Урок окружающего мира по теме «Животные и растения болот». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Познакомить детей с понятием “болото”, особенностями его растительного и животного мира.

Задачи урока:

  • развивать познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний;
  • развивать умение лаконично и чётко излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения;
  • показать возможности использования компьютера как инструмента практической, учебной и поисковой деятельности человека;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-презентация

Возраст учащихся: 2 класс.

Программное обеспечение: Виноградова Н.Ф. “Окружающий мир” 2 класс.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданием.

Форма организации учебной деятельности:

  • фронтальная работа и индивидуальная работа,
  • работа в парах,
  • самоконтроль,
  • взаимоконтроль.

Межпредметные связи: литературное чтение, история.

План урока:

  1. Орг.момент.
  2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
  3. Актуализация знаний.
  4. Применение полученных ранее знаний.
  5. Физминутка.
  6. Применение полученных ранее знаний.
  7. Рефлексия.
  8. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я
Мы сегодня снова будем наблюдать.
Выводы делать и рассуждать
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2. Актуализация опорных знаний.

(несколько учеников работают по индивидуальным карточкам)

Карточка

1. В каком состоянии может находиться вода?

Обведи нужное кружком:

А) бесцветное;

Б) жидкое;

В) твердое;

Г) прозрачное;

Д) газообразное

2. Закончи предложения.

Начало реки называется_____________________

Место, где река впадает в море, озеро, или другую реку, называется____________________

Слайд- 1

У: Какой раздел изучаем?

Д: Водоемы

У: Что такое водоем?

Д: Большое природное углубление, заполненное водой.

У: Какое значение в природе имеют водоемы?

Д: Дают воду для питья и полива, служат водными дорогами, кормят нас рыбой. Дают нам электроэнергию. Лекарства, место отдыха.

У: Какие водоемы изучили? Слайд- 2

Сообщение темы урока, постановка учебных задач.

Предметом нашего изучения будет водоем. А вот какой, отгадайте загадку.

Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги.

Д: Болото слайд – 3

У: Сформулируйте тему урока.

Сегодня мы заглянем на болото, узнаем, что такое болото, как образуются болота, познакомимся с особенностями его растительного и животного мира. Изучать болото будем по плану.

  • Болота в природе
  • Болотная растительность и ее особенности.
  • Животный мир болот.
  • Значение болот и их охрана

4. Знакомство с новым материалом слайд – 4

Не море, не земля – корабли не плавают и ходить нельзя. Конечно же это о болоте. На земном шареочень много болот. Чаще всего они образуются в низинах со стоячими водами. Представьте себе озеро. Которое не имеет стока. И в глубину земли вода просочиться не может – препятствует водонепроницаемый слой глины. Вода в таком озере застаивается и постепенно зарастает водорослями, ряской, камышом, осокой, мхами. Каждую зиму зеленые части этих растений погибают,а летом вырастают новые. Так на поверхности озера образуется толстый слой , ходить по которому опасно. Впадающие в озеро ручьи и речки наносят песок и глину. И вот перед нами уже не озеро, а болото. Образуются болота и там, где необдуманно вырубают леса.

У: Какое открытие сделали?

Д: Образуются болота на местах зарастающих водоемов или в пониженных местах, где скапливается вода, и местность заболачивается.

У: Что такое болото? Как вы думаете. Какую роль выполняют растения в водоеме?

Д: Являются пищей и домом для животных,вырабатывают кислород.

У: Есть ли растительный мир на болоте? Слайд – 5

Деревья – хилые, чахлые, низкорослые, мало видов: сосна, ольха, береза. Растут деревья и кустарники очень медленно. Корни- стелющиеся по верху вглубь не идут. Почему?

Д. На глубине много воды и дышать трудно.

У. О, сколько бусинок багряных

Рассыпано не сосчитать!
Мхи на болотистых полянах
Коврами кажутся опять (П.Бровка)

О чем идет речь в стихотворении? Назовите ягоды, которые растут на болоте? Слайд -6

О этих ягодах в народе даже поговорку сложили: “В доме, в котором едят эти ягоды врачу делать нечего”. Как вы понимаете эту поговорку? Но не только ягоды растут на болотах, но и другие растения. Послушайте отрывок из произведения и скажите. Кто автор и о каком растении идет речь? “ Комарик сел на листочек, опустил нос в капельку, а капелька липкая. Клейкая. Влип комариный нос. Вдруг реснички зашевелились, как щупальца, схватили комарика. А когда раскрылись, упала на землю пустая комариная шкурка. (В.Бианки. “Страшное растение”)

Сообщение учеником о растении росянка, о багульнике. Слайд – 7

Багульник – вечнозеленый кустарник, выделяет в воздух пахучие вещества, от которых может заболеть голова. Багульник растение ядовитое. Животные обычно его не трогают.

У. Найдите общие черты у всех этих болотных растений.

Д. Рост - небольшой, так как неустойчивая опора. Корни – стелющиеся, так как на глубине много воды и дышать им трудно. Листья особой формы, чаще узкие, жесткие.

У. На болоте можно увидеть еще удивительное растение мох - сфагнум. О нем вы прочитаете в учебнике на стр. 130

У. Назовите главные особенности этого растения. Чем мхи отличаются от другой болотной растительности?

Д. Стебли травянистые, корни неглубокие, растут в воде, размножаются мелкими спорами - особыми видами пыльцы, которые разносятся ветром.

5. Физкультминутка

Животный мир болот.

У. Какие виды животных знаете?

Д. Звери, птицы, рыбы, насекомые.

У. Где в природе много бывает животных?

Д. Там, где много пищи и надежное укрытие.

У. Подумайте, много ли подходящей пищи для зверей на болотах?

Хотя на болотах много травянистых растений, они грубые, невкусные, да и ходить по болотам трудно. Животный мир не так богат, как животный мир лесов. Здесь очень много насекомых.

Слайд -8 Животный мир

Стрекоз и водомерок здесь рой – они хищники, питаются другими насекомыми – мошками и комарами. А вы знаете, что стрекоза имеет большие заслуги в авиации. С изобретение реактивных скоростных самолетов ученые столкнулись с трудной задачей. Когда самолет набирал скорость, равную скорости распространения звука в воздухе, самолет начинало трясти, как в лихорадке. Явление это ученые назвали флаттер.Флаттер погубил много самолетов. Авиаконструкторы обратились к природе. Стали изучать крылья птиц и насекомых. Самым необычным было крыло у стрекозы. Самолету дали крылья, похожие в сечении на крыло стрекозы. Флаттер исчез. Сейчас самолеты летают быстрее звука в 2 – 3 разабыстрее звука. Вы,наверное,видели, как легко и изящно скользит по воде водомерка. Все тело и лапы покрыто волосками, смоченными жиром.Волоски не намокают. Вот почему водомерка не тонет и легко бежит по воде. Насекомыми питаются ужи, лягушки, земноводные животные.

Слайд: Птицы болот: аист, журавль, цапля, кулик. Что общего во внешнем виде этих птиц?

Д. Длинные ноги, так как удобнее ходить по болоту, длинные клювы помогают доставать пищу из воды. Все они летают, а дикие утки еще и плавают.

У. На болоте можно встретить птиц – хищников. Это болотный лунь и болотная сова.

Выступление ребят.

Диалог “Головастик и Уж”

- Ты чегоУж, задумался? Шипишь – меня, что ли. Ругаешь?

- Не мешай, Головастик, я считаю!

- Кого же ты, долговязый, считаешь – птиц, что ли?

- Каких там птиц! Считаю я, сколько вас, головастиков, проглотил. Одиннадцать штук насчитал. Вот бы еще одного – для ровного счета!

У. Послушав диалог, какой вывод можно сделать?

Д. Мы проследили цепи питания.

У. Задание в парах. Вычеркните в цепи питания лишнее название. Проверка на слайде по эталону.

6. Значение болот и их охрана.

Ребята, хотя болота неприглядны, но они имеют огромное значение для природы и для человека. Это настоящая кладовая солнца. Болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Болота – хранилища и регуляторы пресной воды рек. Здесь берут начало ручьи и реки. На болотах добывают ценное полезное ископаемое – торф, собирают много полезных и вкусных ягод. На болотах гнездятся птицы.

7. Итог урока

У. Какое значение имеют болота в природе?

Надо ли охранять болота?

8. Рефлексия

  • Что нового узнали?
  • Что Вас поразило?

Я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали на отлично, то поднимите карточку “клюкву”, если на “хорошо”, то карточку “морошку”, а уж если не работали на уроке, то “голубику”.

1.01.2015