Культура России в первой половине XIX века

Разделы: История и обществознание


Цель: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине 19 века.

Задачи:

  • расширить кругозор учащихся по вопросу достижений россиян в культурной сфере данного периода;
  • отработка навыков самостоятельной, индивидуальной и групповой форм работы;
  • воспитание патриотизма у учащихся с помощью культурного наследия предков;
  • использование межпредметных связей с: обществознанием, химией, математикой, географией, ИКТ, литературой;
  • реализация принципа системно-деятельностного подхода в обучении.

(На уроке присутствует выставка литературы, репродукций данного периода).

Здравствуйте, ребята!

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали социально-экономическое, политическое развитие России в первой половине 19 века.

Какую тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке, вы должны сформулировать сами.

Мы изучили три сферы общественной жизни, нераскрытой осталась одна, формирующая духовные ценности и представления, мировоззрение у людей.

Давайте попробуем ее сформулировать. Учащиеся дают варианты ответов. Учитель при необходимости корректирует тему урока.

Запишите в рабочих тетрадях дату, тему урока; в дневниках укажите дом. задание.

Культура России данного периода отмечена большими достижениями в разных отраслях науки, искусства. Это связано и с развитием общества, и возрастающими запросами государства, и с желаниями людей открывать, изобретать, достигать что-то новое.

Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент, который покажет нам достижения россиян в культуре и даст возможность эстетически оценить деятельность наших предков, которая стала частью мирового культурного наследия.

Просмотр видеофрагмента “Культура России в 19 веке”.

Вопрос учителя: что удивило, заинтересовало, было новым для вас?

Сегодня мы будем работать по системе взаимопередачи тем, которая Вам хорошо известна.

Мы учимся работать самостоятельно, формируем навыки работы в группе, учимся слушать, слышать друг друга.

Так как мы с Вами изучаем новую тему, учащимся других групп необходимо фиксировать тезисно каждый вопрос.

Мы заслушаем по одному представителю от группы, а в конце урока кто-нибудь из ребят сделает общий вывод по данной теме.

Оценивание всей группы будет происходить по выступающему и ответам на дополнительные вопросы участников других групп.

Мы приступаем к работе с текстами.

Выдача текстов.

Алгоритм работы указан у вас в текстах. Давайте прочитаем.

Алгоритм работы:

1. Прочитать свой текст, пересказать его членам группы, озаглавить.

2. Обсудить название пункта плана, записать его в тетрадь.

3. Совместно сформулировать основную мысль текста, оформить ее в тетрадь.

4. На третий вопрос к тексту ответить устно, обсудив его в группе.

5. Сделать устный вывод всей теме группой.

Все ребята рассаживаются согласно табличкам.

(Учащиеся занимают новые рабочие места).

Вам выделяется время для работы в группе-10минут. После этого, 1 учащийся от каждой группы должен представить сложный план текста, остальные учащиеся записать его в тетрадь, затем ответить на дополнительный вопрос.

В конце урока все делают вывод по теме.

Учащиеся работают в группах. Учитель корректирует деятельность учащихся (при необходимости).

Каждая группа представляет сложный план своего текста.

Работа с группами. Оформление конспекта в рабочую тетрадь всеми учащимися (за исключением группы выступающих). Ответы на вопросы.

Подведение итогов самими учащимися. Корректирование ответа (в случае необходимости).

Формулировка вывода, оформление его в тетрадь. Выставление оценок с комментариями. Впечатления учащихся от урока: рефлексия.

(Раздаточный материал).

Текст 1.

В данный период в России сложилась система высшего, среднего и начального образования. Реформа 1803г., проведенная в образовании, привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, в каждом уездном городе - уездные училища. Приходские училища создавались и в сельской местности. Для детей крепостных были только приходские училища. Для управления образовательными учреждениями было создано Министерство народного просвещения.

В 1816 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высшего дворянского общества.

Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. Кроме Московского университета, было открыто еще 5новых в период с 1802 по 1819 гг. При Николае I сохранились все типы школ, но они стали сословными. В училищах стали обучать арифметике, геометрии, истории, географии, русскому языку.

Быстрыми темпами развивались училища по подготовке специалистов в различных областях. Выпускники этих училищ поступали на службу в соответствующие министерства. Открывались также технические высшие учебные заведения.

Рос объем выпуска литературы для всех слоев населения. Развивалось библиотечное дело. Библиотеки в 1830-1840гг. были открыты по инициативе местной общественности в большинстве губернских и уездных городов России.

Совершенствование системы образования во многом способствовало и развитию отечественной науки.

Алгоритм работы:

1. Прочитать свой текст, пересказать его членам группы, озаглавить.

2. Обсудить название пункта плана, записать его в тетрадь.

3. Совместно сформулировать основную мысль текста, оформить ее в тетрадь.

4. На третий вопрос к тексту ответить устно, обсудив его в группе.

5. Сделать устный вывод всей теме группой.

Задание:

1. прочитать свой текст, пересказать его членам группы, озаглавить;

2. сформулируйте основную мысль, запишите ее;

3. почему государство стало открывать много новых общеобразовательных заведений в данный период?

4. сделать устный вывод по теме.

Текст 2.

К началу 19 века в биологии был накоплен богатый фактический материал о развитии живых организмов и систем, который нуждался в переосмыслении. Прежде господствовало убеждение в неизменяемости растений и животных, теперь оно было опровергнуто.

И.А.Двигубский утверждал, что земная поверхность и населяющие ее существа с течением времени претерпевают коренные изменения. И.Е.Дядьковский в 1816г. выдвинул и доказал идею о том, что все явления в природе обусловлены естественными причинами и подчинены общим законам развития. Ученые-ботаники, зоологи собрали богатые коллекции животных и растений Сибири, Дальнего Востока, Русской Америки. В 1812г. был основан Крымский ботанический сад.

Выдающимся представителем отечественной медицины стал Н.И.Пирогов, который стал основоположником военно-полевой хирургии.

В геологии развернулась борьба 2теоретических направлений: “нептунистами”, считавшими, что все геологические процессы обусловлены действиями воды) и “плутонистами”, что основой этих процессов является наличие “центрального огня” внутри Земли. Большинство геологов стояло на позициях плутонизма.

В 1840гг. Н.И.Кокшаровым была составлена первая геологическая карта Европейской России.

Главным итогом развития геологии стал вывод о том, что Земля имеет длительную историю, в ходе которой ее поверхность значительно изменилась. В астрономии шел медленный процесс накопления знаний, приведший в последующем к настоящей революции в этой науке. Главным достижением стало создание мощных телескопов, которые позволяли составить более детальное описание Солнечной системы. Особое значение для развития астрономии астрономии в России имело открытие в 1839г. Пулковской обсерватории. Она стала центром астрономических работ в нашей стране и была оснащена по последнему слову техники того времени.

Алгоритм работы:

1. Прочитать свой текст, пересказать его членам группы, озаглавить.

2. Обсудить название пункта плана, записать его в тетрадь.

3. Совместно сформулировать основную мысль текста, оформить ее в тетрадь.

4. На третий вопрос к тексту ответить устно, обсудив его в группе.

5. Сделать устный вывод по всей теме группой.

Задание:

1. прочитать свой текст, пересказать его членам группы, озаглавить;

2. сформулируйте основную мысль, запишите ее;

3. почему в данный период правительство уделяет большое внимание научным исследованиям?

4. сделать устный вывод по теме.

Текст 3.

Высшая математика стала одним из основных предметов во всех университетах страны. В них были открыты специальные физико-математические факультеты. Большой вклад в развитие математической физики внес М.В.Остроградский.

Наибольших успехов математики России добились в геометрии, где были сделаны открытия мирового уровня. Самым ярким из них стало создание в 1826 г. неевклидовой геометрии профессором Н.И.Лобачевским.

В области физики главным изобретением в начале 19века стало открытие первого источника электрического тока. В 1802г. В.В.Петров разработал гальваническую батарею.

В 1833 г. Э.Х.Ленц установил правило определения направления движущей силы индукции. В 1840г. Б.С.Якоби изобрел гальванопластику-метод нанесения тонкого слоя металла на нужную поверхность с помощью электричества. В 1832г. П.Л.Шиллинг создал первый в мире практически пригодный электрический телеграф-прибор для передачи письменных сообщений по проводам. В 1850г. Б.С.Якоби изобрел буквопечатающий аппарат для телеграфа.

Российские исследователи трудились во всех отраслях химии-теоретической, органической, неорганической. К.С.Кирхгоф разработал способ получения глюкозы. К.И.Гротгус открыл основной закон фотохимии, согласно которому химическое превращение вещества может вызвать только тот свет, который поглощается самим этим веществом. В 1840г. Г.И.Гесс открыл основной закон термохимии, выражавший принцип сохранения энергии применительно к химическим процессам.

В 1826-1827гг. П.Г.Соболевский, В.В.Любарский положили начало порошковой металлургии.

Химики Н.Н.Зинин и А.М.Бутлеров создавали устойчивые красители для бурно развивающейся текстильной промышленности. В 1842г. Министерство финансов издало первую экономико-географическую карту России.

П.П.Амосов разработал четыре варианта технологии получения булатной стали. Крепостные механики Нижнетагильского металлургического завода Е. и М.Черепановы построили первую паровую железную дорогу.

Открытия русских ученых первой половины 19века предвосхитили расцвет химии во второй половине 19-н.20вв.

Алгоритм работы:

1. Прочитать свой текст, пересказать его членам группы, озаглавить.

2. Обсудить название пункта плана, записать его в тетрадь.

3. Совместно сформулировать основную мысль текста, оформить ее в тетрадь.

4. На третий вопрос к тексту ответить устно, обсудив его в группе.

5. Сделать устный вывод по всей теме группой.

Задание:

1. прочитать свой текст, пересказать его членам группы, озаглавить;

2. сформулируйте основную мысль, запишите ее;

3. чем можно объяснить большую заинтересованность государства в практических открытиях?

4. сделать устный вывод по теме.

Текст 4.

19 век стал временем крупнейших географических открытий, совершенных русскими исследователями. Продолжая традиции своих предшественников, они обогатили представления россиян об окружающим мире, способствовали освоению новых территорий.

И.Ф.Крузенштерн, Ю.Ф.Лисянский совершили экспедицию для исследования северной части Тихого океана, открыли ряд островов.

Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П.Лазарев совершили кругосветную экспедицию. Открыли ряд островов, названных островами Россиян. Были сделаны важнейшие географические открытия, привезены ценные коллекции.

А.А.Баранов внес неоценимый вклад в освоение Русской Америки.

Г.И.Невельской, Е.В.Путятин исследовали Дальний Восток. Результатом их экспедиций стало закрепление за Россией Приморской области на Дальнем Востоке и научные исследования.

В 1845г. было открыто Русское географическое общество, оно превратилось в центр географических знаний в России. Регулярными стали организации научных экспедиций, проведение исследований населения России и соседних с ней стран, издание географических и статистических сборников.

Алгоритм работы:

1. Прочитать свой текст, пересказать его членам группы, озаглавить.

2. Обсудить название пункта плана, записать его в тетрадь.

3. Совместно сформулировать основную мысль текста, оформить ее в тетрадь.

4. На третий вопрос к тексту ответить устно, обсудив его в группе.

5. Сделать устный вывод по всей теме группой.

Задание:

1. прочитать свой текст, пересказать его членам группы, озаглавить;

2. сформулируйте основную мысль, запишите ее;

3. чем можно объяснить большую заинтересованность государства в географических открытиях?

4. сделать устный вывод по теме.