Проектная работа "Книга своими руками"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Сегодня проблема детского чтения актуальна и заслуживает огромного внимания: нынешние  школьники все реже обращаются к книгам, отдавая предпочтение компьютерным играм, социальным сетям, телевизору, тем самым  лишая себя, возможно, единственной  духовной пищи.  А ведь книга учит читателя отличать добро от зла, предательство от преданности, учит жить. Работая в специальной школе для детей с ограниченными возможностями  здоровья, острее осознаешь  важность этого вопроса.

Воспитывать любовь к книге, приобщить обучающихся к чтению – задача сложная. Читательская культура – это привычка к систематическому чтению, которая воспитывается у ребенка в семье,  школе и внешкольных учреждениях.

С целью поддержки и стимулирования читательской деятельности обучающихся на основе раскрытия богатейшего потенциала книги и чтения в нашей школе был создан проект «Читающая страна». Проект призван сыграть важную роль в том, чтобы сделать книгу и чтение необходимой частью жизни и учебы каждого школьника.

Паспорт социального проекта «Читающая страна»

№ п/п

Содержательный блок паспорта проекта

Описание блока

1. Девиз проекта Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно.
А. Н. Толстой.
2. Описание проблемы        Приоритетной идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Содержание нового стандарта ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции. К сожалению, на практике формирование таких жизненно важных умений, как  различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, не происходит. А недооценка такого вида речевой деятельности, как чтение, приводит к тому, что ученик не может полноценно овладеть навыками говорения и письма.
3. Цель проекта Цель разработки и реализации данного проекта заключается в повышении культурной компетенции обучающихся за счет
  • повышения престижа чтения;
  • повышения читательской компетенции;
  • формирования у школьников информационной культуры;
  • увеличения роста читательской активности;
  • помощи детям с проблемами в развитии в организации досуга;
  • активизации деятельности школьного библиотекаря и педагогов образовательного учреждения;
  • повышения значимости школьной библиотеки как центра информации и воспитания;
  • профилактики негативных явлений в подростковской среде;
  • создания условий и среды для обсуждения прочитанного;
  • выявления положительного опыта работы по данному направлению.
4. Задачи проекта Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
  • формирование у школьников представлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры;
  • широкое приобщение к чтению нечитающих и малочитающих обучающихся и их родителей;
  • продвижение лучших образцов литературы в среду школьников;
  • содействие формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды;
  • воспитание интереса к чтению как принципиальной жизненной потребности;
  • развитие и саморазвитие детей через приобщение к чтению.
5. Этапы и сроки реализации проекта. Первый этап (2012-2013 г.) – создание организационных механизмов и базы для укрепления инфраструктуры поддержки и развития чтения.
Второй этап (2013-2014 г.) – системное укрепление инфраструктуры.
Третий этап (2014-2015 г.) – реализация заложенного потенциала, интенсивный рост читательской культуры среди обучающихся образовательного учреждения.
6. Ожидаемые результаты 1. Создание образовательного пространства, в котором обучающиеся смогут стать настоящими читателями.
2. Престиж чтения поднят на достаточно высокий уровень.
3. В образовательном учреждении сократить число нечитающих обучающихся.

В рамках проекта «Читающая страна» для реализации  поставленных целей и задач проведены внеклассные мероприятия «Книга своими руками».

Разработали и провели тематические занятия учителя начальной школы Воронова Светлана Викторовна и Сазонова Ольга Владимировна

Итогом трехлетней работы стали книги: «Четыре сезона» в четырех частях и «По дорогам сказок датского волшебника». Нами проводились интегрированные занятия по литературному  чтению, окружающему миру и художественному труду. Под руководством педагогов ребята своими руками изготавливали книжки о временах года.  
Первым этапом работы стало ознакомление с историей создания книги и книгопечатания. С основами картонажного дела ребята познакомились в типографии, где побывали на экскурсии.
Затем детям было объявлено название проекта – «Четыре сезона» и предложено самостоятельно или с помощью родителей подобрать приметы, загадки, стихи о временах года. Всего планировалось изготовить четыре книги – «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».

Подобранный материал зачитывался перед всеми и обсуждался, подборка оформлялась в книжную страницу. Книга дополнялась иллюстрациями, нарисованными детьми. Затем оформлялась  обложка, и книга сшивалась.

  

Рисунок 1                                                                                          Рисунок 2

  

Рисунок 3                                                                                         Рисунок 4

  

Рисунок 5                                                                               Рисунок 6 

Создание первой книги убедило нас в правильности выбранного пути.  Мы  увидели заинтересованность в глазах детей при подборке материала. Объединили семью и школу, показав один из вариантов организации семейного досуга. Несколько ребят по собственной инициативе дома в свободное время  изготовили книжки-малышки.
В новом учебном году работа была продолжена, Основанием выбора темы новой книги стало 200-летие Г.Х. Андерсена. Маленькой хитростью, для того, чтобы заинтересовать детей, было не перечисление сухих, хорошо известных биографических этапов жизни великого сказочника, а подборка интересных фактов из жизни Андерсена. 
Внеклассное мероприятие «Дорогами сказок» помогло вспомнить детям хорошо известные сказки: «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Снежная королева».  Затем совместно со школьным библиотекарем были организованы литературные чтения мало известных сказок автора: «Оле Лукойе», «Новый наряд короля», «Огниво», «Свинопас». В рамках литературных чтений была проведена викторина  и конкурс рисунков по сказкам Андерсена. По завершении проделанной работы была создана новая книга «По дорогам сказок датского волшебника».

  

Рисунок 7                                                                                     Рисунок 8
  

Рисунок 9                                                                        Рисунок 10

В результате работы было создано образовательное пространство, в котором обучающиеся смогли стать настоящими читателями. Интерес к чтению повысился, и сократилось число нечитающих обучающихся.

Привитие любви к книге, к чтению – долгий, кропотливый процесс. Однако, если в результате нашей работы хотя бы один ребёнок вместо просмотра телевизионных передач или игр на компьютере в своё свободное время возьмёт в руки книгу, то вся наша работа не зря. Радостно осознавать, что детям с ослабленным здоровьем приоткрылась дверь в богатейший мир литературы.