Досуг «Осенняя ярмарка»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: закрепление знаний об осени и осенних явлениях, приобщение детей к русскому народному творчеству.

Задачи:

  • обогащать знания детей об осенних явлениях через различные формы русского народного творчества;
  • совершенствовать развитие творческих способностей средствами русского фольклора;
  • развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные игры;
  • воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость.

Предварительная работа: беседы об осени, о русских народных традициях, слушание русских народных песен, разучивание народных игр, элементов русской пляски, стихов, песен, их обыгрывание.

Интеграция: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Участники:

  • дети подготовительной группы (Медведь, Коробейники),
  • воспитатели (Ведущий, Осень, Петрушка).

Декорации: зал оформлен в русском народном стиле.

Место проведения: музыкальный зал.

Материалы и оборудование: русские народные костюмы, музыкальные инструменты (трещотки, ложки деревянные, колокольчики, бубны, погремушки), шапочка Медведя, короб, шапочка Гриба - волнушки, самовар с баранками, музыкальный центр, диски с музыкальными композициями, столы, скатерти, платочки, картошка, обруч, ведро, угощение.

Вед. Проходите, гости дорогие! Товар готов! Ярмарка ждет вас!

Под музыку свободно входят остальные дети.

1 ребёнок:

Волшебница Осень
К нам в гости пришла.
Чудесные краски она принесла.
Лишь только взмахнула
Невидимой кистью,
И вмиг разноцветными
Стали все листья!

2 ребёнок:

Вмиг заворожила взоры
Огневой своей листвой,
Колоском, созревшим в поле,
Пожелтевшею травой

3 ребёнок:

Одарила гостья - Осень,
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов.

4 ребёнок:

Так давайте славить Осень
Песней пляской и игрой,
Будут радостными встречи
Осень, это праздник твой.

Вед. А вот и Осень к нам пожаловала. Здравствуй, Осень, милости просим!

Осень.

Я - Осень золотая,
В гости к Вам пришла
И корзинке разноцветной принесла дожди
Буду часто дождиком землю поливать,
Золотом дорожки я стану укрывать
Пролечу жар – птицею – я ль не хороша?
И пройду царицею, листьями шурша.

Вед.

В платье пестро-золотом Осень к нам явилась в зал.
Как прекрасная царица, открывает праздник нам.

А с чем же к нам пожаловала Осень? Давайте, ребята, у Осени спросим.

Хороводная игра “Осень – гостья дорогая”

Ребёнок:

Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла
У тебя мы, осень, спросим:
“Что в подарок принесла?”

Осень: Принесла я вам муки.

Дети: Значит будут пироги!

Осень: Принесла вам гречки.

Дети: Каша будет в печке!

Осень: Принесла вам овощей.

Дети: И для супа, и для щей!

Осень: Рады ли вы грушам?

Дети: Мы их впрок насушим!

Осень: А уж яблочки, что мёд.

Дети: На варенье и компот!

Осень: Принесла и меду.

Дети: Полную колоду!

Ребёнок:

Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба припасла.
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?

Осень: Дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо!

Осень:

Всё кругом я нарядила,
Тёмный лес озолотила!
Стало в нём светло, как днём,
Листья там горят огнём!

Вед. Осень, да наши ребята любят бегать под дождиком, но только с зонтиком, поиграй с нами.

Игра “Дождик” (логоритмика)

В октябре закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап.
(Ритмично щелкаем пальцами рук)
И по лужам ты идешь.
Так-так-так-так.
(Ритмично притопываем)
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш.
(Ритмично потираем ладонь о ладонь)
Спрятал кудри под травой.
Тш-тш-тш-тш.
(Ритмично потираем ладонями о колени)
Дождь сильнее застучал.
Тук-тук-тук-тук.
(Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой)
Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.
(Хлопаем в ладоши)

Вед. (обращает внимание на ярмарочные лавки). Осень, а богатая у нас ярмарка?

Осень. Сколько товара разного! Вот и выращенный урожай, и выпечка!

Вед. А вот, Осень, и самовар с баранками, без них на Руси не обходилась ни одна ярмарка, вот послушай, какую игру знают наши дети про баранки, калачи

Игра “Бай-качи, качи”

“Дети становятся в три круга. Двигаются подскоками по кругу и при этом произносят слова:

Бай-качи-качи-качи!
Глянь - баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
Все румяны, горячи,
Прилетели тут грачи
Утащили калачи,
Нам осталися бараночки.

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На “Найди свой калач!” возвращаются в круг. При повторении игры могут меняться местами в кругах.

Вед. А еще ни одна ярмарка не обходилась без Петрушки, а где же наш Петрушка?

Петрушка (выглядывает из-за ширмы то с одной стороны, то с другой: “Хи-хи-хи, ха-ха-ха”).

Здравствуйте, а вот и я, меня узнали вы, друзья?
Я веселый, озорной, я – Петрушка заводной!

Осень. Здравствуй, Петрушка – хозяин ярмарки, гляди-ка сколько детей на ярмарке собралось, все тебя ждут!

Петрушка. Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте, парнишки, славные девчушки, быстроглазые вострушки! Я пришел Вас с праздником поздравить да посмотреть, что у вас в этом году есть интересного на ярмарке.

Вед. Посмотри, Петрушка, какой урожай нам Осень принесла: здесь и фрукты, и овощи, и грибы, и мед – чего только нет!

Осень. Петрушка, а ты с чем к нам на ярмарку пришел?

Петрушка. А я пришел не с пустыми руками, а с загадками, слушайте:

Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь. (Репа.)

Ни окон, ни дверей –
Полна горница людей. (Огурец.)

33 одежки, и все без застежки,
Кто их раздевает, тот слезы проливает (лук)

Сто одежек, и все без застежек (капуста)

На грядках кустиком цветёт
А клубнями в земле растёт
Мы копаем по немножку,
Собираем что? (картошку)

Осень. Ребята, а вы картошку-то помогали мамам и папам собирать? (Да.) Вот мы сейчас в этом и убедимся, Петрушка.

Аттракцион “Собери картошку”

Под музыку входит Медведь с коробом за плечами (ребенок).

Вед. Посмотрите, Медведь забрел к нам из леса. Медведь, ты к нам как забрел? ты нас напугал.

Медведь. Я к вам на ярмарку пришел, свой товар принес.

Вед. Ну-ка, Медведюшка, какой у тебя товар?.. да это же мед, давай его поставим на стол (ставит).

Осень. А что у тебя в коробе?

Медведь. Отгадайте. Стоит Антошка на одной ножке (гриб)

Осень снимает короб, достает грибы, Медведь садится на стул.

Игра “Гриб волнушка”

Дети, взявшись за руки, стоят в кругу. В центре круга на корточках сидит ребёнок - “волнушка”. Заранее выбирается девочка-солистка.

На лесной опушке, где жила кукушка -
Вырос гриб-волнушка - шляпка на макушке -
Дождик шёл, дождик шёл, -
Вышел на опушку,
Наклонился и нашёл -
Круглую волнушку. -
Мокнет у волнушки шляпка на макушке. -
Солнце шло, солнце шло, -
Вышло на опушку,
Пригляделось и нашло -
Мокрую волнушку. -
Сохнет у волнушки -
Шляпка на макушке.
Наша Даша в лес пошла, -
Наша Даша гриб нашла.
Вот и нет волнушки -
На лесной опушке.
дети идут по кругу хороводом
ребёнок-волнушка медленно поднимается (растёт)
дети и “волнушка”
встряхивают кистями рук
наклоняются вперёд
показывают на волнушку”

кладут руки на макушку и качают головой
постепенно поднимают

руки, вращая кистями
наклоняются вперёд
показывают на волнушку”
руки на поясе,
качают головой
дети хлопают в ладоши
девочка обходит “волнушку”
девочка и “волнушка”
берутся за руки и кружатся

Петрушка. Ох, какие ребята ловкие да быстрые. А вот и Иванушка к нам в гости пожаловал, где ты был, Иванушка?

Игра “Где был, Иванушка?”

Инсценировка русской народной песни “Где был, Иванушка?”

Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.
Курочка по сеничкам (Дети показывают, как курочка клюет)
Зернышки клюет,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Уточка по лужице (Дети показывают, как уточка плывет)
Взад — вперед плывет.
Иванушка в горенке
Песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Ослика.
Ослик на лужайке (Дети показывают, как ослик щиплет травку)
Травушку жует,
Иванушка в горенке
Песенки поет.

(Выходит и заводит хоровод.)

Иванушка пляшет под русскую народную мелодию “Калинка”.

Под музыку входит Коробейник.

Коробейник.

Пришел я с ложками, свистульками да гармошками.
Подходи, честной народ,
Стоит дядька у ворот, подешевле отдает!

Ребенок. А почем товар?

Коробейник.

Да задаром отдам!
Становитесь в ряд, выбирайте подряд:
Дудки, хлопушки, бубны, погремушки!

Оркестр

Коробейник.

Тары-бары-растабары, есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад, разбирайте нарасхват!
Выбирай, не торопись, а купивши – не хвались.
Вот платочки хороши, кто с ними спляшет от души?

Вед.

Эй, ребята, выходите, да платочки вы берите,
С ними весело спляшите, всех гостей повеселите!

Танец с платочками

Осень

Веселье не кончается, веселье продолжается.
И плясуны стараются, и гости улыбаются.
За такой веселый пляс награжу я вас сейчас.

Чудо-яблоки для вас
Принесла из сада
Угощаю всех я вас,
Кушайте, ребята! (Угощение)

ЛИТЕРАТУРА.

  1. И.Н. Головачева “Народные игры”. “Музыкальная палитра”.
  2. ООО Редакция журнала “Музыкальная палитра”. 4/ 2006.
  3. Н.А. Минулина “Покровская ярмарка”. “Музыкальный руководитель” 5/ 2006. ООО Издательский дом “Воспитание дошкольника”.
  4. М.А.Давыдова “Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников”. Москва “Вако” 2007.
  5. А.В.Орлова “Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду”. Владимир 1995.
  6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009 г. – 208 с.