Программа психологического сопровождения подростков «Мы вместе»

Разделы: Школьная психологическая служба


1. Содержание программы.

Программа сопровождения для учащихся 7-11 классов “Мы вместе” разработана на основе программ:

  • Микляевой А.В. “Уроки психологии” (7 класс)
  • Анн Л.Ф. “Психологическое сопровождение подростков” (8-9 классы)
  • Александровской Э.М. “Программа психологического сопровождения подростков” (10-11 классы)

Пояснительная записка

Цель программы психологическая и педагогическая помощь учащимся в период взросления и адаптации в социуме. Помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. Наиболее полно и успешно реализовать себя в поведении и – деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.

Задачи:

  • психологическое просвещение учащихся;
  • изучение личностных особенностей старшеклассников;
  • выявление социальных и педагогических проблем у участников программы;
  • проведение профилактических и коррекционных мероприятий.

2. Основные принципы Программы:

  • превентивность: овладение необходимыми знаниями, помогающими избежать ошибок в своей жизни (знание социальной психологии, конфликтологии, коммуникативные умения (снятие стрессовых состояний, саморегуляция)). Одним из результатов реализации этого принципа может быть формирование способности руководить своими поступками в соответствии с намеченными целями;
  • креативность характеризуется созданием новых ценностей. Умение по иному посмотреть на привычное, умение возразить самому себе – это атрибуты творческого отношения к жизни.
  • контекстность: в контексте решения разнообразных проблемных ситуаций учащийся “примеряет” по отношению к себе различные стили общения и разрешения анализируемых жизненных затруднений. В этом формате создаются основы для становления гибких форм в конфликтных ситуациях, лучшего понимания себя и собственных проблем;
  • полезность формирование знаний и умений, актуальных для практического понимания учащимися других людей, самого себя, для самовоспитания, самоуправления учебной деятельностью и самоопределения в целом.

Программа “Мы вместе” структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учетом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазвитии личности.

Программа включает VI этапов:

I этап: Предварительный

 Цель этапа: Запрос администрации на работу со школьниками (формулирование ее целей и задач с точки зрения администрации). Встреча с педагогами (получение информации о подростках). Встреча с родителями.

II этап: Диагностический (входящая диагностика)

Цель этапа психолого-педагогическая диагностика личности подростка с целью выявления трудностей в обучении и развитии.

Используемые методики:

Название методики Цель исследования Источник
Шкала тревожности Кондаша Определение уровня школьной, самооценочной, межличностной тревожности Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога - М., 1999
Определение уровня тревожности Филлипса Изучение уровня и характера тревожности связанной со школой Микляева А.В.Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.-СПб.:Речь,2006
Тест агрессивности Басса-Дарки, Определение степени физической агрессии и враждебности Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога - М., 1999
Тест акцентуаций Шмишека Выявление акцентуаций характера Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков -М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2006
Определение самооценки Выявление уровня самооценки Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога - М., 1999
Тест на выявление эмпатии Изучение эмпатии у подростка Т.Н.Гущина Я и мои ценности. Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников-АРКТИ,2008
Тест Кеттелла, Диагностика характерологических особенностей подростка Немов Р.С. Практическая психология - М., 1998
Тест Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина Изучение реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Сборник психологических тестов/ сост. Миронова Е.Е. Минск 2005
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Изучение уровня познавательной активности. Тревожности, гнева, как актуальных состояний и как свойств личности “Школьный психолог” №8. 2004

III этап: Коррекционно-развивающий(сам тренинг)

Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самопознание.

Цель этапа:

  • Активизация процесса самопознания, повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
  • Повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.

IV этап: Диагностический.(выходящая диагностика)

Цель этапа: анализ результативности программы с помощью психодиагностических методик. Смысл данного этапа заключается в отслеживании эффективности тренинговой работы, особенно изменений тех аспектов личности подростка, акцент на которые делался в ходе тренинга (осознание себя, рефлексия, самоотношение, личностные особенности и т.д.).

Результаты второго диагностического среза сравниваются с результатами первого и обсуждаются с классными руководителями и родителями учащихся.

V Консультационный этап

Цель этапа: Данный этап предполагает оказание методической и консультативной помощи родителям и педагогам.

Консультативная работа проводится параллельно с диагностическим и тренинговым этапами, а также по их завершении.

Программа предусматривает консультирование трех категорий лиц по их запросу: 1) подростки - участники тренинговых занятий; 2)родители подростков, включенных в коррекционную работу; 3) педагоги, работающие в школе.

Индивидуальная работа с родителями включает их эмоциональную поддержку, помощь в коррекции стиля семейного воспитания, активацию на позитивное вмешательство в жизнь детей, рекомендации по проблемам обучения и вопросам профессионального самоопределения подростков.

Индивидуальное консультирование педагогов направлено на совместный поиск подхода к решению проблем взаимоотношений между учителями и подростками.

VI Организационно-методический этап:

  • Составление тематического планирования программы;
  • Анализ результативности программы;
  • Анализ научной и практической литературы для подбора методик;
  • Посещение совещаний, методических объединений;
  • Подготовка бланков, наглядного материала.

Категория участников: учащиеся 7-11 классов

Формы обучения: тестирование, анкетирование, беседы, практические занятия, тренинговые формы, игры, консультирование.

Программа осуществляется на основе тематического планирования.

Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.

В ходе работы используются игровые методы, методы групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов.

Занятия проводятся в течение учебного года один раз в неделю по 45 минут.

Структура занятий

Каждое занятие состоит из четырех частей: начало, разогрев, основной этап, рефлексивный круг.

На начальном этапе создается атмосфера занятия. Каждый участник имеет возможность поделиться теми чувствами и настроениями, с которыми он пришел на занятие, воспоминаниями и размышлениями, оставшимися от прошлых занятий. Это помогает принять свои чувства и включиться в новую работу. На этом же этапе ведущий может использовать различные ритуалы начала занятия.

Стадия разогрева включает в себя упражнения-энергизаторы, которые поднимают настроение и энергетику в группе, способствуют сплочению, объединению подростков, включению их в совместную деятельность. На этой стадии ведущий также предлагает упражнения, мотивирующие проживание, изучение темы занятия.

Основной этап предполагает использование самых разных форм активности, проведение 1 - 2 продолжительных упражнений, раскрывающих тему занятия.

На этапе рефлексии участники могут выразить накопившееся напряжение. С помощью разных вопросов ведущего подростки осознают опыт, полученный в ходе занятия:

  • Что больше всего запомнилось?
  • Какие чувства вы испытываете в конце занятия?
  • Что из обсуждавшегося стоит запомнить/может пригодиться в жизни?
  • Что было важным/неприятным/обидным/трудным?

Особенности работы с подростками в рамках программы “Мы вместе”

1. Для меня важно иметь ясное представление о подростках, стараться понять их мир. Принимать их такими, какие они есть.

2. Необходимо осознавать свои границы как взрослого. Можно оказать определенное влияние на поведение подростка, но оно никогда не абсолютно. По мере взросления детей авторитарная власть и дисциплина должны уступить место чему-то новому: заботе и поддержке, любви и терпимости с соблюдением определенной дистанции.

3. Учусь доверять молодежи и их способности выживать в современном мире. Нередко они оказываются намного более приспособленными к жизни, чем это представляется взрослым. Слишком часто взрослые берут подростков в плен своих собственных страхов о мире. Они обращаются с ними как с хрупкими, несмышлеными существами, способными навредить себе своими действиями. В своем желании защитить молодежь они воздвигают ограничения, которые приносят больше вреда, чем пользы.

4. Объясняю, что именно я жду от подростков. Объяснения должны быть понятны им так же, как и мои побудительные мотивы. Подросткам надо знать, какие последствия их ждут, если они решат не соблюдать эти правила. Важно дать возможность высказаться им самим, узнать, что они думают по поводу установленных правил и последствий их нарушений.

5. Стараюсь быть честной в отношении своих чувств, потребностей и ограничений. Они прекрасно чувствуют, когда взрослые избегают каких-то тем или не говорят правды. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые признают.

6. Действуйте разумно относительно различных "экспериментирований" подростков. Ваше спокойствие и понимание может свести проблему к минимуму. Откровенно поговорите с молодыми людьми о том, что вы чувствуете в ситуации, когда они ведут себя рискованно. Избегаю высказывать свое осуждение, помогаю осознать, как употребление алкоголя, наркотиков и другие ситуации риска могут сказаться на их жизни.

Для успешного ведения детских и подростковых тренинговых групп важны следующие элементы профессионального знания и поведения:

  • Умение войти в мир подростка, не нарушая границ личности (своей и подростка).
  • Умение создать безопасную и поддерживающую атмосферу
  • Помнить и уважать себя в подростковом возрасте, так как это знание помогает установить контакт с подростками и быть рядом с ними.
  • Знать о подростковых стилях взаимодействия.
  • Уметь получать удовольствие от работы с подростками и веселиться вместе с ними.

Ожидаемые результаты:

  • У подростков сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством отклоняющегося поведения;
  • Сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций;
  • Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению;
  • Снизится уровня тревожности, агрессии;
  • Выработаются навыки бесконфликтного общения.

Приложение.

Литература.

1.Александровская Э.М., Кокуркина Н.И. Психологическое сопровождение подростков в школе: Метод, рекомендации по организации групповой работы. - М., 2000.

2.Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками СПб.,2007.

3.Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М., 1991.

4.Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. - М., 1993.

5.Гущина Т.Н. Я и мои ценности. Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников-АРКТИ,2008.

6.Иванов Н.Я., Личко А.Е. Диагностика характера подростков. - М., 1994.

7.Марковская И. Ф. Задержка психического развития. - М., 1993.

8.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - М., 1997.

9.Микляева А.В.Я – подросток. Программа уроков психологии. - СПб.,2006.

10. Микляева А.В.Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.:Речь,2006.

11.Немов Р.С. Практическая психология - М., 1998.