Законы стихосложения. Трехсложные размеры стиха. 6–й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


ЦЕЛИ:

  • формирование знаний о стихотворных размерах, о роли трёхсложных размеров в стихотворном тексте;
  • развитие умения слышать ритм;
  • воспитание уважения к русскому языку.

ХОД УРОКА

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ

Слайд 1.

2. ПОВТОРЕНИЕ ДВУСТОПНЫХ РАЗМЕРОВ СТИХА

Слайд 2.

  • С какими двусложными размерами стиха мы знакомы?
  • Как различить эти размеры?
  • Как называется группа слогов, объединяемая ритмическим ударением?
  • Как определить сколько стоп в строке?
  • Что можно сказать об интонации хорея и ямба?

Хорей – плавный, протяжный, напевный. Поэты использовали данный стихотворный размер, чтобы придать своему произведению легкость, романтичность.

Ямб – деловой, энергичный. Яркой особенностью этого стихотворного размера является придание стихотворению определенного четкого ритма. Очень часто ямб использовали, чтобы произведение было бодрым, ясным. Ямбом писали торжественные оды.

Творчество какого поэта прочно связано с двусложными размерами стиха?

Слайд 3.

А.С. Пушкин писал преимущественно двусложными размерами, чаще всего четырёхстопным ямбом, но и хорей встречается часто.

Слайд 4.

Перед вами строки из произведения А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, с которым познакомимся в старших классах. Но почему же эти строки сегодня перед нами?

Давайте попробуем в этом уменье превзойти Евгения Онегина.

Приложение 1.

Положите перед собой Приложение 1.

Определите каким размером написаны эти строки.

Проверим. Прочитаем с ударением.

3. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА

Прочитайте статью учебника, расположенную на странице 242.

С какими трёхсложными размерами вы познакомились?

Слайд 5.

Если ударный первый слог – это дактиль.

Второй? Третий?

Обратимся к этимологии этих слов.

Слайд 6.

Что в переводе значит слово “дактиль”?

Палец состоит из трёх фаланг, где первая (основная) длиннее, а вторая (средняя) и третья (ногтевая) короче. Так и в стопе, записанной дактилем, первый слог длинный (ударный), второй и третий короткие.

Обратимся сразу к анапесту.

Слайд 7.

Воспользуйтесь переводом слова. Почему этот размер получил такое название?

Обратите внимание на ударение в этом слове.

Слайд 8.

Объясните имя третьего размера.

Слайд 9.

Повторим названия трёхсложных размеров.

А теперь поговорим об интонации. Пользуясь данными об интонации двусложных размеров стиха, попробуйте высказать предположения о трёхсложных размерах.

Анапест сходен с ямбом т.к. ритмически утверждает жизнелюбие. А дактиль, также как и хорей создаёт минорный лад. Но это не значит, что все весёлые, задорные стихи нужно писать анапестом и ямбом, эти тонкости мы будем изучать подробно на каждом стихотворении отдельно. Сейчас мы лишь говорим об общей тенденции.

У амфибрахия монотонно-раскачивающаяся интонация.

А.П. Сумароков (поэт, литератор, современник Ломоносова) находил, что амфибрахий – своеобразная  золотая середина. Поэт называл хорей и дактиль “нежными стопами”, ямб и анапест – “живоносными”. А вот про амфибрахий говорил, что это “нежности и живности смесь”.

Слайд 10.

Перед нами одно из редких обращений Пушкина к трёхсложной стопе.

Найдите эти строки в Приложении 1, для удобства слова уже разделены на слоги.

Обратите внимание, что слова разделены не для переноса, а на слоги (по закону восходящей звучности).

  • Выделите ударные слоги.
  • Проверим, проговорим, выделяя голосом.
  • Разделите на стопы.

Каким размером написано стихотворение “Узник”?

Амфибрахий – редкий для начала XIX века размер, который был в этот период в основном балладным, т.е. использовался для написания баллад.

Слайд 11.

Первым поэтом XIX века, который активно использовал трёхсложный размер стиха, стал Н.А. Некрасов.

Слайд 12.

Рассмотрите диаграммы.

Сколько процентов в творчестве Некрасова занимают произведения, написанные трёхсложными размерами?

Какой трёхсложный размер чаще использует поэт?

Трёхсложные размеры по интонации очень близки к человеческой речи, вероятно, поэтому они так полюбились Н.А. Некрасову. Трехсложный размер позволяет удачно передать простую народную речь широкими движениям стиха, в трёхсложный размер легко и свободно ложатся полногласные протяжные слова.

Слайды 13-14.

С каким произведением поэта мы познакомились в этом году?

Вспомним первые строки.

Запишите эти строки, разделяя их на слоги. Поставьте ударение. Обведите стопы. Определите размер.

Мы говорили, что дактиль – минор, а здесь такое жизнеутверждающее вступление. Почему же дактиль? Во-первых, мы прочли не только первую часть и понимаем, что здесь минор уместнее. Во-вторых, автор замечательно при помощи этого размера изображает перестук колес. Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та. Мы будто вместе с Ваней едем в этом же вагоне и являемся свидетелями разговора.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 15.

Для вас подготовлена распечатка с шестью строками из разных произведений Некрасова, но каждый из вас должен выбрать только три. Мальчики выберут строки с мужской рифмой, девочки с женской.

Приложение 2.

1. Определить размер стиха.

2. Подобрать из учебника или дополнительной литературы ещё одно стихотворение с трёхсложной стопой и тоже определить размер.

5. МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ РИФМА

Слайд 16.

Повторим, что такое мужская и женская рифма.

6. МНЕМОНИЧЕСКИЙ ПРИЁМ ЗАПОМИНАНИЯ ТРЁХСЛОЖНЫХ РАЗМЕРОВ

Слайд 17.

Воспользуйтесь переводом слова “мнемоника” и объясните, что такое мнемонический способ запоминания.

Запомнить в каком из трёх размеров ударным является первый, второй или третий слог нам поможет прекрасная ДАМА.

Слайд 18,19,20.

ДА – стоит на первом месте, значит, в дактиле первый слог ударный.

АМ – идёт вторым, следовательно, в амфибрахии второй слог ударный.

А – стоит на третьем месте, значит, оставшийся анапест имеет ударение на третьем слоге.

7. РЕЛАКСАЦИЯ

Немного отдохнём.

Слайд 21.

Людям, обладающим хорошим чувством ритма, не нужно записывать строки, делить их на слоги, выделять стопы, они слышат ритм на слух. Не все мы с вами обладаем хорошим чувством ритма, поэтому слова романса перед вами (Приложение 1). Но лучше попытайтесь услышать или почувствовать этот ритм. Каждый ударный слог певица очень хорошо выделяет голосом, он длиннее безударных.

Слайд 22.

Слайд 23.

Каким же размером написан романс?

8. ОТРАБОТКА НАВЫКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА СТИХА

Я предлагаю вам игру “Третий лишний”, где необходимо определить размер стиха. Одно из трёх стихотворений лишнее.

Для определения размера совсем необязательно записывать строку буквами, можно вместо каждого слога ставить чёрточку.

Первый тур игры пройдём совместно.

Слайд 24.

Перед вами три названия стихотворений. Вспомните первую строчку из каждого стиха.

  • А.С. Пушкин “Зимнее утро”.
  • А.С. Пушкин “Пущину”.
  • Ф.И. Тютчев “Листья”.

Мороз и солнце; день чудесный! ямб

Мой первый друг, мой друг бесценный! ямб

Пусть сосны и ели//Всю зиму торчат.... амфибрахий

Видим, что лишним здесь является стихотворение Ф.И. Тютчева.

Слайд 25.

  • М.Ю. Лермонтов “Листок”.
  • А.А. Фет “Ель рукавом мне тропинку завесила”.
  • Ф.И. Тютчев “С поляны коршун поднялся”.

Слайд 26.

  • Н.А. Некрасов “Дедушка”.
  • А.А. Фет “Морская даль во мгле туманной”.
  • Е.А. Баратынский “Весна, весна! как воздух чист”.

9. РЕФЛЕКСИЯ

Давайте вспомним, какова цель нашего урока?

Я предлагаю оценить каждому свои успехи, выразить отношение к сегодняшнему уроку.

Для этого воспользуемся схемами трёхсложных размеров стиха.

  • Дактиль – нисходящая интонация. Начертите эту схему, если вы недовольны своими успехами, было непонятно, урок не понравился.
  • Амфибрахий – более ровная интонация. Было скучно, однообразно, ничего нового.
  • Анапест – восходящая интонация. Всё понял. На уроке было интересно. Урок понравился.

Я вами довольна, моя схема перед вами.

Помните, что литература не относится к точным наукам. Литература – это искусство слова. При анализе стихотворения для нас на первом месте должны стоять чувства, эмоции, переживания, а определение стихотворного размера, рифмы является лишь подспорьем, помогающим нам понять замысел автора.