Урок математики во 2-м классе по теме «Плоские и объёмные фигуры»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: познакомить детей с объёмными телами и их принципиальным отличием от плоских фигур, на уровне ощущений.

Задачи:

  • Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, грамотную математическую речь, интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
  • Образовательные: обобщить знание детей о плоских фигурах; ввести название объемных фигур (куб, цилиндр, конус, шар, параллелепипед, пирамида); классифицировать предметы по группам и обобщать.
  • Воспитательные: воспитать любовь и интерес к предмету, прививание аккуратности.
  • Здоровьесберегающие: предупреждать утомление и переутомление учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, набор пластмассовых моделей объёмных тел, карточки с изображением фигур, дидактический материал, пластилин, клей, 3D очки, планшетки и маркеры.

Ход урока

Организационный момент

Доброе утро, ребята. Рада приветствовать вас.

Доброе утро!
Радужного дня!
Пусть осени печаль не коснётся тебя!

В окно светит яркое солнышко, как будто своими лучиками пытается согреть нас в этот осенний денек, пожелать добра и удачи нам сегодня на уроке.

Давайте и мы сейчас пожелаем с вами добра друг другу и улыбнёмся.

1. Этап актуализации знаний.

- Ребята у нас сегодня необычный урок – урок-путешествие. А так как урок необычный, то и учебник тоже будет не обычный. (Приложение 1)

Отгадайте, на чем мы будем путешествовать:

Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь... (Паровоз )

- А на каком паровозе вы сейчас догадаетесь!

Смотрим фрагмент мультфильма.

- На каком Паровозике мы будем путешествовать? (на Паровозике из Ромашково).

В страну интересную, очень чудесную
Путь мы с вами совершим.
Много здесь жильцов различных
Уважаемых, приличных.
И поверьте мне, друзья,
Нам без них никак нельзя.

- А какие жители живут в этой стране мы узнаем отгадав загадки. Я читаю загадку, а ответить вы можете хором. Но затем кто-то обязательно прокомментирует наш ответ.

1.

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины
Вам его представить рад,
А зовут его ... (квадрат)

- Почему вы сказали квадрат? О каких признаков квадрата говориться в загадке?

- Переверните листок в путеводителе. Что видите? (конверт)

- откройте его и найдите там квадрат, положите перед собой

- ... Найди квадраты у меня на столе и прикрепи на доску.

- Следующая загадка

2.

Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего
У нас всего по три.
Три стороны и три угла,
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим. (треугольник)

- Какие признаки треугольника вы услышали в загадке?

- Найдите в своих конвертах треугольник, положите перед собой

- ... Найди треугольник у меня на столе и прикрепи на доску.

- Молодец!

Следующая загадка

3.

Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (круг)

- ... Найди круги у меня на столе и прикрепи на доску.

- Ищем в конверте нужную фигуру. Сколько кругов в конверте?

4. И последняя загадка.

Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
(прямоугольник)

- Давайте вспомним по каким трём основным признакам мы можем разложить все предметы на группы? (по цвету, размеру и форме)

- .... Разбей по цвету / по форме / по размеру.

- Молодец, Вот тебе билет на наш паровоз!

- Замечательно! Отложите фигуры на край парты.

- Билеты есть у всех? Тогда проверьте свои спинки, головка высоко. Тогда в путь. Какие звуки издает паровоз? Движения? Приготовились! Поехали!

- Какая-то станция за окном... Смекалкино... Жители этой станции очень любят решать занимательные задачи. Давайте и мы решим несколько задач.

Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать? (4)

У куклы 5 нарядных платьев,
Какое нынче надевать ей?
Есть у меня цветная шерсть –
Свяжу, и платьев будет... (6)

В класс вошла Маринка,
А за ней – Аринка.
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят? (3)

Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два + пять? (7)

2. Введение новых знаний

Отлично, можем двигаться дальше. Поезд поехал.

Пребываем к станции “Знайкино”

- Посмотрите, ребята, на этой станции живут разные фигуры. С некоторыми из них вы уже знакомы. Они у вас лежат на краю парты. Давайте из этих фигур попробуем сложить паровоз, на котором мы путешествуем.

- У вас на парте лежит шаблон, на который вы должны приклеить ваши фигуры. А всех ли фигур хватает? Один шаблон, одной фигуры не хватает... Что же делать? (работать парами)

- А теперь испытаем наши фигуры. Аккуратно, но сильно прижмите лист ладошками с наклеенной фигурой.

- Изменился ли вид фигуры?

- А теперь положите перед собой доску для пластилина и кусочек пластилина. И вылепите одну из фигур (шар, куб, цилиндр)

- Попробуйте сплющить вашу фигуру не изменив ёё? (не получается)

- Это подтверждение того, что фигуры разные.

Вывод: фигуры, вырезанные из бумаги, плоские, а фигуры, вылепленные из пластилина, имеют объем. Они называются объемные фигуры.

- Как же называются фигуры, которые мы уже знаем и которые помещаются на листе бумаги? (Плоские).

Рассматриваем плакат “Плоские фигуры”.

- Итак плоские фигуры вы хорошо знаете давайте теперь попробуем назвать объёмные фигуры. Некоторые названия легко запомнить так как они похожи на что-то.

Рассматриваем плакат “Объёмные фигуры”, читаем названия фигур.

3. Первичное закрепление материала

- Давайте попробуем догадаться какие объемные фигуры спрятались в окружающих нас предметах: коробка, Кубик, Стакан, Пирамидка, Луна

- А как вы думаете можем ли мы изобразить Луну на листе бумаге? А какая фигура нам для этого понадобиться. (круг) Ребята обратите внимание на то, как по разному изображены плоские и объемные фигуры. Объёмные фигуры изображены с помощью светотени, иначе невозможно показать что они возвышаются над листом бумаги.

Но, оказывается, современные технологии шагнули так далеко что достаточно одеть специальные очки, и предметы, изображённые на листе кажутся объемными (Учащиеся смотрят специальные картинки в 3D очках)

- Глазки немного устали... Давайте сделаем физкультминутку для глаз.

Не крутя головы, только глазками наблюдаем за солнышком.

Физкультминутка для глаз.

4. Обобщение и систематизация знаний.

- Ну а перед тем как отправиться на следующую станцию, давайте проверим с пользой ли мы побывали на станции Знайкино.

- На какие группы можно разбить фигуры. (объемные плоские)

- Обведи на доске в одну группу объемные плоские фигуры. Назови их.

- Подберите нужные предметы в каждую строку в таблице.

- Стрелочкой покажи какие предметы ты добавишь в таблицу.

Закрепление изученного

- Молодцы едем дальше. Впереди Станция “Задачкино”.

Но чтобы выйти на этой станции и размяться нам необходимо потренироваться в решении задач

- Послушайте задачу.

На рисунке есть прямоугольник, куб, круг, треугольник, квадрат, параллелепипед и цилиндр. На сколько объёмных фигур на рисунке меньше, чем плоских?

- О каких фигурах говорится в задаче? (ученик подходит к доске, выбирает нужную фигуру и вывешивает на доску.)

- На какие две группы можно разделить фигуры? (плоские и объёмные)

- Разделим фигуры по группам.

- Сколько плоских фигур?

- Сколько объёмных?

- О чем нас спрашивают в этой задаче?

- Как запишем решение?

- Положили перед собой планшетки. Взяли маркеры.

-... записываем решение 4-3=1 (Ф.)

- И запишем ответ. Какой ответ? (ответ: на 1 фигуру меньше)

- Молодцы! Сразу видно, что вы умеете решать задачи!

- Ну теперь мы можем выйти на станции и размяться! И сделать гимнастику для рук.

Гимнастика для рук:

- Едем долго спать хочется...
Наши пальчики уснули,
В кулачок они свернулись:
Один, два, три, четыре, пять
Захотели поиграть!
Разбудили дом соседей,
Там проснулись 6 и 7,
8,9,10 – веселятся все!
Но пора обратно всем:
10,9,8,7 ... 6 калачиком свернулся,
5 зевнул и отвернулся
4,3,2,1 снова в домиках мы спим.

5. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Ну, а нам пора возвращаться обратно. А пока будем ехать, обсудим, что нового мы узнали на уроке, чему научились? (познакомились с понятиями плоские фигуры, объёмные фигуры; научились различать плоские и объёмные фигуры)

- Давайте вспомним какие задания мы сегодня выполняли пока путешествовали с Паровозиком.

- Какое задание вам показалось сложным?

- И вот мы вернулись домой. Пришло время прощаться. У вас в конверте остались 3 паровозика (красный, зелёный, жёлтый), перед выходом из класса прикрепите паровозик красного цвета, если вы считает что урок прошёл на оценку 5, зелёного – если на оценку 4, и жёлтого если на оценку 3.

- Спасибо за урок! Вы отлично поработали!