Комикс как форма изучения содержания произведений художественной литературы

Разделы: Литература


Приоритетной задачей современного литературного образования в рамках ФГОС является формирование творческой, самостоятельно мыслящей личности, с развитым критическим мышлением, устойчивой к воздействию на сознание различных способов психологической манипуляции. Новые задачи образования предполагают и использование новых методов обучения. Одной из форм работы с текстом, отвечающей современным требованиям, является незаслуженно считающийся в современной педагогике маргинальным жанр комикса.

Сразу необходимо пояснить, что под комиксом в данном случае понимается не содержание, а форма: способ соединения визуальной и текстуальной информации с той или иной целью, чаще всего с целью облегчить ее усвоение. Комикс активно используется в учебниках иностранного языка и начальной школы. Однако его дидактический потенциал на данное время является все же недостаточно раскрытым. Причин тому существует несколько.

Во-первых, в нашей стране на восприятие комикса как жанра накладывает отпечаток советское прошлое, когда комиксы, как и все западное, оценивались отрицательно, считались безнравственными, бессодержательными и тлетворно влияющими на новое поколение, вещью сугубо развлекательной. Во-вторых, наше знакомство с комиксами в лучшем случае ограничивается творчеством Х. Бидструпа, то есть большинству известны лишь низкосортные, ущербные образцы данного жанра. Но отрицать комикс как часть культуры бессмысленно. Мы забываем о великой традиции русского лубка. А ведь это не нам нужно учиться у иностранцев создавать комиксы, это иностранные мастера изучают наши лубочные картины как образцы совершенства жанра. К сожалению, комикс часто встречается нам лишь в рекламе, где его наполняют пустым, легковесным содержанием. Педагогика же не использует дидактический материал комикса так активно, как это делается, например, в Японии. Комикс может заинтересовать даже того, кто совсем не любит читать. Очень важно помнить, что современная культура-это культура прежде всего визуальная. Переориентирование образования на визуальный ряд-процесс неизбежный, как бы педагоги к этому не относились. И использование комиксов не обедняет, а обогащает педагогический инструментарий учителя. Особенно это касается учителей литературы, поскольку искусство герменевтики как раз и заключается в умении переводить визуальный ряд в понятийный.

В данной работе представляю свою попытку использования комикса в качестве формы изучения содержания литературных произведений. Большинству русистов известна такая проблема, как ведение читательских дневников летом. Учащимся предлагается список произведений, которые они должны прочитать, а проверить качество усвоения хотя бы содержания произведения, не говоря уже о его смысле, достаточно тяжело. Исходя из того, что комикс является не только формой передачи информации, но и формой ее усвоения, я задала учащимся 8 класса на лето задание: нарисовать комиксы по произведениям “Горе от ума” А.С. Грибоедова, “Евгений Онегин” А.С. Пушкина, “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова, “Мертвые души” Н.В. Гоголя. Задание было ориентировано в первую очередь на проверку знаний событийной стороны произведений. Однако получив комиксы, я была приятно удивлена тем разнообразием художественных стилей и точек зрения на героев, которые были представлены учениками. Работы учащихся на практике доказали, что комикс может быть произведением сложным, многоплановым в смысловом отношении. Пусть художественное исполнение некоторых произведений “хромает”, однако среди работ встречаются и подлинные шедевры, не уступающие по глубине замысла и художественному мастерству работам лучших иллюстраторов классики. Думаю, и Александр Сергеевич Пушкин, который так любил рисовать на полях, и Михаил Юрьевич Лермонтов, который был прекрасным иллюстратором своих произведений, разделили бы мою оценку данного эксперимента как положительного. В приложении представлены самые типичные и самые яркие работы, хотя получилась их целая папка, познакомить абсолютно со всеми работами невозможно, да и не нужно. Любой учитель может попробовать использовать мой опыт в практике преподавания литературы и посмотреть на результат.

В заключение хочется еще раз обратить внимание на необходимость раскрытия дидактического потенциала комикса как формы работы с литературным произведением, поскольку в процессе его создания развиваются творческие (чувство композиции, стиля) и аналитические способности ребенка (умение видеть целое, суть предмета, явления или героя, связи между ними). Научившийся рисовать комикс ребенок не останется равнодушным читателем, он будет стремиться осмыслять прочитанное, увидеть главное, развивая тем самым свое воображение и совершенствуя умения анализировать и синтезировать.

Использованный источник:

http://gogr.narod.ru/coll/comics_edu.html

Приложение