Выявление одаренных детей и организация работы с ними

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


“Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”.
В.А.Сухомлинский

Актуальность

Время, в котором мы живем - это новый более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. Так уж совпало, что на рубеже веков в нашей стране происходит переосмысление идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства.

В условиях, сложившейся в стране ситуации важная роль в воспитании принадлежит школе. Школа несет колоссальную нагрузку и ответственность перед обществом и будущим за то поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелегкие задачи, стоящие перед обществом.

Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно “знаний, умений, навыков” к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Помочь ученику овладеть ими, стать успешным и найти себя как можно раньше, поможет организованная система работы.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.

Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов по сравнению с другими людьми в одном или нескольких видах деятельности.

Когда мы говорим о детской одарённости, то имеем в виду сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды.

“Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности”.

Цель работы: создать благоприятные условия для развития одаренных детей.

Задачи.

  • Выявить одаренных и способных учащихся.
  • Отобрать среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
  • Организовать систематическую работу с одаренными и способными детьми.

Ожидаемые результаты.

- расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов;

- рост личных достижений;

- создание атмосферы успеха;

-  повышение качества образования и воспитания школьников;

-   накопление опыта творческой деятельности;

- повышение количества учащихся, занятых в системе дополнительного образования.

Для выявления повышенных способностей ребенка были отобраны методики:

Для педагогов и родителей: (Приложение 1)

  • карта интересов;
  • “интеллектуальный портрет”;
  • характеристика ученика;
  • “карта индивидуальной одаренности”;
  • оценка общей одаренности;
  • “карта успешности школьников” .

Основные мероприятия по работе с одаренными детьми.

- разработка и внедрение программ по интересам;

- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

- участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- подбор исследовательских и творческих работ школьников;

- участие в научно-практических конференциях и семинарах по проблемам работы с одарёнными детьми;

Формы работы с одаренными учащимися:

  • индивидуальные и групповые занятия по предметам с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • предметные кружки ;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практические конференции;
  • участие в олимпиадах.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

План мероприятий по организации работы с одаренными детьми.

Мероприятия Сроки Ответственные
1 Диагностика одаренных детей Январь, май

ежегодно

Кл. руководитель, педагог-психолог
2 Создание и пополнение базы данных одаренных детей. постоянно  Кл. руководитель
3 Организация и проведение школьных олимпиад. Октябрь

ежегодно

Руководитель МО, кл. руководитель
4 Участие в районных, региональных олимпиадах Ноябрь, декабрь

ежегодно

Кл. руководитель, руководитель МО
5 Организация исследовательской деятельности учащихся постоянно Кл. руководитель
6 Участие учащихся в школьных, региональных и Всероссийских конкурсах, интеллектуальных марафонах постоянно Кл. руководитель
7 Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми Постоянно Учителя-

предметники

8 Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. Постоянно Администрация, кл. руководитель
9 Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей Сентябрь, январь

ежегодно

Кл. руководитель.
10 Разработка плана индивидуальной работы с одаренными детьми Август, ежегодно Кл. руководитель.
11 Составление рабочей программы занятий с одаренными детьми 1 раз в неделю Кл. руководитель.
12 Мониторинг результативности работы с одарёнными детьми. Май, ежегодно Кл. руководитель,

педагог-психолог

13 Распространение опыта работы с одаренными детьми В течение года Кл. руководитель, педагог-психолог
14 Организация психолого-педагогического просвещения родителей одарённых школьников В течение года Кл. руководитель, педагог-психолог

Результативность

Учащиеся являются активными участниками и победителями предметных олимпиад, конкурсов разного направления, активно занимаются исследовательской работой и имеют призовые места в научно-практической конференции “Первые шаги в науку”.

Как сказал Василий Александрович Сухомлинский, выдающийся педагог-новатор: “Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”. И мы стараемся для своих детей в школе создать такие условия.

Список литературы

  1. Н.Б. Шумакова “Обучение и развитие одаренных детей”. Москва-Воронеж, 2004 г.
  2. А.И. Савенков “Одаренные дети в детском саду и школе”. Москва, 2000 г.
  3. С.Г. Яковлева “Интеллектуальный марафон: задания, решения, материалы”. Самара, 2009 г.