Авторская методическая разработка цикла уроков по теме "Музыка моего края"

Разделы: Музыка


Усиление национального самосознания обусловило рождение нового раздела программы “Музыка моего края”, в котором учащиеся узнают о некоторых характерных особенностях татарской народной и композиторской музыки. А через нее умение чувствовать красоту родной земли, уважение к ее истории и гордость за достижения нашей национальной культуры.

Цели.

1. Раскрыть содержание и историю развития татарской музыки.

2. Воспитание любви и гордости к родному краю.

3. Ознакомление с разновидностями татарских народных песен.

Тема урока Содержание Муз. материал
“Музыка моего края”. (Вводный) 1. Беседа: На берегу 4 рек: Волги, Камы, Вятки и Белой раскинулся Татарстан.

Живописны просторы нашего края, богаты ее недра. Льются по нему песни, раскрывающие красоту, приволье, богатство земли

2. Особенности звучания и исполнения татарских народных песен

3. Понятие - “пентатоника”

- “Камаринская” русский нар танец.

- “Бас кызым опипа” татарский нар. танец.

- “Родной Татарстан”.

- “Вниз по матушке по Волге” р.н.п.

- Симфония А. Ключарева

1 часть

- “Солнечный край” Л. Батыр - Булгари

“Разновидности татарских народных песен. ЭПОС (дастаны, мунаджаты, баиты) 1. Знакомство с разновидностью – Эпос.

2. В них отражается история народа. Это своеобразная летопись. В них рассказывается, чаще всего на одну и ту же мелодию, состоящую из 4-5 звуков, о судьбе простого народа

3. Развитие певческих навыков (распев, певческое дыхание, задушевность)

- “Солнечный край” Л. Батыр - Булгари.

- “Сак Сок” слушание.

- “Туган тел” разучивание.

- “Татарстан” слушание

Лирика (озын кюй, кыска кюй, авыл кюйлере) 1. Знакомство с разновидностью - Лирика.

2. Эта разновидность возникла очень давно, в эпоху булгарского государства. Это самый распространенный жанр и любимый народом. В них поется о красоте родного края, передающие любовь и гордость к этой красоте.

3. Знакомство с творчеством Н. Жиганова.

- “Тафтиллу” - слушание.

В исполнении Ильгама Шакирова.

- “Солнечный край”.

Исполнение.

- “Кошлар Кебет”.

(Словно птицы) в исполнении.

Айдара Файзрахманова.

- “Ой, был – былым”.

Слушание.

- “Сабантуй” разучивание.

- Н. Жиганов.

Симфония № 2 “Сабантуй”

Драма (плясовые, игровые, хороводные) 1. Знакомство с разновидностью - драма.

2. Эти песни появились очень давно, когда еще не применяли инструменты. Люди плясали и прихлопывали. Они обычно строятся из 2-х частей – медленный запев и быстрый припев. Сейчас такие песни сопровождаются игрой гармониста. Или исполняются с запевалами.

3. Работа над дикцией и характером исполнения шуточных песен

- Фрагмент из симфонии № 2 Н. Жиганова.

- “Сабантуй” исполнение.

- “Такмаклар” слушание.

- “Со вьюном я хожу” повторение.

- “Кария Закария” разучивание.

- “Тойме” (Бусы) в исполнении Ании Тушиевой.

- Игра “Растяпа”

Разновидности песен в обработке композиторов 1. Знакомство с инструментами татарского народа.

2. С понятием “обработка тем народных песен”.

3. С жанром музыки – сюита.

4. Обыгрывание песни “Кария Закария”

- “Кария Закария” исполнение.

- “Озорные частушки” Р. Щедрина.

- Попурри Звучание татарских народных инструментов.

- Сюита Н. Жиганова на татарские народные напевы.

- Ансамбль народных инструментов под управлением Харриса Нигматзянова

Композиторская музыка. Балет “Водяная” Э. Бакирова 1. Знакомство с творчеством Энвара Бакирова и балетом “Водяная” - балет о противоборстве добра и зла, где воспевается сила любви и верности, преодолевающих самые непреодолимые препятствия. - Дуэт Водяной и Алмая.

Слушание.

- Появление Сэрви и танец нечисти. Слушание.

- Финал. Слушание.

- “Родник” разучивание

Обобщение темы четверти Итоговый урок.

Урок № 1 (конспект урока)

Тема “Музыка моего края”. (Вводный)

Цель: раскрыть содержание и историю развития татарской музыки.

Задачи:

1. Воспитание любви и гордости к родному краю.

2. Ознакомление с разновидностями татарских народных песен.

3. Дать понятие “пентатоника”.

Введение. Через народную песню мы узнали о жизни народа. О его душевных переживаниях.

- назовите русский народный танец? (Камаринская)

Слушание “Камаринская”

Послушать и ответить:

- определить форму танца;

- инструмент;

- характер;

- характерные черты танца (притопы).

Слушание “Баз кызым Эпипе”

- Как называется татарский народный танец?

- Послушать и найти общее с предыдущим танцем. (Притопы)

Этот танец подвел к теме урока и четверти “Музыка моего края”

Беседа: (на фоне презентации видов Татарстана).

На берегу 4 рек: Волги, Камы, Вятки и Белой раскинулся Татарстан.

Живописны просторы нашего края, богаты ее недра. Льются по нему песни, раскрывающие красоту, приволье, богатство земли.

Слушание “Родной Татарстан”

- Послушайте звучание песни и определите разновидность ее.

Это озын кюй – что обозначает протяжный напев.

Приглушенные тембры, мягкость интонирования и манера петь в пол голоса – придают таким песням особую душевность и теплоту.

Вот так описывает Габдула Тукай в стихотворении.

Вчера я слышал - кто-то напевал
Наш, кровный, светлый, ласковый мотив... 
Щемил он сердце, думы напевал, 
До боли близок, вечен и красив...

Срываясь, переливы в тишине 
Поведали, чем жив родной народ, 
В напеве том понятны были мне 
Все триста лет страданий и невзгод.

Жил, столько бед претерпевая зря,
Жил, слезы проливая, горько жил, 
Но, чувством кровной общности горя, 
Народ в напев свои мечты вложил...

Стоял я, потрясенный глубиной 
Величия страдающей души.
Вставал Великий Булгар предо мной, 
Катила волны Белая в тиши...

Не снес я боли, подошел к нему, 
Спросил: "Земляк, что за напев - как стон?" 
Печально поглядев в ночную тьму, - 
Напев мой - Аллюки, - ответил он.

Звучит татарская народная песня “Аллюки” на слова Г. Тукая.

Песня “Вниз по Матушке по Волге”

- Какую вы знаете русскую народную песню?

Исполним ее и ответим на вопросы:

- Какие распевы в песне. (Протяжные, широкие, раздольные)

- Какой образ раскрывает песня? (Образ Волги)

- С каким чувством? (Любовь к реке, гордость за ее красоту, могущество)

Я не зря напомнила вам об этой песне. Вы сейчас услышите все выше перечисленное в симфонии А. Ключарева.

- Что такое симфония?

В 20-30 годы зародилась татарская симфоническая музыка. Ее родоначальниками являются Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, Александр Ключарев.

Александр Сергеевич Ключарев посвятил эту симфонию русской реке, ее легендарному прошлому.

Вот как сам композитор говорит о содержании своей симфонии: “Могучая, привольная река в моей симфонии предстает как символ любви к Родине, символ дружбы и братства живущих не ее берегах народов, символ величайшей красоты”

Эти слова подсказка вам к вопросу-

- Что вы представите, “увидите”, слушая эту музыку?

- Какие чувства передаются в ней?

(Простор, широта, приволье, красота, чувство гордости и любви к реке)

Волжская симфония А. Ключарева

- Послушайте фрагмент (начало) симфонии и сравните с началом песни “Вниз по матушке...”.

(Начинает как бы солист. Протяжная, сумрачная)

Может быть, Ключарев и не знал этой песни, но сколько сходства. Потому что эти два произведения об одном и том же, об одинаковых чувствах, о красоте и гордости за эту красоту.

“Солнечный край”, Л. Батыр-Булгари

Красота нашего края передается в песне Луизы Батар-Булгари

Распевание “пентатоника”.

Разучивание песни с припева.

Обсуждение содержания песни и развития мелодии.

Работа над звуковедением.

Итог Мы начали знакомится с разновидностями татаркой музыки.

- С какой разновидностью познакомились сегодня?

- Повторить значение новых слов.

Музыка моего края. Презентация