Изображение либеральной интеллигенции в сказке Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь". 10-й класс

Разделы: Литература


Цели:

  • Обучающая – учить анализировать художественный текст, выявлять его идею ;определять роль выразительных средств.
  • Развивающая – развивать аналитические способности, абстрактное мышление, речь.
  • Воспитывающая – воспитывать активную гражданскую позицию.

Эпиграф:

Жил – дрожал, и умирал – дрожал.

Салтыков-Щедрин.

1. Вступительное слово учителя

Задача урока – выявить идейное содержание сказки «Премудрый пискарь» и отметить художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.
Творчество Салтыкова-Щедрина многообразно; он писал романы, драмы, хроники, очерки, рассказы, статьи. Среди огромного наследия сатирика наибольшей популярностью пользовались «сказки для детей изрядного возраста». Они создавались писателем на завершающем этапе его жизненного пути. Сказки эти философско-сатирического и политического содержания, они о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. Сказка «Премудрый пискарь» возникла не на пустом месте.    После покушения народовольцев на царя Александра 2 (1 марта 1881 года) наступает пора реакции. Русский либерализм открыто провозглашается изменой Отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. «Страшнее всего, – считал Салтыков Щедрин, –  малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции». В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берётся своей сказкой «Премудрый пискарь» напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести, о стыде, о мудрости и гражданской позиции.

Лексико-орфографическая работа:

Интеллигенция – социальный слой из работников умственного труда.

Либерализм

1) идеологическое течение, отстаивавшее свободу буржуазии;
2) излишняя снисходительность, попустительство, бездеятельность.

Реакция – политика жёсткого подавления революционного движения и общественного прогресса.

2. Аналитическая беседа с учащимися:

1) Какую проблему поднимает Салтыков-Щедрин в сказке «Премудрый пискарь»? (Смысл жизни и назначение человека)
2) Почему сатирик прибегает к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделённую обывательскими чертами? – Только ли здесь стремление обмануть цензуру? (Для усиления сатирического образа)
– Что значит слово обыватель?  (В словаре Ушакова Обыватель – 1) постоянный житель какой-либо местности; 2) человек, лишённый общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами)

3) Какой завет оставляет своему сыну старый пискарь? («Гляди в оба» Зачитать фрагмент)

– Вспомните заветы отцов своим детям в других классических произведениях.

«Капитанская дочка» –  «береги честь смолоду»

«Мёртвые души» – «больше всего береги копейку»

«Горе от ума» –

Мне завещал отец, во-первых,
угождать всем людям без изъятья:
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге, который чистит платья,
Швейцару, дворнику во избежанье зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

– С какими выше названными жизненными позициями совпадает позиция старого пискаря? (Чичиковская – приобретательская позиция, молчалинская – позиция карьериста, завет отца Петра Гринёва – это призыв жить по законам чести и нравственности)

– В чём же суть этой морали «гляди в оба»? (Предостережение, устранение от жизненных опасностей, забота о себе, эгоизм)

4) Как следовал завету отца премудрый пискарь? (Зачитать фрагмент: «Но он, пискарь-сын, отлично запомнил поучения пискаря-отца… Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»)

5) К какой русской пословице близка обывательская мораль пискаря? (Моя хата с краю. А такая позиция была крайне ненавистна человеку, гражданину, писателю Салтыкову-Щед рину)

6) Зачитать фрагмент или прослушать аудиозапись «И прожил премудрый пискарь… процесс завершает».
– К какой формуле сводится вся биография пискаря? (Жил – дрожал, и умирал – дрожал)

7) Какая жизненная программа раскрывается в словах автора, обращённых к умирающему пискарю? (Трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему лишает человеческую жизнь всякого смысла. Писатель призывает: живи так, чтобы давать людям свет и тепло, и это сделает тебя счастливым).

8) Каков финал жизни пискаря?

9) Обратимся к названию сказки. Подберите синоним к слову премудрый. (Умный, толковый, разумный, рассудительный)

– В прямом или переносном смысле использует этот эпитет Салтыков-Щедрин? (В устах автора этот эпитет звучит насмешливо, язвительно, иронично)

10) В разных изданиях вы можете встретить пЕскарь и пИскарь. Почему Салтыков-Щедрин настаивал на втором варианте? (Подчеркнуть ничтожность существа, которое только и заботится о своей жизни)

3. Составление кластера

Салтыков-Щедрин в образе пискаря изображал определённый тип людей. –  Можно ли назвать человека, которому присущи такие качества, истинным гражданином?
– «А что такое гражданин»? («Отечества достойный сын»)
– Какими качествами должен обладать настоящий гражданин своей страны? Сделайте вывод.

4. Сообщение учащегося «Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина» (на примере сказки «Премудрый пискарь»)

– Связь с фольклором
– Гипербола и гротеск
– Аллегоричность, иносказательность
– Сочетание достоверного и фантастического
– Политическая острота, резкие социальные контрасты
– Сочетание комического и трагического
– Сатирическая направленность

5. Синквейн

Салтыков-Щедрин
Суровый, беспощадный
Критикует, осмеивает, иронизирует
Писатель обличает общественные пороки
Сатирик

6. Обобщающая беседа

1) Каковы основные причины обращения Салтыкова-Щедрина к жанру сказки?

– Какие возможности открывал перед ним этот жанр?

2) Можно ли сказки Салтыкова-Щедрина назвать баснями в прозе? (Да, действующие лица – животные, содержат мораль)

3)Устарели ли сказки Салтыкова- Щедрина? – В чём вы видите сходство сказок Салтыкова-Щедрина и миниатюр современных сатириков, например Жванецкого и Задорнова?  (Критика общественных пороков)

7. Рефлексия

– Что нового узнали на уроке?
– Что было непонятно?  Вызвало затруднения?
– Что было интересно?
– Оцените свою деятельность на уроке.
– Довольны ли вы своей работой?

11.01.2015