Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи по теме “Автоматизация звуков “Ш”, “Ж” в словах и предложениях на лексическом материале “Весна”

Разделы: Логопедия


Цель: Автоматизация звуков “Ш”, “Ж” в словах и предложениях.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • корригировать произношение звуков “Ш”, “Ж” в словах и предложениях;
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • корригировать речевое дыхание;
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности);
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • развивать внимание, память, логическое мышление.

образовательные:

  • уточнить и расширить словарный запас по теме “Весна”;
  • учить детей анализировать звуки “Ш”, “Ж” в сравнительном плане;
  • формировать навыки звукового анализа и синтеза.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • чередовать статические и динамические задания;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование: картинки для индивидуальной гимнастики; индивидуальные зеркала; предметные картинки с изображением проталин, луж, ручейков, цветущих деревьев, яркого солнышка, майских жуков, змеи; сюжетные картинки по теме “Весна”.

Ход занятия

Этапы и виды работы на этапе Деятельность педагога Деятельность ребенка Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
I. Оргмомент.

Традиционный.

    Организовать ребенка.

Настроить ребенка на занятие.

Способствовать

созданию благоприятного психологического климата.

II.1

Проверка домашнего задания.

Педагог проверяет домашнее задание по теме “Автоматизация звука Ш в конце слова”. Просит ребенка произнести слова со звуком Ш в конце слова. За правильные слова логопед ставит в тетрадь наклейку. Ребенок произносит слова. Выяснить, насколько скорригировано произношение звука Ш в позиции на конце слова.
II.2

Актуализация знаний.

Д/и “Отгадай время года”

“Отгадай, кто это” (звуковая запись “жук”, “змея”)

Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и отгадать, что их объединяет, какое время года.

Педагог включает запись и предлагает ребенку отгадать, кто это.

Ребенок отгадывает время года на картинках, слушает звуки и определяет, кто их издает. Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию. Актуализировать знания по теме занятия.
II.3

Изучение нового материала.

Сообщение темы занятия.

Педагог сообщает ребенку, что сегодня на занятии он и ребенок будут сравнивать два звука, правильно их произносить.

Логопед выясняет у ребенка основные признаки весны, уточняет значения слов “проталина”, “капель”.

Предлагает ребенку сдуть с сосульки “капельки”, контролируя правильность выдоха.

Ребенок вспоминает, как правильно произносятся звуки Ш, Ж.

 

 

Ребенок называет основные приметы весны.

Определить уровень осведомленности ребенка о правильном произношении звуков Ш, Ж.

Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Формировать правильный выдох.

Дыхательное упражнение “Капель”   Ребенок выполняет упражнение.  
II.4. Закрепление изученного материала.

Д/и “Змея и жук”.

Логопед рассказывает историю о змее и жуке. Ребенок, услышав слово “змея” шипит, а при слове “жук” - жужжит. Учить анализировать звуки Ш, Ж.
Пальчиковая гимнастика “Жук”. Логопед предлагает ребенку выполнить упражнение пальчиковой гимнастики. Ребенок выполняет упражнение. Развивать мелкую моторику.
Динамическая пауза “Краски весны”. Логопед предлагает ребенку выполнить движения по тексту стихотворения. Ребенок выполняет упражнение вместе с педагогом. Развивать умение согласовывать речь с движением.
Д/и “Поймай звук”. Логопед просит ребенка поднять правую руку, если услышит звук Ж, и левую – если Ш. Ребенок поднимает правую руку на звук Ш, левую – на звук Ж. Учить выделять звуки Ш, Ж.
Д/и “без чего не может быть весны”. Педагог предлагает ребенку сказать, без чего не может быть весны, используя предметные картинки. Ребенок рассказывает, без чего не может быть весны. Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.
Игра “Закончи слово”. Педагог предлагает ребенку закончит слово нужным слогом –ша, или –жа. Ребенок договаривает слова. Развивать умения различать звуки Ш, Ж в словах, формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Зрительная гимнастика “Капельки”. Логопед просит ребенка проследить взглядом за указкой- “капают капли”. Ребенок следит за указкой логопеда, описывая взглядом разные фигуры. Соблюдать режим охраняя зрения.
II.5. Контроль знаний и умений.

Повторение предложений с четким произношением звуков Ш, Ж.

Логопед просит ребенка повторить за ним предложения, четко проговаривая звуки Ш, Ж. Ребенок повторяет за логопедом предложения, четко проговаривая звуки Ш, Ж. Проверить навык сформированности правильного произношения звуков Ш, Ж.
III.1. Итог занятия.

 

Оценка деятельности ребенка.

Педагог предлагает ребенку вспомнить, о чем говорили на занятии, какие звуки сравнивали.

Педагог оценивает работу ребенка.

Ребенок называет звуки, уточняет правильную артикуляцию звуков. Обобщить тему занятия. Развивать память.
III.2. Домашнее задание. Педагог предлагает ребенку домашнее задание по пройденной теме. Ребенок получает домашнее задание. Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.