Программа социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья «Дни добра»

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Необходимости социально-психологической адаптации детей  с ограниченными возможностями здоровья посвящены многочисленные исследования, написано много статей. Заинтересованность в этой тематике вряд ли когда-нибудь сойдет на нет. Данная программа не является исключением и в целом направленна на  восстановление чувства доверия к себе, к другим, к окружающему  миру.

В Белгородской области проживает 4350 семей, воспитывающих 4367 детей с инвалидностью (по данным на 2013 год). В  области проводится системная работа, направленная на социальную поддержку семей с детьми-инвалидами, созданию условий для обеспечения развития и обучения детей-инвалидов, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни, интеграции в общество. В течение последних лет  сохраняется тенденция сокращения числа детей-инвалидов. Если в 2009 году в области проживало 5222 ребенка-инвалида, то к 2013 году их число уменьшилось на 18 % и составляет 4306 человек.

Снижение количества детей с инвалидностью  стало возможным благодаря комплексной системе мер, направленной на активизацию работы учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, на поддержку и помощь семьям, воспитывающим детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» ежегодно проходят реабилитацию более 800 детей-инвалидов с заболеваниями центральной нервной системы (в том числе ДЦП) и опорно-двигательного аппарата (таких детей в области 1128 (по состоянию на 2014 год), из них 705 нуждаются в сопровождении взрослых). Центр действует в Белгородской области с 2003 года. За время работы учреждения комплексную реабилитацию прошло более 5700 детей в возрасте от 1 года до 18 лет с положительной динамикой в состоянии здоровья в 96% случаев.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья умения и навыки  адаптации в социум является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс социализации наряду со здоровыми детьми.

Общая черта их личности заключается в том, что инвалидность создает отличающееся от нормы, измененное положение. Форма проявления инвалидности приводит к тому, что всегда возникают какие-то новые своеобразные изменения личности, а также каждый раз иные проблемы. Однако у всех детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от вида и степени заболевания можно наблюдать одну общую черту: они «другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного.

Отклонения в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей.

Таким образом, разработанная программа является необходимым условием в создании адаптивной среды, позволяющая обеспечить  личностную самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Представленные в программе игры и упражнения позволяющие снизить уровень напряжения у детей в связи с новой социальной ситуацией развития.

Цели программы:

  • восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру;
  • создание новой когнетивной модели жизнедеятельности;
  • формирование  положительной «Я-концепции»;
  • углубление самопонимания, самопознания.

Задачи программы:

  • овладение способами позитивного мышления и общения;
  • развитие  чувства собственного достоинства;
  • повышение уверенности в себе;
  • реализация себя в поведении и деятельности;
  • утверждение своих прав и собственных ценностей.

Кроме основных задач, на каждом занятии реализуются задачи по созданию положительного контакта в группе, здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения.

Специфика и структура организации занятий

На занятиях используются следующие приемы:

Тренинговые упражнения и ролевые игры способствуют формированию положительной «Я-концепции», углублению самопонимания, самосознания.
Метод игротерапии поможет в овладении способами позитивного мышления и общения, позволит повысить уверенность в себе.
Арт-приемы,  сказкотерапия и когнетивно-поведенческая терапия помогут раскрыть свои сильные стороны и восстановить чувства доверия к себе, к другим, к миру.
Курс состоит  из 8 занятий. Занятия проводятся 1 раз в день, длительностью от 1.5 до 2 часов.
Подростков в группе должно быть не менее 7 человек, но не более 12.
Занятие удобно проводить совместно с другим психологом.

Схема проведения занятия

Занятие состоит из 3  этапов:
1 этап – установление контакта в группе.
Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, создание положительной мотивации к предстоящему занятию, углубление процессов самораскрытия.
2 этап – основные упражнения, направленные на развитие умений и навыков самоанализа, укрепление самооценки, познание себя при помощи группы.
3 этап – рефлексия.
Цель: активизация процесса самопознания, научиться находить в себе  главные индивидуальные особенности.

Тематическое планирование и содержание программы

№ п/п Тема занятия Содержание Кол-во часов

1

Знакомство Упр. «Снежный ком»
Правила нашей  группы
Упр. «Что значит ваше имя?»
Упр. «Приятно сказать»
Упр. «Ассоциации»
Упр. «Групповой рисунок»

1.5

2

Позитивное мышление Упр. «Пожелания»
Упр. «Продолжение знакомства»
Информация о позитивном мышлении
Упр. «20-Я»
Упр. «Никто не знает»
Упр. «Записки»
Упр. «Нарисуй»
Упр. «Сильные стороны»

1.5

3

Самосознание. Самораскрытие. Самооценка.
Понятие «Я-концепции»
Упр. «Воспроизведение»
Сообщение «Что такое самосознание?»
Упр. «Интервью»
Упр. «Без маски»
Чтение и обсуждение сказки «Цветок кактуса»
Творческое задание «Украшаем кактус»

2

4

Уверенное и неуверенное поведение Упр. «Визитка»
Упр. «Размышление об уверенности»
Упр. «Сила языка»
Упр. «Уверенный – неуверенный – грубый»
Упр. «Самопрезентация»
Упр. «Горящая спичка»
Упр. «Маяк»
Упр. «Доверие»
Упр. «Горячий стул»
Упр. «Коллективная сказка»
Упр. «Я к вам пишу»

2

5

Я в своих глазах и в глазах других людей Упр. «Расскажу о своем хозяине»
Упр. «Футболка с надписью»
Упр. «Бинго!»
Упр. «Приятный разговор»
Упр. «Листок за спиной»
Упр. «Мое отражение»
Упр. «Вавилонская башня»

1.5

6

Моя индивидуальность Упр. «Подарок»
Упр. «Кто Я?»
Притча «Ворона и павлин»
Упр. «Орехи»
Упр. «Уникальность каждого»
Упр. «Мой герб»
Упр. «Я это… »
Упражнение «Здравствуй, я, мой любимый».

1.5

7

Эффективные приемы общения Упражнение "Спутанные цепочки"
Упр. «Пишущая машинка
Упр. «Тимуровцы»
Игра «Друг для друга»
Упр. «Доброта»
Упр. «Улыбка»
Упр. «Вежливость»
Упр. Поведение и культура»
Упр. «Доброе слово»
Упр. «Доброе животное»
Игра «Эмоции»

1.5

8

Я и мир вокруг меня Упр. «Я и мой мир»
Упр. «Двадцать желаний»
Упр. «Ресурсы»
Деловая игра «Потерянный город»
Упр. «Строим город»
Упр. «Чему  я научился?»
Упр. «Пожелания»

2

Результаты, ожидаемые от реализации программы

  • Овладение способами самораскрытия, определение своих личностных способностей.
  • Овладение умениями и навыками общения, повышение уверенности в себе.
  • Определение личностных ценностей, нахождение положительных сторон личности
  • Восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру;
  • Создание новой когнитивной модели жизнедеятельности.
  • Своевременная психологическая помощь дают исключительную возможность сгладить имеющиеся особенности в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценную социализацию в общество.

Используемая литература:

  1. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 64 с.
  2. Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах \Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 32 с.
  3. Лютова Е.К., Мотина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.
  4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 208 с.
  5. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  6. Игры – обучение, тренинг, досуг…/под ред. В.В.Петрусинского// В семи книгах. Книга 1. Игры для интенсивного обучения. Книга 2. Игры для активного отдыха. Книга 3. Коммуникативно–лингвистические игры. Книга 4. Психотехнические игры. Москва, «Новая школа», 1994, – 366 с.
  7. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997. – 144 с.
  8. Психологический тренинг с подростками. /Л.Ф. Анн.– СПб.:Питер,2003. – 272 с.
  9. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. — СПб.: Северо-Запад, 1994.
  10. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг в школе. — М.: Эксмо-пресс, 2001.
  11. Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать? В 4 т. — М.: Генезис, 1998.
  12. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. — М.: Генезис, 2002.
  13. Запирова Ю.Р. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам. –М.: Чистые пруды, 2007.
  14. http://www.scienceforum.ru/2013/10/3384
  15. http://coolreferat.com/

Приложение 1