Интегрированный урок (обществознание + математика) по теме «Влияние инфляции на современное развитие России». 8-й класс

Разделы: Математика, История и обществознание


Цели урока:

  • проверка, корректировка и углубление знаний учащихся по теме “Инфляция” через решение математических задач;
  • формирование навыков анализа, умения решать расчётные, графические и качественные задачи, делать выводы;
  • воспитание самостоятельности, организованности, развитие творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти.

Ход урока

1. Организационный этап.

Учитель обществознания:   Здравствуйте, на прошлом уроке мы познакоми- лись с понятием “инфляция”. Сегодня мы выясним, как она влияет на развитие современного общества. Запишите тему урока “Влияние инфляции на современное развитие России”. Мы проведём интегрированный урок обществознания с математикой и убедимся ещё раз, как в реальной жизни современному человеку необходимы знания по различным предметам.

Учитель математики: На этом уроке мы с вами ответим на проблемный вопрос: как с помощью математики можно узнать о негативном влиянии инфляции на современное российское общество? Основными показателями качества вашей работы будут чёткость и глубина ответов, аккуратность выполнения и правильное решение задач.

2.Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос.

Презентация.

Учитель обществознания: В нашей стране рыночные отношения. Давайте вспомним основные моменты, связанные с этими отношениями. Для рыночных отношений характерен товарообмен. Вспомните, что такое товар? (слайд 1).

Учащиеся: Товар – любой продукт, который можно продавать и покупать.

Учитель обществознания: Для того, чтобы произвести товар, получить необходимые услуги, нужны деньги. Вспомните, какие функции денег Вы знаете?

Учащиеся: - средство обращения; средство накопления; средство платежа; мера стоимости; мировые деньги.

Учитель обществознания: Экономисты говорят, когда цены растут, покупательная стоимость денег падает, то есть происходит процесс, получивший название в рыночных отношениях – инфляция. Вспомним, что такое инфляция? (слайд 2)

Учащиеся: Инфляция – процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен.

Учитель обществознания: Какие виды инфляции по темпам Вы знаете?

Учащиеся: ползучая, галопирующая, гиперинфляция (слайд 3, 4).

Учитель обществознания: Инфляция представляет собой одну из самых тяжёлых экономических болезней ХХ–ХХ1 века. Отличается от роста цен, так как это длительный устойчивый процесс. Эта проблема занимает важное место в экономической науке, поскольку её показатель и социально-экономические последствия играют серьёзную роль в оценке экономической безопасности страны. Сегодня на уроке мы с вами ответим на вопрос: Отрицательное влияние инфляции на развитие современной России.

3. Практическая часть.

Учитель математики: А теперь приступим к практической части. Чтобы ответить на поставленный вопрос, вы должны решить ряд математических задач.

Задача 1. Определите темп инфляции для 1997 года, если в 1996 году индекс цен был равен 156,9, а в 1997 году равен 160,5 (слайд5).

*Чтобы определить темп инфляции, нужно из индекса цен текущего года вычесть индекс цен предыдущего года, эту разность разделить на индекс цен текущего года и умножить на 100%.

Решение (у доски):

(160,5 – 156,9) : 160,5 * 100% = 2,3%

Учитель обществознания: К какому виду инфляции относится инфляция 1997 года в зависимости от темпов развития?

Учащиеся: К умеренной инфляции (ползучей) (слайд 6).

Учитель математики: Перед Вами лежит таблица, в которой даны значения инфляции России за последние годы. Используя данные таблицы постройте столбиковую диаграмму. Но сначала давайте вспомним, для чего используют диаграммы? Что важно соблюдать при построении диаграммы? (слайд 7).

Учащиеся: Для наглядного изображения и сопоставления фактов. При построении диаграммы толщина столбиков, расстояния между ними должны быть одинаковыми.

Задача 2.

Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Общая инфляция в % 20,8 18,6 15,1 12 11,7 10,9 9 11,9 13,3 8,8 8,8 6,1

Учитель математики: Давайте проверим, что у Вас получилось? (слайд 8). Как изменился темп инфляции к 2011 году?

Учащиеся: Темп инфляции уменьшился.

Учитель обществознания: Социальные последствия инфляции проявляются в ухудшении жизни населения.

Учитель математики: Давайте посмотрим на примере задачи, какой ущерб наносит инфляция владельцам сбережений? (слайд 9)

Задача 3. Семья положила в банк 100 000 рублей под 6% годовых. Определите реальную стоимость (покупательную способность), если инфляция достигнет 13%?

Решение:

1) (100 000 * 106) : 100 = 106 000(руб.) - сбережения через год

2) (106 000 * 87) : 100 = 92 220 (руб) – покупательная способность.

Учитель математики: Эта задача показывает, что происходит с покупательной способностью сбережений людей, если инфляция больше процентной ставки.

Учащиеся: покупательная способность сбережений уменьшается.

Задача 4. По данным Росстата стоимость минимального набора продуктов питания в Москве в конце декабря 2013 года составила 3408 рублей. Какова была стоимость набора в ноябре, если за месяц она выросла на 1,2%? (слайд 10)

** Росстат – Федеральная служба государственной статистики.

Решение: (3408 * 100%) : 101,2% = 3367,1 (руб.)

Учитель математики: Экономисты вывели правило, по которому можно рассчитать через сколько лет возможно удвоение цен. Давайте запишем его в тетрадь. Оно называется “Правило 70”: чтобы найти число лет необходимое для удвоения уровня цен, нужно число 70 разделить на ежегодный темп инфляции в %.

Задача 5: Определите, через сколько лет возможно удвоение цен при ежегодной инфляции в 3%, в 8%?

Решение:

70 : 3 = 23 (года)

70 : 8 = 9 (лет)

Учитель математики: Какой вывод можно сделать из этой задачи?

Учащиеся: Чем выше инфляция, тем меньше времени потребуется для удвоения цен.

Учитель обществознания: Сегодня мы с Вами поговорили об экономическом явлении – инфляция. В начале урока был поставлен вопрос: Отрицательное влияние инфляции на современное развитие России?

На основе математических задач ответьте на данный вопрос.

Учащиеся:

- снижение уровня жизни населения;

- политическая нестабильность и социальные потрясения;

- повышение цен и уменьшение покупательной способности;

- перераспределение благ и социальные потрясения;

- снижение стимулов и производственной деятельности;

4. Закрепление.

Учитель математики: Для закрепления данной темы Вам предлагается самостоятельно ответить на вопросы по инфляции и решить задачу.

Вариант 1.

1. Как называется процесс обесценивания денег, проявляющийся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества?

1) кризис;

2) кредитная политика;

3) инфляция;

4) денежный оборот.

2. Какой процесс возникает вследствие непропорционального роста денежной массы и массы товара?

1) инфляция спроса;

2) инфляция издержек;

3) денежный оборот;

4) кредитная политика.

3. Задача. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2014 году вырастет на 50,8% по сравнению с 2010-м годом и составит 8579 рублей. Найдите величину прожиточного минимума в 2010 году. (5689 руб)

Вариант 2.

1. Какой процесс возникает вследствие роста цен на ресурсы, которые используются при производстве товаров и услуг потребительского значения?

1) инфляция спроса;

2) инфляция издержек;

3) денежный оборот;

4) кредитная политика.

2. В стране Х товары и услуги в течение месяца подорожали на 15%, причём их качество не изменилось. Какое экономическое явление проявилось в стране Х?

1) спрос;

2) предложение;

3) дефицит;

4) инфляция.

3. Задача. Трудовые пенсии россиян с 1 – го февраля 2014 года выросли на 6,5%. После повышения средний размер трудовой пенсии составил 11,4 тысяч рублей. Чему была равна в среднем трудовая пенсия до повышения? (10,7 тысяч руб.)

Рефлексивная деятельность. Учащимся раздаётся лист с вопросами о своей деятельности. Как я усвоил материал?

- получил прочные знания (9 – 10 баллов);

- усвоил учебный материал частично (7 – 8 баллов); мало что понял, надо поработать ещё (4 – 6 баллов).

Выставляются оценки ученикам за активную работу на уроке.

Литература.

1.В.Г.Зарубин, В.В.Барабанов и др., “Обществознание” (Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ 8 – 11 кл.), изд-во “Легион”, Ростов-на-Дону.

2.А.И.Кравченко “Обществознание”, 8 кл.,часть 1-2, изд-во “Русское слово”, Москва.

3. “Экономика для всех” - популярный словарь, под редакцией О.В.Амуржуева.

4.А.И.Салов “Экономика” - пособие для сдачи экзамена, “Юрайт”, Москва.

5.М.А.Абрамова, Л.С.Александрова “Экономика” (экономическая теория, вопросы и ответы), “Юриспруденция”, Москва.

6.Интернет-ресурсы.

21.12.2014