Решение воспитательных и развивающих задач на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Цели.

1. Объяснить, в чём заключается дар, талант общения, от чего зависит способность понимать людей, научить выражать своё доброе отношение к людям.

2. Обобщить и закрепить материал по теме: “Главные и второстепенные члены предложения” через опорный конспект, повторить словарные слова, виды грамматического разбора.

3. Развивать речь учащихся в устной и письменной форме; раскрывать творческий потенциал; формировать умение рефлексивного отношения учащегося к собственной деятельности в рамках учебного процесса.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Оформление.

1. Таблички с толкованием слов:

Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека” (С. Ожегов. Словарь русского языка).

Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, участие.

Альтруист – человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. Противоположность – эгоист.

2. “Советы Дейла Карнеги:

а) высказывайте своё одобрение людям;

б) улыбайтесь чаще;

в) придерживайтесь доброжелательного тона;

г) помните, что имя человека – самый сладостный для него звук”.

3. Эпиграф:

“Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, -
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…” (Ф.И. Тютчев)

4. Таблички “Правило 1”, “Правило 2” (Вл. Леви – психолог, врач, писатель).

5. Текст песни Б.Окуджавы “Пожелание друзьям” (раздаётся присутствующим в конце урока).

6. Открытки-сувениры для детей.

7. Сувениры, которые дети приготовили друг для друга.

8. Опорный конспект по теме “Главные и второстепенные члены предложения”.

9. Компьютер.

10. Раздаточный материал (текст для комплексного анализа – пословицы о важной роли слов в жизни человека; раздаточный материал; Опорный конспект).

Планируемые результаты:

предметные – учащиеся поймут, что такое культура речи, речевой этикет, искусство общения; научатся чётче видеть структуру предложения; выполнять все виды грамматического разбора; будут понимать, формулировать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; отвечать на вопросы и оценивать свои знания;

метапредметные:

регулятивные – действовать с учётом выделенных учителем ориентиров;

познавательные – овладеть логическими действиями сравнения, обобщения и систематизации знаний;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

личностные – развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание, мотивы учебной деятельности.

Вступительное слово учителя. Создание проблемной ситуации

Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок – беседа по культуре речи, но в то же время одним из этапов этого урока будет повторение и закрепление темы, которую мы только что изучили, “Главные и второстепенные члены предложения”.

Обратите внимание на необычную тему нашего урока: “ Искусство общения”. Посмотрите на эпиграф нашего урока, таблички с толкованием слов, советы Дейла Карнеги и попробуйте сами определить цель нашей беседы. (Ответы учащихся).

Итак, главная цель нашей беседы по культуре речи – понять, в чём заключается дар, талант, искусство общения, как сделать так, чтобы люди к тебе хорошо относились, а также цель нашего урока – закрепить только что изученный материал по теме “Главные и второстепенные члены предложения”.

Запишите число и тему нашего урока.

Беседа 1. Способность к сочувствию

1. Как вы понимаете, что такое искусство, дар общения? (Умение вести беседу, спорить). Я с этим согласна. Но не только это. Послушайте отрывок из романа Л.Н. Толстого “Война и мир” и попробуйте ответить на вопрос: о ком из героев можно сказать, что у него дар, талант общения? Почему?

2. Чтение отрывка из романа Л.Н. Толстого “Война и мир” (т.1, ч.1, гл.17) – читает наизусть учащийся.

“Вбежав в Сонину комнату и не найдя там своей подруги, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своём воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголёнными плечиками. Лицо Наташи, оживлённое, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза её остановились, потом содрогнулась её широкая шея, углы губ опустились.

- Соня! Что ты?.. Что, что с тобой? У-у-у!..

И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребёнок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала, Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и ещё больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга”.

Вопрос: Кто из героев здесь обладает даром общения? (Наташа)

Вывод: Дар общения – это не только владение речью. Это – прежде всего чуткое сердце, способность понимать другого человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость и горе. Всё это называется сочувствием, состраданием.

3. Можно научиться сочувствию, состраданию? Способны ли вы к сочувствию, мне об этом рассказали ваши мини-сочинения: “Самый несчастный день в моей жизни”.

Вывод: Для одних несчастный день тот, когда расставался с друзьями, когда получили первую в жизни двойку, когда построили шалаш, а какой-то мальчишка его сломал, а у кого-то вообще не было таких дней. Для других же, когда было плохо не им, а тому, кто рядом с ними: внезапное исчезновение любимого животного, болезнь и смерть близких людей. Те, кто писал об этом, способны на высокое чувство – сострадание.

Учитель просит некоторых детей прочитать отрывки из сочинений.

Беседа 2. Попробуем поучиться сочувствию

1. Можно ли научиться сочувствию? Да, можно. Может быть, вам помогут два правила.

Правило 1-е: Научись ставить себя на место другого, видеть глазами других.

(Вывешивается табличка с правилом 1)

Владимир Леви, известный психолог, определил искусство общения как искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того человека, с которым вы общаетесь. Попробуем это сделать. Но начнём не только с людей. Давайте напишем мини-сочинение на тему: “Аквариум глазами его хозяина, рыбок и хозяйского кота” (Выбор учащимися рисунков в зависимости от их желания временного перевоплощения и образование групп)

1.jpg (15049 bytes)

2. Написание мини-сочинения по группам (3 группы: 1 гр. “Хозяин аквариума”, 2 гр. “Рыбки в аквариуме”, 3 гр. “Хозяйский кот”: поставьте себя на место своих героев и опишите, какие мысли вас посетили).

Правило 2-е: В каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей.

3. Как можно выразить своё доброе отношение к человеку?

Поступком, жестом, мимикой – невербальные средства общения – и… словом! Словом можно ранить человека, а можно воскресить. Л.Н.Толстой писал: “Слово – дело великое. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти”.

Назовите, какие слова благодарности, приветствия вы знаете. Культура речи – это не только умение правильно говорить, но и умение правильно писать. Поэтому давайте запишем эти слова благодарности и приветствия.

4. Игра.

Давайте поиграем в следующую игру. Две команды. По одному человеку из каждой команды выходят к доске и записывают под диктовку эти волшебные слова и целые волшебные фразы.

БлАгодарю – спасибо.

ЗдраВствуйте – до свиданиЯ.

Будьте добры – пожалуйста.

ИзвИните – прОстите.

СожАлею - вИноват

Бог в помощЬ – приятного аппетита.

Желаю всего хорошего – счасТливо оставатЬся.

НЕ могли бы вы сказать – если вас НЕ затруднит это Сделать.

Не будЕте ли вы так добры – могу ли я обратитЬся к вам с проСьбой.

  • Объяснить выделенные буквы - орфограммы.
  • Запись тех слов в тетрадь, в которых были допущены ошибки.

Побеждает команда, которая допустила меньше всего ошибок.

5. Повторение по Опорному конспекту темы “Главные и второстепенные члены предложения” на воспитывающем материале.

Учитель передаёт свои функции ученику-“пилоту”, тот расправляет руки-крылья и поочередно касается крылом одноклассников, которые должны быстро и чётко ответить на его вопросы по пройденной теме. В случае ошибочных, неточных ответов “пилот” исправляет или дополняет их.

6. Комплексный анализ текста. (Проектируется текст на экран).

  • Прочтите предложения. Что они из себя представляют? (Пословицы).
  • Что такое пословицы? (Краткое мудрое изречение).
  • Что их объединяет? (Тема и основная мысль).
  • Какова тема? (О добрых словах).
  • Основная мысль? (О важной роли в жизни человека добрых слов).
  • Вставьте и объясните написание пропущенных букв (Проверка по цепочке).
  • В каких предложениях пропущены знаки препинания? Объясните их.
  • Спишите текст без ошибок.
  • Давайте выполним синтаксический разбор предложений (П/Ж №4 – 1 ученик у доски работает; П/Ж №1 – коллективный разбор по цепочке; П\Ж №2-3 – самостоятельный разбор).
  • Назовите краткое прилагательное. Укажите его непостоянные морфологические признаки.
  • В каком падеже стоит слово “камень”?
  • Выполните разбор по составу. (Проверка по цепочке “Растопишь” и 1 ученик на доске “Ласковым”).
  • Сколько букв и сколько звуков в слове “Языка” и почему?
  • Вывод по теме: чем может быть выражено подлежащее? Сказуемое?

С добрым словом и чёрная корка сдобой пахн…т.
Пустые слова … орехи без ядра.
Без языка1 и колокол нем3.
Ласковым2 словом ты и камень3 растопиш…2 .
Острое словечко кол...т сердечко.
Доброе слово … речи основа

  • Как эти пословицы связаны с темой нашего урока?

7. Обобщающие вопросы.

Давайте вернёмся к нашей теме по культуре речи. Итак, что же такое искусство общения? О каких двух правилах общения мы с вами говорили? (Искусство общения - это умение ставить себя на место другого человека, умение сочувствовать, сострадать, любить людей, видеть их достоинства).

8. Вручение сувениров.

Л.Н. Толстой сказал: “Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-нибудь ехать, то это едва ли милосердие”.

Давайте попробуем прямо сейчас сделать приятное друг другу. (Дети обмениваются сувенирами, сделанными своими руками. Вручение сопровождается добрыми словами).

Учитель в свою очередь тоже дарит детям подарки: открытки-сувениры с материалом урока <Приложение 1>

9. Рефлексия. Объяснение домашнего задания (оно записано на открытках-сувенирах).

Написать небольшое сочинение на тему: “Какие чувства я испытал, посвятив один день другому человеку”. Для этого посвятите один день другому человеку. Не ждите ни благодарности, ни похвал. Действуйте незаметно, чтобы никто не догадался о вашем эксперименте.

Заключительное слово учителя. Исполнение песни б.окуджавы “пожелание друзьям” (давайте восклицать, друг другом восхищаться…”).

Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг.

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, -
И нам сочувствие даётся, -
Как нам даётся благодать, - так писал замечательный русский поэт Ф.И. Тютчев.

Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию и больше говорите друг другу приятных волшебных слов. Об этом и слова песни Б. Окуджавы “Пожелание друзьям”. (Текст песни раздаётся присутствующим). Давайте споём её все вместе. <Приложение 2>