев разнообразных культур.

Сабантую передует такой татарский национальный праздник, как Карга боткасы. Дословно он переводиться как «Пора варить кашу». Его празднуют ранней весной, когда начинает сходить снег. Татарские праздники и традиции часто вовлекают в празднование детей, и именно этот праздник есть одним из таких. Дети (пол неважен, это могут быть и мальчики, и девочки) ходили в своем конце деревни по домам и просили у хозяек продукты на кашу. Это не выглядело как попрошайничество, а более походило на христианские пожелания в Святой вечер, когда детки приходят в дом и желают хозяевам крепкого здоровья и отличного урожая, а им за это давали гостинцы. Тоже самое делали татарские детки – они ходили из дома в дом и хором говорили разные стихи с пожеланиями и просьбами, а хозяйки давали им за это крупу, яйца и масло. После сбора всего необходимого детки отправлялись на поляну, где разводили костер и готовили кашу. Естественно, они это делали не сами, им помогали несколько пожилых женщин. Готовой кашей угощали всех, кто пришел на праздник. После трапезы дети играли в различные игры, пели песни и танцевали. Этот праздник был ознаменованием того, что скоро наступит Сабантуй.

Если говорить про татарские праздники, то стоит упомянуть такой праздник, как Сэмбеле. Это татарский народный праздник труда. Его празднуют после того, как собрали урожай. Этот праздник имеет очень древний корень, еще давние предки праздновали его, радуясь, что закончились все полевые работы. В праздник Сэмбеле люди отдыхали после длительных сложных работ на полях. Этот праздник передовал свадебной поре, поэтому он частично служил для того, чтобы молодые девушки и парни собирались и присматривались друг к другу. Они пели, танцевали и общались. Сегодня этот праздник празднуется в домах культуры, где торжественно награждают тех, кто наиболее проявил себя во время сельскохозяйственных работ. Перед награждением обязательно рассказывают об истории татарского народа, а после – проводиться концерт. Татары верят, что благодаря этому празднику воспитывается любовь к труду, к родине, к земле, к традициям и обрядам. Сэмбеле — это показатель того, как народ трудиться на родной земле, любит ее и уважает. Он служит наглядным примером детям, которые позже должны освоить все тонкости сельскохозяйственных работ.

Татарские народные праздники не обходятся без Навруз Байрам. Его празднуют двадцать первого марта, именно тогда, когда происходит весеннее равноденствие. Древние тюрки в этот день праздновали Новый год, Ведь именно тогда начинается новый солнечный год, пробуждается природа, и люди начинают готовиться к посевным работам. Сегодня татарский праздник Навруз является земледельческим праздником. Во время его празднования народ проводит зиму, встречает весну, а также Новый год. Обязательно надо прогнать злых духов и с чистым домом начинать новый год. Во время таких обрядов четко видно, что языческие традиции перешли на татарский народ и оставили свой отпечаток. Поэтому они специально подготавливали дом, убирая его, моя украшая цветами. Также надо было выстирать всю одежду, избавляя себя таким образом от недугов и всего злого. В этот день следует обмениваться подарками. Также надо было заранее в блюдах посадить разное зерно, чтобы оно проросло, это обещало хороший урожай в новом году.

Стол на этот праздник также особенный – готовились блюда из семи продуктов растительного происхождения. Также пекли круглые лепешки из пшеницы. Навруз Байрам – это семейный праздник, который необходимо праздновать в тесном семейном кругу. После праздничного семейного обеда начинались массовые гуляния, когда разжигают костер, водят хороводы, гадают и играют в различные веселые игры.