Краеведческая работа на уроках географии и во внеурочное время для старших подростков как одно из средств формирования успешной личности

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (8,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (8,2 МБ)


Краеведение - это способ сохранения и освоения исторического опыта. В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей “малой родине”. Введение краеведческого материала в программу средней школы приобщает учащихся к историческому процессу, является школой познания и методики мышления, школой воспитания историей и культурой, школой экологического образования. В ходе работы для меня, как для учителя географии, на первый план вышла задача формирования мотива учащихся в изучении краеведческого материала. Так оформилась исследовательская тема “Краеведческая работа на уроках географии и во внеурочное время для старших подростков как одно из средств формирования успешной личности”. Где объектом исследования является изучение становления мотива учащихся к изучению родного края. Предмет исследования: содержание деятельности учащихся, способствующее формированию устойчивого мотива по изучению географии и истории родного края. Работа над изучением краеведческого материала проходила через уроки, факультатив, элективные курсы “Тэрээбут туэлбэм” (Родной край), “Основы экологии”, “Растительный мир”, “Животный мир”, внеурочную проектную деятельность учащихся. При изучении программного материала по географии, параллельно старалась углублять знания учащихся по географии и истории родного края через исследовательские и реферативные работы. Тематика работ была разнообразной. Исследовательская работа развивает мыслительные навыки, необходимые не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать). Выводы: у учеников формируется (активная) позиция познавательной деятельности: устойчивая учебная мотивация; способность ставить цель и определять пути её достижения; способность к самоконтролю, самооценке результатов собственной деятельности; ученики приобретают навыки культуры совместного взаимодействия; способность переносить приобретённые навыки общения в различные сферы жизнедеятельности.

Под краеведением обычно понимают изучение края местными силами в совокупности явлений общественно- политических, культурных, экономических и природных. То есть краеведческие знания — комплексные знания, обычно и исторические и географические одновременно. Нужно отметить, что краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний. Это не только способ сохранения и освоения исторического опыта, но и обретение личного опыта, возможность социализации подростка, вовлечение ребёнка в деятельность наравне с взрослыми. Другими словами, это способ сохранения и освоения исторического опыта. В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей “малой родине”.

Краеведение позволяет приблизить историю страны к уровню зримых, конкретных её проявлений о родном крае, наполнить, её персоналиями, показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории, воспитывать уважение к истокам нашим, родной земле, языку, народным преданиям, обрядам и традициям. Поэтому введение краеведческого материала в программу средней школы приобщает учащихся к историческому процессу, является школой познания и методики мышления, школой воспитания историей и культурой, школой экологического образования.

Особенно возрастает роль и значение краеведческого образования в наши дни, когда страна и общество находятся на переломе, когда разрушаются многие стереотипы и концепции, резко повышается роль регионов. В этих условиях всё более возрастающее значение приобретает задача гуманизации школьного образования, то есть поворота знаний от технократической к целостной картине мира. Краеведение содействует формированию человека - гражданина, воспитанию любви к Родине, что является одной из целей гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы.

В ходе работы для меня, как для учителя географии, на первый план вышла задача формирования мотива учащихся в изучении краеведческого материала. Развитие мотивов у детей тесно связано с активной деятельностью, когда ребёнок что- то для удовлетворения ранее возникших потребностей. Когда ребёнок становится учеником, развитие его мотивации определяет смысл учения.

Так оформилась исследовательская тема “Краеведческая работа на уроках географии и во внеурочное время для старших подростков как одно из средств формирования успешной личности”. Где объектом исследования является изучение становления мотива учащихся к изучению родного края. Предмет исследования: содержание деятельности учащихся, способствующее формированию устойчивого мотива по изучению географии и истории родного края.

В первую группу включают широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями, ориентированные на усвоение способов добывания знаний, мотивы самообразования, направленные на самостоятельное совершенствования способов добывания знаний.

Ко второй группе относятся широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтоб быть полезным Родине, обществу, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности, а также узкие социальные (позиционные) мотивы, состоящие в стремлении занять определённую позицию, место в отношениях с окружающими, получить одобрение. Сюда относятся мотивы социального сотрудничества: желание общаться, сотрудничества. Сочетание мотивов и других побуждений составляют необходимое условие развитие личности школьника.

Работа над изучением краеведческого материала проходила через уроки, факультатив, элективные курсы “Тэрээбут туэлбэм” (Родной край), “Основы экологии”, “Растительный мир”, “Животный мир”, внеурочную проектную деятельность учащихся.

При изучении программного материала по географии, параллельно старалась углублять знания учащихся по географии и истории родного края через исследовательские и реферативные работы. Тематика работ была разнообразной.

Анализ содержания деятельности позволил сделать вывод, что у учащихся возникает устойчивый интерес, когда затрагивается личностная тема, и просматривается история (родословная семьи, история наслега, история семьи и история школы, история школы глазами педагогов, родителей, выпускников). То, что связано с местом, где находится твой дом, и стало той “ниточкой” формирования интереса, который позволили уже в дальнейшем учащимся заниматься серьёзной исследовательской работой. Так мотива личностный стал основой мотива внешнего.

В процессе исследовательской деятельности ценным является знание, добытое своим трудом, то, которым можно поделиться с другим. Эта продуктивная деятельность, направленная на создание учащимися нового продукта — интеллектуального, познавательного. Исследовательская работа развивает мыслительные навыки, необходимые не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать).

Развитию интереса и появлению мотива способствует детская проектная деятельность. Занятия в проектной группе имеют отличия от обычных школьных уроков. Эти отличия состоят и в построении занятий и в используемых средствах обучения. Метод работы в проектной деятельности построен по принципу самообразования, т. е. приобретения знаний путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Он является лишь консультантом, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи. Заниматься самообразованием нельзя насильно, потому главным в самостоятельных занятиях является интерес. Сформировав свой интерес, ученик ставит перед собой цель (самостоятельно или с помощью учителя) и стремится к её достижению. Когда учащиеся представляли свою работу, участвовали в проектной деятельности, они использовали возможность становления и развития своих коммуникативных навыков, удовлетворения своих интеллектуальных запросов.

Такая совместная работа учеников и учителей обеспечивает постепенный переход на равные позиции. Это позволяет ученику уверенней чувствовать себя на уроке и не бояться высказать свою точку зрения. Таким образом, своё отношение к проблеме показывают не только учителя, но и ученики, что позволяет создать полную картину обсуждаемой проблемы. Ребята получали удовлетворение от процесса и были удовлетворены результатами своей работы.

Результаты исследования: удовлетворение работой учащихся прослеживалось через мотив. Показателем устойчивого мотива являлось самостоятельное обращение учащихся к исследовательской деятельности. Это было основным критерием определения мотива познавательной деятельности. Критериями определения личностного роста был выбран показатель адаптивности в микросоциальных отношениях через изучение освоения учащимися социальных ролей. Метод изучения - наблюдение позволил увидеть такие сформированные навыки учащихся как умение делового и межличностного общения. Педагог управлял мотивом, и этот мотив двигал мой педагогический проект по мотивации учащихся в работе с краеведческим материалом.

Выводы: у учеников формируется (активная) позиция познавательной деятельности:

— устойчивая учебная мотивация;

— способность ставить цель и определять пути её достижения;

-способность к самоконтролю, самооценке результатов собственной деятельности;

— ученики приобретают навыки культуры совместного взаимодействия;

— способность переносить приобретённые навыки общения в различные сферы жизнедеятельности.

Литература

1. Краеведение и искусствознание в школе. Наука- сервис Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск 1996 год.

2. Методика историко-краеведческой работы в школе. Под редакцией Н.С. Борисова, Москва “Просвещение” 1982 год.

3. Методическое пособие для участников проектной деятельности. Эврика.

4. Психология развития школьников. Учебное пособие по психологии. Ростов н/Д: издательство “Феникс”, 2000 год.